"Безумству храбрых поём мы песню!"
Максим Горький
***
На мой взгляд, "Хроники" - первый фильм Ленинианы, в котором есть сострадание к Ильичу, великомученику Русской революции.
Кино не только про Ленина-Сталина-Троцкого, Николая II, Горького, Распутина и легион реальных исторических фигур и персонажей, придуманных авторами сценария. И о нас тоже, несовершенных потомках торжества большевистских идей и деяний 1917 года.
"Хроники" - художественное отражение Русской революции, обращенное в день сегодняшний.
День Революции
Помню, как студентами 7 ноября мы участвовали в народном гулянии. Наш маршрут был полон революционной символики. Демонстрация начиналась на улице Ленина, потом долго тянулась по ул. Дзержинского в окружении чекиста Урицкого, террориста Халтурина, утописта Фурье, цареубийцы Желябова, пламенных большевиков Свердлова и Володарского, немца Карла Либкнехта с выходом на центральную площадь им. Сергея Кирова, где стояли трибуны для гостей и хозяев. Мы, студенты университета им. Жданова, знали, кому принадлежат эти имена-названия, но о взаимосвязи наших судеб особо не задумывались.
Тот день - весёлый пьяный островок среди затянувшихся учебных и рабочих будней. Других праздничных выходных между маем и ноябрём в эпоху СССР не было.
Более 70 лет советская страна с разной степенью беспечности отмечала свой главный исторический день. С началом 90-х праздник уступил место ельцинскому Дню согласия и примирения, в ХХI веке - Дню народного единства.
Недоторжество́-2025 по случаю 108-й годовщины Великого Октября вновь прогремело на всю страну благодаря 16-серийной эпопее "Хроники русской революции", показанной ТВ-каналом "Россия" в преддверии праздника.
Фильм Андрея Кончаловского всколыхнул общество, и случилось нечто, напоминающее хрестоматийное событие 1917 года. Словно в отместку некто скупил все билеты на борт крейсера "Аврора" и оттуда лупанул залпом по новому творению мэтра, аккурат в год его 88-летия.
Невтерпёж
Недопустимо пропустить такой сериал, даже если вконец облениться. Можно не соглашаться с автором (он же сценарист вместе с Еленой Киселёвой) и его трактовками, но по ходу экранного действия дух захватывает. И от исторической достоверности, одна Мария Спиридонова чего стоит, и от фантазий создателя-режиссера.
Было? Не было? Но могло быть.
Признаюсь, я не фанат Кончаловского. Но "Хроники" увлекли-завлекли, и даже при недостаточном знании его фильмографии, мне думается, что этот сериал стал вершиной творческой биографии АК, с учётом его возраста - кончаловским "я всё сказал". При кажущихся огрехах (у кого их не бывает?) - киноклассика наших дней, смелая, несущая живое "новое слово".
Между сериями решил почитать медийные отклики с разбором полётов. Учитывая среднюю температуру по больнице, психологический климат в сегодняшнем обществе, не был удивлен общей тональностью. За редким исключением обошлось без добрых слов в адрес сериала и его создателей (или я что-то пропустил?).
Вот лишь несколько характерных заголовков из интернета и СМИ:
- Заряжай "Аврору": Что не так с сериалом "Хроники русской революции"?
- Разоблачение сериала "Хроники русской революции" Андрея Кончаловского: Император без изъяна и прочие мерзавцы
- Святые цари и клоуны-революционеры: на что потратили миллионы в новом сериале о революции
- Почему не стоит смотреть "Хроники русской революции" Кончаловского?
- Не только Ленина опошлил режиссёр Кончаловский, но и любовь у него в фильме какая-то низкая
- Народ не обманешь (даже если твоя фамилия Кончаловский)...
И т.д., и т.п.
Что ж, господин режиссёр, назвался груздем - полезай в кузов общественного мнения. Критика - дело полезное, особенно когда есть за что, включая избыток авторской фантазии, но лично я против согласованных залпов "Авроры", да еще с продолжением, как у неких блогеров-стотысячников. Так недалеко и до "культуры отмены".
Из искры возгорится пламя. Статейки под видом "рецензий", выскочившие на общественный простор как шайка чертей из медийной табакерки, причем одномоментно, словно по заказу, да еще в сопровождении армии троллей, взрываются снопом искр, призванных разжечь мировой пожар местного значения. И надо признать, это им удаётся, хоть брошюру издавай с названием "Невтерпёж" в стиле лесковского "Некуда", только со знаком минус.
"Невтерпёж" в нашем случае - это когда авторы "рецензий" вместе с их троллями подпитывают мысль читателя страхом перед иным мнением, накопившимся стрессом, лепят образ врага, чтобы было на кого науськивать, кем кормить злобу и желчь. Плюс (в смысле "минус") человеческая лень, незнание истории, неприятие разных трактовок, утрата привычки к чтению, размышлению над прочитанным. В итоге у читателей появляется острое желание публично выпятиться за счёт хлестких (как считают их авторы), выходящих за рамки приличия комментов.
Ох уж эти комментаторы, как же им невтерпёж!
Другие комменты
В качестве ответной меры я решил написать эту заметку с опорой на мнение "других читателей".
Перелопатил несколько сот комментов, старания увенчались скромным успехом. Собрал тексты людей, явно посмотревших сериал, чуток шлифанул, отштукатурил, поубавил резкости, кое-что добавил от себя (все комментаторы братья). В итоге получилась сборная солянка мнений "за" сериал. Разбил по темам, в качестве заголовков для них использовал контраргументы тех, кто "против".
"Даже хуже, чем Михалков"
- В Кончаловском сидит нестареющий бесёнок, который подначивает младшего брата - а ты так сможешь? или слабо? Скорее, последнее...
- Кончаловский показал Михалкову, кто в доме кино сегодня хозяин.
- Остросюжетный исторический триллер без михалковского барства, пафоса и назидания.
"Кончаловский старик, и секса такого в России не было!"
Львиная доля негатива в комментах приходится на выдуманную героиню Ариадну Славину, порицаемую за любовные утехи и многочисленных любовников. Словно в те годы не было ни подъема феминизма, ни свободной любви, ни кокаина с эпидемиями "венеры".
"Да нет же, не могло быть такого низкого разврата!", - кричат комменты "против". Но что тогда делать с литературой 20-30 годов, с писателями, среди которых немало прямых свидетелей и участников тех событий? Отправить в бан?
Хрестоматийный пример - Вс. Вишневский, матрос-пулеметчик, автор самой популярной в советское время пьесы, написанной в 1932-33 годах. Фразу хрипатого Вожака, матроса-анархиста (его играет великий Борис Андреев), с упоминанием болезни, распространённой среди революционных матросов, знал каждый, кто видел фильм с Вячеславом Тихоновым в одной из главных ролей. Кино по пьесе Вишневского "Оптимистическая трагедия" в 60-х по телику смотрели все, включая дошколят, возрастных ограничений на правду-матку не существовало.
Вернемся к "Хроникам". Пожалуй, не меньше отравленных стрел пущено в адрес актрисы Юлии Высоцкой - и за эту роль, и за то, что жена режиссёра, значит "сама развратница", намёк на якобы шашни с актёром Борисовым.
Апофеоз темы "низкая любовь" в комменте некой дамы из двух предложений: "У Кончаловского крыша поехала, возраст!!! Опошлил все, a молодое поколение поверит".
Вам отвечают:
- Секс господам-товарищам, понимаете ли, в сериале не понравился, так его там в привычном для современного кино смысле нет вовсе, ни одной голой натуры. Все мы родом из СССР, где "секса не было", но зачем же сегодня стулья ломать и себя в этом деле показывать? У Кончаловского "это секс у того, у кого надо секс". Автор "рецензии" не знал, что настоящая страсть и такой бывает? Бедолага...
- Неужели в молодости вы не занимались любовью в необычной обстановке? На полу, в ванной комнате, на биллиардном столе, да хоть на каком столе? Нет? Ну, тогда нам с вами не о чём разговаривать, мы пойдем другим путём...
- Вроде как евнух-провокатор рецензию писал, да ладно с ним... Сериал то классный, идёт по восходящей, становится лучше от серии к серии, как и подобает настоящему кино. Некоторые сцены поразительны по силе. Например, когда выдуманный герой-любовник встречается с выдуманной героиней, любимой любовницей, за столиком в "Подвале бродячей собаки" (питерское арт-кабаре начала прошлого века; прим. автора). Редкий талант может позволить зрителю наблюдать за подобным сюжетом и его персонажами так близко, словно чуть отодвинута занавеска, и современный зритель видит прошлое, до него рукой подать.
"Карикатура на историю, на Ленина"
- Прекрасная массовка, бережно, с подлинной исторической аккуратностью прописаны лица, как исторические, так и выдуманные авторами сериала. Наконец-то мы увидели героиню двух русских революций, эссерку Марию Спиридонову (актриса Мария Биорк; прим. автора), о ней лишь полстрочки в учебниках по истории.
- Научно доказанный факт: политический авантюрист Александр Парвус (Израиль Лазаревич Гельфанд) жарится на сковородке в аду. Исторический типчик из первого ряда тех, кто желал России не революционного обновления, а полнейшего унижения. Возможно, Кончаловский, как и многие другие, возжелал земного наказания, отсюда и сцена гангстерского наезда "банды" Ленина-Горького с угрозой сделать Парвусу второе обрезание. Режиссер что хозяин-барин, имеет право на художественный вымысел, тут хоть закричись "а был ли пальчик?".
- Главные и второстепенные роли - класс, спасибо всем артистам и создателям сериала. Не ожидал такого высокого уровня от Высоцкой, зачёт. Ткачук в роли вождя революции - новое слово в Лениниане...
- Евгений Ткачук - один из лучших актёров России за последние лет двадцать, смотришь на его Ленина, и многое понятным становится, почему в 1917-м было именно так...
- Понравился и самый спорный Ленин (все голливуды не стоят нашего Ткачука). До 12-й серии его Ленин чуток комичный, под опекой маменьки (Крупская) и дяденьки (Сталин). Безоглядный капризный гений-подросток. После октябрьской революции Ленин заматерел. Человек революционной целесообразности, слова Троцкого "лес рубят, щепки летят" ему к лицу. Именно такой персонаж с опорой на романтизм бурной рр-революционной молодости и равнодушие Ленина-вождя к ценности человеческой жизни (когда речь не о близких людях, не о Горьком, а о всех прочих) и мог в то безумное время перевернуть мир, что и сотворили Ильич и его команда большевиков. А умой-руки умники (типа Плеханова) - мимо, не могли и не смогли бы...
- Если сравнивать картавого Ленина-Ткачука и красавца Николая II-Ефремова, то благодаря Кончаловскому начинаешь понимать, насколько Ленин при всей его "карикатурности", как вопиют особо пылкие комментаторы, был круче царя Николая, который при всех своих внешних достоинствах и благородном трагизме, в самый трудный момент истории, по сути, оставил, бросил страну и миллионы людей, наших с вами прабабушек и прадедушек. Ленин в этом точно не виноват. Искупил ли Николай это деяние своей страшной кончиной? Нам об этом неведомо.
- Ленинские фразы "Нас тут не кокнут? " и "карто-ошечка" - мемы сегодняшнего дня.
За Ленина, за Сталина?
Почему на "Хроники" словно по команде накинулись властители торопливых дум, вхожие в "ненасытную касту" (говоря словами экранного Сталина), рецензенты из центральных СМИ, блогеры-массовики и прочая пишущая братия?
Из-за спорного образа Ленина? Сериал охватывает события с 1905 по 1924 год. В конце жизни вождя Кончаловский и Ткачук показывают нам совершенно незнакомого Владимира Ульянова, уже на грани физической смерти, запертого соратниками в Горках, трагически одинокого. Такого Ильича прежние поборники кино-нравственности от нас скрывали, мы только могли догадываться о его существовании, разглядывая редкие фото тяжелобольного Ленина.
Однако, думаю, не только из-за Ленина, сколько из-за "нового слова" о Сталине. Впервые в нашем кино будущий "кровавый тиран" показан по-человечески детально, не лубочно-картинно, а с разных сторон, и с положительной, сильной тоже. Настоящий Коба, хитрец, умница, ловкий тактик и великий стратег, умелый манипулятор, прибирающий власть "ненасытной касты" к своим жестоким аскетичным рукам.
Меня, возможно, спросят: "А ты откуда знаешь? Встречался лично со Сталиным?". Отвечаю. Во-первых, есть фотографии и кинохроника тех лет, сходство заметное, хотя Иосиф Виссарионович в сериале поострее лицом, чем его реальный прототип. Во-вторых, у меня есть воображение. А что интересного есть у безоглядных критиков "Хроник русской революции"?
Крым, конечно, наш, но и Сталина на нас порой не хватает.
Вниманию уважаемых комментаторов. Не вредности автора ради, а токмо волею революционной целесообразности. Шаг влево (хамство), шаг вправо (сквернословие) - бан на месте без права на переписку.
Сцены и кадры. "Хроники русской революции" (часть 2)