Найти в Дзене
АЛИ АЛБАНВИ

Сведения о пребывании «армии Лакзийа» в Исфахане [1785]

На фото: Лезгины/Дагестан // The tribes in 18th- and 19th-century Iran distribution of major tribal groups around 1800. «1199/1784-85 г. Ака-Мухаммад-хан завоёвывает Тегеран. Затем ‘Али-Мурад-хан [ум. 10-го или 11-го февраля 1785 г. — шах Персии из династии Зандов. — прим. А.А.] призвал своего сводного брата Джа’фар-хана [ум. 23-го января 1789 г. — шах Персии из династии Зандов. — прим. А.А.], находившегося в Курдистане, и отправил его в Тегеран для наведения порядка в Адербейджане и Хамсе. Прибыв в эти края, Джа’фар-хан проявил своеволие и непокорность и двинулся через Каламрав-и Али Шакар [Qalamrav-e Ali Shakar; то есть, через провинцию Хамадан] в Исфахан. Когда ‘Али-Мурад-хану сообщили об этом, он первым делом распустил армию под командованием Джа’фар-хана и приказал ей отправляться домой. По прибытии этого приказа армия Джа’фар-хана рассеялась. Джа’фар-хан, раскаявшись, отправился в Хамадан, а оттуда в Каззаз [Kazzaz; регион к юго-западу от Султан-абада/Арака], поскольку в Хамадане
На фото: Лезгины/Дагестан // The tribes in 18th- and 19th-century Iran distribution of major tribal groups around 1800.
На фото: Лезгины/Дагестан // The tribes in 18th- and 19th-century Iran distribution of major tribal groups around 1800.

«1199/1784-85 г. Ака-Мухаммад-хан завоёвывает Тегеран.

Затем ‘Али-Мурад-хан [ум. 10-го или 11-го февраля 1785 г. — шах Персии из династии Зандов. — прим. А.А.] призвал своего сводного брата Джа’фар-хана [ум. 23-го января 1789 г. — шах Персии из династии Зандов. — прим. А.А.], находившегося в Курдистане, и отправил его в Тегеран для наведения порядка в Адербейджане и Хамсе. Прибыв в эти края, Джа’фар-хан проявил своеволие и непокорность и двинулся через Каламрав-и Али Шакар [Qalamrav-e Ali Shakar; то есть, через провинцию Хамадан] в Исфахан. Когда ‘Али-Мурад-хану сообщили об этом, он первым делом распустил армию под командованием Джа’фар-хана и приказал ей отправляться домой. По прибытии этого приказа армия Джа’фар-хана рассеялась. Джа’фар-хан, раскаявшись, отправился в Хамадан, а оттуда в Каззаз [Kazzaz; регион к юго-западу от Султан-абада/Арака], поскольку в Хамадане ему не удалось достичь своей цели.

В Каззазе к нему присоединилась группа солдат, которые во время похода на Мазандаран поссорились с Ростам-ханом и бежали. Покойный градоначальник Шираза Мухаммад, который в то время служил при дворе ‘Али-Мурад-хана, пишет [в своем дневнике]:

«‘Али-Мурад-хан, который до своей болезни — не был привык к вину, стал пьяницей из-за плохого состояния государства и распространяющегося разврата, и его здоровье ослабло. Его мать, которая была также матерью Джа’фар-хана, сообщила последнему, что ‘Али-Мурад-хан находится в плохом состоянии здоровья; что нет надежды на выздоровление. Тогда Джа’фар-хан покинул Зенджан и поднял знамя восстания. Когда ‘Али-Мурад-хану сообщили об этом, он передал Тегеран своему [15-летнему сыну. — прим. А.А.] сыну, шайху Вайс-хану, и, несмотря на тяжёлую болезнь, холод и снег, отправился в Исфахан. 1-го числа месяца раби’а ас-сани [10-го февраля 1785 года] того же года он скончался в Мурча-йе Хурте [Murcha-ye Khurt] [примерно в 30 милях к северо-северо-востоку от Исфахана; стр. 20.].

Когда ‘Али-Мурад-хан [Ali Murad Khan Zand] покинул Исфахан и отправился в Тегеран, он назначил Бакир-хана Хурасани [Baqer Khan-e Khorasgani] правителем Исфахана. Получив известие о смерти правителя, Бакир-хан возомнил, что может взять на себя правление. Он принял королевские знаки отличия ‘Али-Мурад-хана и призвал 4 000 или 5 000 мушкетёров из магалов Чахар [«Четыре района», регион к западу от Исфахана], Самирома [примерно в 90 милях к югу от Исфахана], Кордона [примерно в 55 милях к востоку-юго-востоку от Исфахана] и Комеши [сейчас называется Шахреза, примерно в 50 милях к югу от Исфахана.].

Затем он [Бакир-хан. — прим. А.А.] созвал знатных людей из армии Лакзийа [the Lakziya army/Sepah-e Lakziya/Сипах-и Лакзийа; прим. пер. Хериберта Буссе: «ал-Лакзи» происходит от Лакза, названия народа [лезгин] Южного Дагестана»], стоявших в Исфахане, раскрыл им свои тайные планы, и покорил их обещаниями и наградами.

Он [Бакир-хан. — прим. А.А.] проследовал из своего дома в Талар-и Тавила [«Длинный зал», часть знаменитого дворца Али-Капу, который во времена Сафавидов использовался как королевский зал для приемов] и взошёл на трон с королевским великолепием. Его имя упоминалось на кафедрах и чеканилось на монетах. С различными сословиями он беседовал, как царь. На кафедрах и на монетах его величали «Шах Бакир» [Shah Baqer]. Когда Шах Бакир услышал звук пушек Джа’фар-хана со станции Чал-и Сийах [Chal-e Seyah; [«Черный колодец», возможно, то же самое, что и Чах-е Сийах, примерно в 20 милях к северо-западу от Исфахана], он встревожился и дал вельможам армии огромную сумму денег из казны ‘Али-Мурад-хана, чтобы они выступили против армии Джа’фар-хана для укрепления его власти. Они покинули город через одни ворота и вернулись через другие менее чем за час.

Днем, в четверг 7-го числа месяца раби’а II [16-го февраля 1785 года], через четыре с половиной дня после восшествия Шах Бакира на престол, от 5 000 до 6 000 воинов племён вошли с мечами в руках в Талар-и Тавила [Talar-e Tavila]. Шах Бакир, получив три или четыре удара, скрылся в другом здании и бежал через дворец Бехешт-Айн [Behesht A’in Palace]. Воины племени сообщили об этой дарованной Богом победе Джа’фар-хану и пригласили его в город [стр. 21.].

На следующий день Джа’фар-хан с помпой въехал в Исфахан и принял власть. Два дня спустя Шах Бакир был арестован в Тудештк [Tudashk], доставлен к Джа’фар-хану и заключен в тюрьму. Джа’фар-хан каждый день повторял в общественных приемных:

«Хвала Небесам, что я завоевал унаследованную империю мечом и обрел власть моих отцов и предков».

Когда Ага-Мухаммад-хан получил известие о смерти ‘Али-Мурад-хана, он без колебаний покинул Мазандаран. Когда он подъехал к Тегерану, жители закрыли ворота и отправили ему следующее послание:

«Джа’фар-хан взошёл на трон в Исфахане. Мы — послушные слуги царя. Мы повинуемся каждому, кто восходит на трон».

Ага-Мухаммад-хан [Agha Muhammad Khan] согласился на предложение и отбыл в Исфахан. Когда Джа’фар-хан услышал об этом, он счёл это, по сравнению со своей собственной храбростью и опытом, сказкой, ничего не стоящей. Он сделал поверхностные приготовления и отправил отряд под командованием Наджаф-хана, своего дяди по матери, в Кум. Когда Наджаф-хан прибыл к лагерю Каджаров, он бежал, не дав боя. Тогда Джа’фар-хан послал 7 000 кавалерии и пехоты под командованием Ахмад-хана, сына Азад-хана Афгана [Azad Khan-e Afghan; ум. в 1781 году; в седьмом томе «The Cambridge History of Iran» сыном пуштунского военачальника Азад-хана Афгана назван Махмуд-хан. — прим. А.А.], на поддержку Наджаф-хана Армия Ака-Мухаммад-хана медленно и осторожно продвигалась от Кума к Кашану. Предположив, что армия Каджаров бежит и станет его лёгкой добычей, Ахмад-хан с большой поспешностью выступил в поход. Встретившись с армией Каджаров близ Наср-абада, близ Кашана, он бежал после короткой стычки, и армия Зандов была разгромлена. Узнав о поражении, Джа’фар-хан был настолько напуган, что даже не поужинал; он бросил царские регалии, даже кальян Карим-хана Векила, украшенный драгоценными камнями, мать, сестёр и 23 служанки царского гарема, и бежал в Шираз до восхода солнца [стр. 22.].

На следующий день Ака-Мухаммад-хан и его армия вошли в Исфахан. Два месяца спустя Ака-Мухаммад-хан отправился на завоевание Ирака [то есть «персидского Ирака», области к северо-западу от Исфахана, вплоть до Хамадана и Кума] и покорения Ахмад-хан Афгана и племени бахтияри. Подчинив мятежников, он вернулся в Исфахан. Затем губернаторство Исфахана было поручено Бакир-хану Хурасани, который некоторое время находился в плену у Джа’фар-хана. 27-го шавваля того же года [1-го сентября 1785 года] Ага-Мухаммад-хан отправился на завоевание Тегерана, отправив вперёд Меджнун-хана Пазуки [Majnun Khan-e Pazuki; в эпоху Сафавидов Пазуки жили в Семнане и Дамаванде, регионе к востоку и северу от Тегерана]. Прибыв в Тегеран, Меджнун-хан занял город и сообщил Ага-Мухаммад-хану о завоевании. Затем королевский двор двинулся через Хамадан в Тегеран. В воскресенье, в 1-й день II джумад ал-аля 1200 года [1-го марта 1786 года], когда солнце вошло в знак Овна, Ага-Мухаммад-хан взошёл на престол мировой империи» [стр. 23.]. [см. «History of Persia under Qājār rule», 1972].

Автор перевода с примечаниями: ‘Али Албанви

Примечания:

№1. Немецкий востоковед Хериберт Буссе [анг. Heribert Busse; годы жизни: 1926–2024] в своей работе «История Персии под властью Каджаров» [перевод персидского сочинения Хасана Фаса’и [1821–1898] «Фарс-нама Насири» [рус. «Книга Насира о Фарсе»], 1972 г.] приводит сведения о том, что не ранее 10-го февраля 1785 года Бакир-хан Хурасани [правитель Исфахана, ставленник уже покойного ‘Али-Мурад-хана] «созвал знатных людей из армии Лакзийа [the Lakziya army/Sepah-e Lakziya/Сипах-и Лакзийа] стоявших в Исфахане, раскрыл им свои тайные планы, и покорил их обещаниями и наградами».

В примечаниях к этому тексту Хериберт Буссе пишет, что «ал-Лакзи» происходит от Лакза, названия народа [лезгин] Южного Дагестана, иными словами упомянутое войско отожествляется им с кавказскими лезгинами. Однако такое отожествление может быть и ошибочным, и вот почему. Всё дело в том, что несмотря имеющиеся исторические сведения о пребывании лезгин главным образом в Афганистане [т. е. на востоке Персидской империи], сведения о пребывании лезгин в центральной части Ирана встречаются впервые, да ещё и целой «армии Лакзийа».

О ситуации, когда под упоминанием «Лакзи» [т. е. лезгин] могли подразумевать какое-то другое, местное пуштунское племя [и, наоборот] впервые написал канадский исследователь из г. Келоуна [Британская Колумбия, Канада], специалист по истории Афганистана Саджад Неджати [анг. Sajjad Nejatie], который обратил своё внимание на один возможный [по его мнению] ошибочный перевод сочинения пуштунского историка Гандапури. По мнению Саджада Неджати, такая ошибка «возможно, связана с тем, что на протяжении всего своего труда он [Гандапури] ошибочно смешивает лазги/лезгины [анг. Lazgīs; тур. Lezgiyân], коренной народ Дагестана, и Алакоза’и [анг. Alakōzaʾī], афганский клан, связанный с конфедерацией племён абдали. Эта путаница, по-видимому, возникает из-за схожего написания имён «Lazgī» [которое в источниках также пишется как «Lagzī»] и «Алакоза’и» [анг. Alakōzaʾī] в персидском письме».

В пользу ошибочности отожествления «армии Лакзийа» с предками современных лезгин также может говорит вовлеченность в упомянутые события 7 000-й кавалерии и пехоты под командованием Ахмад-хана [или Махмуд-хана; анг. Mahmud Khan, son of Azad Khan Afghani], сына пуштунского военачальника Азад-хана Афганского [ум. 1781].

Таким образом приводимые сведения из сочинения Хасана Фаса’и [1821–1898] — «Фарс-нама Насири» [рус. «Книга Насира о Фарсе»] о наличии «Сипах-и Лакзийа» в Исфахане — требуют дополнительных проработок и уточнений.

№2. Алакоза’и [пушту. букв. «потомок Алако»] — пуштунское племя в Афганистане. Это одно из четырёх племён племенной конфедерации дуррани-пуштунов Зирак [анг. Zirak]. Их предком-эпонимом считается Алако [анг. Alako], сын короля Зирак-хана [анг. Zirak Khan], сына Абдала [анг. Abdal], сына Тарина [анг. Tareen]. Варианты написания включают [анг.]: «Alakozi», «Alakoozi», «Alekozai», «Alekuzei», «Alikozai», «Alakozai», «Alakozay», «Alkozai», «Alokzai», «Hulakozai», «Alecozay», «Alikusi», «Alakōzaʾī» and «Alakuzei». Племя Алакоза’и проживает преимущественно в провинциях Гильменд, Кандагар, Кабул, Лагман, округе Кунар-Саркани и Герат в Афганистане и составляет большинство населения округа Сангин. Джалдак, расположенный в 110 км к северо-востоку от Кандагара, является исконной родиной племени Алакоза’и. Племя алкозаев проживает от Фараха до Кандагара и составляет большинство в округе Аргандаб [Arghandab]. Округ Аргандаб был передан племени Алакоза’и королём Надир-шахом, который с помощью Алакоза’и в 1738 году разрушил империю Сафавидов в Персии. Греческие историки называли Аргандаб Алакоза’и, или «Землёй Арако/Алако» [см. «Antonio Giustozzi. Decoding the New Taliban: Insights from the Afghan Field». 2012 г., «International Encyclopaedia of Islamic Dynasties», 2000 г.]. Известно, что горцы-пуштуны были вооружены ружьями, саблями, короткими мечами и длинными ножами. Каждый взрослый член племени был вооружён и мастерски владел своим оружием, никогда с ним не расставался.

Источник мой блог на ПРОЗЕ.

Литература

  • 1. ‘Али Албанви. Да’уд-бек ал-Мушкури: новые сведения из биографии правителя Ширвана, Лезгистана и Дагестана: сборник документов, статей и переводов. Книга третья. – Махачкала: ООО «Издательство «Лотос». 2026. С. 541–542.
  • 2. History of Persia under Qājār rule. Translated from the Persian of Hasan-e Fasā’t’s Fārsnāma-ye Nāseri by Heribert Busse. — Columbia University Press, New York & London. 1972. P. 20; 22; 23; 467. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://gclnk.com/MtWayPMc, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.11.2025). — Яз. анг.
  • 3. The Cambridge History of Iran. Volume 7. From Nadir Shah to The Islamic Republic edited by Peter Avery. Lecturer in Persian, University of Cambridge, Gavin Hambly Professor of History, The University of Texas at Dallas and Charles Melville Lecturer in Islamic Studies, University of Cambridge. – Cambridge University Press, 2008. P. 114–115. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/wall-53940281_2597, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.11.2025). — Яз. анг.
  • 4. Daniel T. Potts. Agreeable News from Persia. Iran in the Colonial and Early Republican American Press, 1712–1848. 2022. P. 621. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3QHHok, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.11.2025). — Яз. анг.