Найти в Дзене
Raksonka

Обзор на "Когда плачут Цикады". Часть 3: Финал "Празднования"

Наконец-то можно переходить и к финалу, благо у меня есть что сказать. Вновь предупреждаю о спойлерах. «Глава о Праздновании» вышла, как по мне, слабым финалом. Главной проблемой является конечно его хронометраж. Дело в том, что далеко не вся глава посвящена непосредственно концовке. Где-то 2\3 занимает огромная предыстория Миё Такано, подробное объяснение работы синдрома и внутренней составляющей института, падению в безумие Сатоко и тайне пропажи Сатоши. И уже на остаток времени быстро-быстро происходит финал. Соответственно у авторов банально не хватает времени внятно завершить все проблемы и конфликты Хинамизавы, от чего сюжет скатывается в какой-то рай роялей из кустов, где все проблемы решаются по щелчку пальцев или игнорируются вовсе. Ярчайшим примером является Шион, которая в концовке просто стала декорацией, без какой-либо арки искупления или пути принятия своих ошибок. Серьёзно, у нее психологических проблем и конфликтов в окружающими выше крыши, а сюжет либо их игнорирует,

Наконец-то можно переходить и к финалу, благо у меня есть что сказать. Вновь предупреждаю о спойлерах.

«Глава о Праздновании» вышла, как по мне, слабым финалом. Главной проблемой является конечно его хронометраж. Дело в том, что далеко не вся глава посвящена непосредственно концовке. Где-то 2\3 занимает огромная предыстория Миё Такано, подробное объяснение работы синдрома и внутренней составляющей института, падению в безумие Сатоко и тайне пропажи Сатоши. И уже на остаток времени быстро-быстро происходит финал. Соответственно у авторов банально не хватает времени внятно завершить все проблемы и конфликты Хинамизавы, от чего сюжет скатывается в какой-то рай роялей из кустов, где все проблемы решаются по щелчку пальцев или игнорируются вовсе. Ярчайшим примером является Шион, которая в концовке просто стала декорацией, без какой-либо арки искупления или пути принятия своих ошибок. Серьёзно, у нее психологических проблем и конфликтов в окружающими выше крыши, а сюжет либо их игнорирует, либо решает на от@бсь. Но не одной влюблённой психопаткой едины. Мион так и не решила своей проблемы с сестрой (нам просто сказали: лол их не было) и не преодолела свою неуверенность в себе. Рена так и не избавилась от само призрения и радикальной набожности. Любовь Кейчи и Мион так и осталась в «Хлопковых корабликах». Подонки Орё, Рина, Топппэй так и не получил по заслугам, а Рену, Кейчи и Шион оправдали синдромом. Ойши внезапно подобрел к якудзам Сонозаки, несмотря на то, что по идее идейно противостоит им (мужик вроде позиционируется как почти честный мент). Все жители Хинамизавы, которые годами травили невинных Сатоко и Сатоши, внезапно подобрели и вообще их любят. Финал «Главы о потерянном времени» оказался просто байтом на эмоции, и жена Акасаки не умерла, а поэтому он пришел спасти Рику. И так можно еще долго продолжать. К сожалению, роялей из кустов в один момент становится настолько много, что воспринимать сюжет в серьез просто не получается. Настолько всё идеально складывается для героев, что уже хочешь от сахарности на стену лесть.

Но словно этого мало, так на помощь к роялям идет сюжетная броня. Герои банально непобедимы и не убиваемы. Ямайно, которые ранее позиционировались как профессионалы своего дела, в этой главе представлены как непроходимые дегенераты, которых пачками побеждают школьники, вооружённые битой и тесаком или Акасака голыми руками. Но даже если сила дружбы не сработает, то всегда ситуацию сможет спасти чит от Ханю как было с последней пулей Такано. Шутка ли, но в финале истории с возрастным рейтингом 18+ никто по итогу не умирает. Соответственно сопереживать героям банально не выходит, ибо в любой спорной ситуации произойдёт чудо, которое решит все их проблемы по щелчку пальцев. Абсолютно улетучивается чувство опасности, которое им грозит. Финал очень успешно умудрился растерять тот серьезный настрой, который сохраняла история ранее, от чего испытываешь тот еще диссонанс.

Но это лишь верхушка айсберга. Главным же недостатком «Празднования» я считаю Рику Фурудэ. В этой главе жрица начинает натурально бесить. Мало того, что ради нее задвинули на третий план Кейчи, который до этого двигал повествование аж пяти глав, так еще она страдает весь сюжет натуральной фигней!!! Рика почти ничего не делает, дабы победить Миё, предпочитая прятаться за ротой друзей и рояльно появившихся союзников. Так мало того, Фурудэ ещё и бесит своим постоянным нытьем. То все пропало. То вроде нет. То снова все пропало, можно идти вешаться. То, о чудо, Кейчи все разрулил, балдеж… И окей, если бы Рика была по возрасту как Сатоко или хотя бы как сам Кей, то вопросов не было бы. Но тут то это не так. Мне кажется немного стыдно скидывать всю ответственность на натуральных детей, будучи (морально) взрослым человеком. Особенно меня выбесило ее поведение, когда Шион решила пожертвовать собой ради "друзей". Что сделала наша героиня, которая морально старше суммы возрастов всех своих одноклассников, умноженных на два??? Правильно – начала истереть, что не хочет жертвовать Шион, отказываясь бежать тем самым обнулив жертву сестры подруги. Офигено. Вот тебе и человек за 100 лет. Черт, там Рена (а ей всего 14-16 лет) реагирует на это куда более по-взрослому, чем эта великовозрастная истеричка. Я бы так не горел с ее мнимого огромного возраста, если бы сам сюжет ранее не акцентировал на этом такое внимание.

-2

Ладно, пускай Фурудэ ведет себя как глупая истеричка (вся в мать), но может быть это компенсируется ее аркой по преодолению себя и обретения воли и самоуверенности на фоне борьбы с Такано? К сожалению, и тут мимо. Рика, несмотря на то, что прямо противопоставляется Мие непосредственно влияние для победы над ней оказывает минимальное. Вернее, она становится той ниткой, вокруг которой сплетаются прочие персонажи и которые уже делают всю работу, но конкретно главная героиня истории почти ничего не делает. Да и в целом ее противостояние с Миё как таковое отсутствует. Несмотря на то, что пол сюжета нам говорят про значимость воли и то, что именно она может менять судьбы людей... по итогу этой самой борьбы воли не было. Такано просто проигрывает по причине, не связанной с Рикой (да, ее шайка разбила весь личный состав Ямайно, но глобально это бы ни на что не повлияло, ибо Оконогии один черт бы сдался отряду Банко). У них нет внятного взаимодействия, почти нет диалогов, а поэтому их противостояние выглядит как-то блекло. Нет в «Праздновании» между ними внятного конфликта идей, что несомненно грустно.

Кстати о Такано. Майор явно не заслуживает прощения, которое она получила. Учёная ведь толком ничего не сделала, чтобы измениться. Ее просто кинули союзники, она поплакала, частично раскаялась и чуть не застрелила Ханю, тем самым символично продолжая свой поход против бога, после чего Мие просто пожалели и на этом всё. Какие-то потуги на признание ошибок были в диалоге с Ханю, но все обнулилось с приходом школьного клуба. В итоге внятно даже не показали, что по итогу с ней стало: отказалась ли она от мечты, судили ее или она как Сатоши превратилась в безумное чудовище? Загадка века. Однако суть неизменна – Такано не заслуживает прощения и тем более оправдания в том виде в котором нам его показывают. В контексте финала куда логичнее выглядело бы ее самоубийство или смерть от того же синдрома, нежели то, что нам показали. Впрочем раз happy end, то happy end для всех!

Даже Тамитаке, которого Такано хотела убить, вернулся к ней.
Даже Тамитаке, которого Такано хотела убить, вернулся к ней.

Следующим пунктом хочу разобрать Ханю и магию.

Во-первых, я считаю одной из самых главных ошибок автора стал ввод магии в сюжет. Поймите меня правильно: сюжет по началу позиционировался именно как ужастик, где за всеми преступлениями стояли обычные люди, а тут на тебе - магия. При этом все исчезновения, все убийства на Ватанагаши прекрасно объясняются и без мистики. В сути своей магия нужна только для того, чтобы оправдать временную петлю Рики и привязать историю к "Когда плачут Чайки", а также подкинуть натуральных читов героям, дабы они могли противостоять Мие. Магию даже внятно не объясняют - она просто есть и всё. По моему мнению лучше бы всю эти мистику оправдали бы уникальными способностями синдрома Хинамизавы, который, например, попал на землю из космоса в далёком прошлом, образовав болото Онигафучи (то есть добавили бы фантастический элемент, а не мистический). А так получается, что есть синдром, есть богиня и они как бы связаны, но как бы нет. Иронично, что в когда альтернативный финал свел магию и отсылки на "Чаек" к максимальному минимуму, что сюжет стал только лучше и целостнее.

Во-вторых, Ханю. Внезапно она из духа, которую видела только Рика стала обычным материальным человеком. С рогами!!! И никого это не смущает! ШТА?!! Конечно в сюжете это по пытались оправдать мол для других это что-то типо накладки накладки, но все равно, это выглядит так неуместно. С другой стороны, эти рога стали в фандоме мемом, что манга адаптация забавно стебет. Ну это ладно. Возникает более насущный вопрос: почему богиня, которая без проблем может перемещаться по пространству и времени не предупредила Рику о Такано? Вопрос хороший, и, наверное, каждый задавался им, когда смотрел Цикад. Лично мне казалось, что Ханю специально молчала дабы растянуть пребывание Рики в петле. Это логично и добавляет рогатой некой глубины. Однако прямо на этот вопрос отвечают только в «Карме», а до нее мы еще дойдем.

Если бы вы увидели на улице рогатую девочку, то какова бы была ваша реакция?
Если бы вы увидели на улице рогатую девочку, то какова бы была ваша реакция?

Имеет ли богиня какое-то мега влияние на сюжет? На удивление… да. Она стала той палочкой выручалочкой которая помогла героям объединится и раскрыть планы Миё, дико рояльно и тупо, но все же. Но самое дибильное, что в концовке внятно не скажут, что с ней по итогу стало. Она осталась в Химнамизаве как рогатый человек, вернулась в форму богини или просто исчезла? Хотите знать ответ? Вперед читать сборник историй, где поясняют, что после разборки с Миё Ояшира-сама исчезла и Рика больше ее не видела. Жаль только в Самом «Праздновании» на это забивают болт. Впрочем, не в первый раз.

По итогу «Глава о праздновании» начала за здравие, а кончила за упокой. Настолько сахарный happy end надо еще поискать, впрочем, видимо у японцев с этим отельный пункт, ибо чем жёстче и мрачнее история, чем, наверное, сопливее и абсурдно-счастливее будет у него концовка. В истории 18+ никто не пострадал, всех негодяев либо простили, либо о них забыли. Большинство конфликтов и проблем ввиду малого хронометража тупо игнорируют, а остаток времени тратят на «мега важные» сцены с Ханю-человеком. Конечно это не уровень 139 АоТ, но ветер определенно дует в ту сторону.

Впрочем, это не совсем конец. Дело в том, что существует так же небольшой эпилог «Празднования» под названием «Глава о брошенных костях» или Идеальная Хинамизава. О ней я и хочу поговорить.

-5

«Глава о брошенных костях» - завязка по началу вызвала у меня приступ смеха. Вот представьте: вы провели во временной петле более ста лет. Ваши родители погибли, а вы ничего не смогли сделать. Вы из раза в раз были свидетелями того как ваши друзья поддаются безумию и жестоко расправляются с окружающими. Так мало этого: в конце 22 июля вас все равно ждала смерть от человека, которому вы доверяли. И так все продолжалось бесчисленное количество раз, пока однажды не случилось чудо, и вы смогли одолеть врагов тем самым выбравшись из временной петли. Вы чувствуете радость, теперь вы можете исследовать невероятный мир, вы наконец-то повзрослеете и познакомится с новыми людьми… ЧТО БЫ ВАС ЧЕРЕЗ ГОД СБИЛ ГРУЗОВИК!!! Вот такая завязка, Рику через год сбил грузовик, и она… К сожалению, не умерла, а попала в так называемую идеальную Хинамизаву – альтернативную версию нашей любимой деревни, в которой Хифуми Такано смог найти поддержку и признание для своего исследования от чего Миё не стала одержимым исследованием чудовищем и не создала институт. Соответственно деревенские проиграли в войне за дамбу, и деревня готовится к затоплению.

И довольно необычно наблюдать старых героев в совершенно новом амплуа. Например - видеть задиристую и чсвшную Сатоко, которая не проходила через все те страдания и унижения, вызванные войной за дамбу, а соответственно трудность и тяжесть пережитых издевательств не закалили ее характер. Девочка в идеальной Хинамизаве не является лучшей подругой Рики, а наоборот относится к ней с презрением, всячески задирая жрицу. Тут кстати хорошо показывается знакомая нам упертость Сатоко, ведь она единственная, кто так и не приняла Рику и не играла в дебюте нового школьного клуба.

Безумно радостно лицезреть ее брата Сатоши в добром здравии, а не сломанного и зашуганного, кем он был показан в Тайне. Наверное это единственный раз в Цикадах в целом, когда Сатоши можно увидеть в хорошем эмоциональном состоянии. Парень сохранил свой добрый и отзывчивый нрав, но при этом показан как скромный и спокойный юноша, что интересно контрастирует с эмоциональным и дерзким Кейчи. Жаль в итоге мы не увидели их взаимодействия.

Рейна (а она не меняла себе имя) тут не получила своих психологических травм и уже мало напоминает ту странную, замкнутую почитающую Ояширо-саму особу. Рыжая стала более жизнерадостной, общительной и инициативной. Ушла ее своеобразная манера общения и некоторая таинственность. Рейна в отличие от Рены ощущается простым подростком, которая прожила обычную деревенскую жизнь.

Необычной является метаморфоза истинной Мион (она же Шион в старой Хинамизаве), которую не перепутали с сестрой, от чего старшая не превратилась в психопата с сломанной психикой. Видеть нашу любимую садистку такой… обычной, довольно необычно. "Наследница демона" все так же проницательна, умна и рассудительна, хотя в отличие от сестры, будучи старостой класса, истинная Мион ведёт себя более эгоистично и порой даже не приятно...

Немыслимая сцена в старой Хинамизаве. Тамошняя Мион всегда была против любых издевательств и именно благодаря ее стараниям как старшей и как старосты Сатоко и Сатоши в школе могли чувствовать себя относительно комфортно, не опасаясь травли. Однако истинная Мион совершенно другая. Даже познав на себе боль унижений, она порой не чуралась посмеяться над другими. Что уж говорить про ее "безгрешную" версию?
Немыслимая сцена в старой Хинамизаве. Тамошняя Мион всегда была против любых издевательств и именно благодаря ее стараниям как старшей и как старосты Сатоко и Сатоши в школе могли чувствовать себя относительно комфортно, не опасаясь травли. Однако истинная Мион совершенно другая. Даже познав на себе боль унижений, она порой не чуралась посмеяться над другими. Что уж говорить про ее "безгрешную" версию?

Тем не менее старшая близняшка стала более человечной. В ней нет больше той злобы и одиночества, нет болезненной зависимости от любящего ее человека (судя по всему истинная Мион и Стаоши тут не являются парой, но очень дружны). Так же интригует ещё одно отличие: отсутствие дрессировки воспитания полученного в школе-интернате и не жила в городской среде, что так же дало о себе знать. Наследница не такая утонченная и женственная, кем была в старой Хинамизаве. Девушка стала как и другие ее одноклассники: обычным подростком, которая не познала боли и униженний. Наверное это наиболее сильный контраст между одной и той же героиней, которая росла в разных условиях.

К сожалению в сюжете истинная Шион (она же Мион в старой Хинамизаве), не появляется, так как ее депортировали в интернат. И тут все же у меня появились вопросы, ибо исходя из характера Истинной Мион, а так же "любви" Оре к "неправильной" внучке, то отношения между сестрами были бы... как у Зуко и Азулы из Аватара ЛоА. В старой Хинамизаве этого удалось избежать, ибо наследницей стала более добрая и заботливая младшая, которая прекрасно понимала, что такое издательства, к тому же ту ещё прибавилась чувство вины за подмену, соответственно старая Наследница демона старалась поддерживать сестру. Но тут то главной осталась более чёрствая старшая близняшка, которая мало того, что не вкусила боли травли, так ещё наверняка старуха ее пооширяла в этом деле. Соответственно мне кажется, что так бы безоблачно отношения катер Сонозаки бы не шли. К тому же едва ли истинной Шион было бы сильно комфортно в интернате с учётом ее "любви" к учебе и тамошних порядков. Но тут автор не сильно заострял внимания на отношениях в семье Сонозаки, а поэтому этот абзац больше рассуждение, чем констатация. Достоверно говорят лишь то, что сестры поддерживают друг друга , что по выше описанным причинам несколько странно.

Итого автор очень грамотно показал насколько условия взросления и воспитание могут по итогу отразиться на личности человека. "Новые" герои ведут себя совершенно по разному, между ними разные отношения, восприятие мира и в целом совершено иные личности, но в то же время все ребята сохранили в себе старые черты. Рейна свою проницательность, Сатоши заботливость, истинная Мион ум и расчетливость, Сатоко игривость и упертость. Даже как-то жаль, что нам так мало показали "идеальный школьный клуб" (технически его не успели организовать, но ребята были в шаге от этого).

-7

Одна из самых мемных сцен Цикад, в которой Рика учит уму разуму избалованную Сатоко... Стулом.
Одна из самых мемных сцен Цикад, в которой Рика учит уму разуму избалованную Сатоко... Стулом.

Собственно, Рика, по прибытию в этот мир сразу же хочет покинуть его. Но побыв в новой Хинамизаве, Фурудэ постепенно теряет свою прежнюю решимость. Она понимает, что своим переселением убила нынешнюю Рику – обычную 12 летнюю девочку, к тому же единственным способом вернуться домой – убить собственную маму. Иного выхода нет. Если по началу это не вызывает моральных проблем, то по ходу общения с родителями и одноклассниками (а они в этом мире не друзья), жрица понимает, что мыслит неправильно. Рика думает исключительно о своём счастье и получается ради этого она готова обречь своих друзей на страдания, лишь бы все пришло к нужному ей исходу.

Удивительно, но Рика, тут представлена куда более интересной, чем в праздновании, а моральная дилемма, с которой она сталкивается – очень жестокая. Начать полностью новую жизнь в неизведанном мире, среди новых людей (коими стали ее старые знакомые) и в окружении живых родителей. Или же убить свою маму, а также обречь друзей на прохождение страданий, дабы вернуть тот самый мир, где жрицу почитает вся деревня, а друзья всегда поддержат ее. По ходу сюжета Рика начинает терзаться невероятными моральными терзаниями (даже частично отрекаясь от своего имени) и в итоге решает пожертвовать счастьем других и своими родителями, ради идеального мира. Довольно… необычное решение. Не скажу, что я его поддерживаю, но и критиковать в рамках сюжета не смею. Лишь добавлю, что как по мне самым лучшим финалом была бы открытая концовка, в которой нам четко бы не сказали решение Рики, оставив все на наше усмотрение. Но что есть, то есть.

Отмечу, что меня несколько расстроила уже натуральная мистика в этой главе, призванная окончательно связать Рику Фурудэ и Фредерику Бернкастель из Чаек воедино. Впрочем, можно было бы и смириться с этим. Так же меня несколько смутило то, что по сути эта история нужна только для того, чтобы до раскрыть Рику из Празднования. Однако это больше похоже на прыжок в поезд, который давным-давно уехал. Поздновато как-то уже Рику раскрывать, как по мне. Да и опять-таки: нам хоть и раскрыли альтернативное развитие событий, но последствия «Празднования» так внятно и не показали. Увы.

Вот так и закончились оригинальные Цикады. Великим началом, спорным полуфиналом и глупой и рояльной концовкой, и интересным, но ненужным коротким эпилогом. И было бы с Цикадами все грустно и печально, если бы не альтернативный финал, о котором и пойдет речь в следующей части.

Предыдущая часть:

Следующая часть: