Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Дом сотрудников МГБ на улице Чкалова. Дом, с которого началась борьба с красотой архитектуры

За последний месяц я как минимум трижды упоминал своеобразное Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», выпущенное ЦК КПСС и Совмином СССР с подачи Никиты Сергеевича Хрущева. Кто-то даже обвинил меня в несправедливости к тогдашнему главе государства. Он де старался обеспечить как можно больше людей жильем. Это с одной стороны звучит справедливо. Но ради строительства новых зданий начать бороться с красотой... есть в этом нечто нездоровое. «…внешне показная сторона архитектуры, изобилующая большими «излишествами», характерная для сталинской эпохи, не соответствует линии Партии и Правительства в архитектурно-строительном деле… …Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений» И гонения на архитектурную красоту… Это дом №46 по тогдашней улице Чкалова аккурат на углу с переулком Обуха, выстроенный в 1949 году по проекту архитектора Евгения Владимировича Рыбицкого. Предназначался он для служащих Министерства госу
Оглавление

За последний месяц я как минимум трижды упоминал своеобразное Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», выпущенное ЦК КПСС и Совмином СССР с подачи Никиты Сергеевича Хрущева. Кто-то даже обвинил меня в несправедливости к тогдашнему главе государства. Он де старался обеспечить как можно больше людей жильем.

Это с одной стороны звучит справедливо. Но ради строительства новых зданий начать бороться с красотой... есть в этом нечто нездоровое.

«…внешне показная сторона архитектуры, изобилующая большими «излишествами», характерная для сталинской эпохи, не соответствует линии Партии и Правительства в архитектурно-строительном деле…
…Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений»

И гонения на архитектурную красоту…

…Начались как раз с этого дома на Земляном Валу

Это дом №46 по тогдашней улице Чкалова аккурат на углу с переулком Обуха, выстроенный в 1949 году по проекту архитектора Евгения Владимировича Рыбицкого. Предназначался он для служащих Министерства государственной безопасности Советского Союза, а зодчий за его проект был награжден Сталинской премией третьей степени.

-2

И дом действительно хорош! Возведенный не просто для жизни, но и как памятник великой Победы, что совершилась несколько лет назад над злейшим и сильнейшим врагом. Гордый, монументальный, но в то же время стремящийся ввысь, торжественный, изящный и элегантный.

(7 фото)

А еще какой-то легкий. Нет в нем тяжеловесности и излишней пафосности, несмотря на монументальные формы и обилие украшений.

Три нижних, рустованных красным гранитом, этажа контрастируют с верхними, гладко оштукатуренными, по главному фасаду симметрично разнесены четыре граненых эркера и группы балкончиков. А венчает дом треугольный фронтон с гербом, окруженный двумя башенками. Самый верх здания украсили пилястры в подобии коринфского ордера, арочные окошки и каменная балюстрада вдоль всего карниза.

(9 фото)

Строили дом МГБ пленные немцы, да и гранит на облицовку цоколя пошел трофейный. Из тех запасов, которые использовались и при строительстве домов на Тверской. Гранит, из которого Гитлеру не суждено было выстроить в Москве памятник победе третьего рейха.

Жильцы рассказывали, что даже сантехника, кафель и фурнитура в квартирах были германскими.

Но уже в 1955 году Евгения Владимировича…

…Лишили звания лауреата премии «за излишества в проектировании»

Критики в адрес Рыбицкого в последующие годы вылилось огромное множество. И искусствоведы, и собратья-архитекторы стремились выразить таким образом верность линии партии и соответствовать моменту.

-5

Доходило до того, что иные архитекторы, работавшие в городах после принятия Постановления, порой даже опасались штукатурить фасады, лишь бы это не признали излишним и не наказали за чрезмерный расход материалов и государственных средств.

Но и досталось не одному только архитектору.

Как рассказывают, в пятидесятых из этого дома исчезали целые семьи, подпадая под репрессии и чистки. Одним из главных обвинений была «поддержка Берии». Кончилось тем, что дом превратился в обычный коммунальный, а великолепные детали интерьеров «в рамках борьбы с роскошью» начали исчезать из квартир много раньше.

(9 фото)

Кстати, квартиры в доме на Чкалова изначально были двух видов. Просторные и многокомнатные, случайным гостям напоминающие лабиринты – для сотрудников Госбезопасности, и меньшего размера, более скромные – для бывших фронтовиков.

-7

Судить о том, было это действительно излишеством или нет, я не берусь. Сам Никита Сергеевич в коммуналках и хрущевках никогда не жил. Когда-нибудь я сделаю короткую серию статей о тех особняках и сталинках, в которых он селился. Сужу я лишь о том, что бороться с красотой не самое благое и разумное занятие.

Но настали другие времена. Коммуналки здесь расселили, дом остается жилым, но вот наследников первых его жильцов в нем остается все меньше и меньше. Да и остались ли?

-8
Жилой дом работников Министерства государственной безопасности СССР

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.

-9

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!