Найти в Дзене
Старыми словесы

Как русский стольник в 1692 году про стамбульских котов рассказал

Одна из достопримечательностей Стамбула – уличные коты. Нашла небольшое описание их житья-бытья в русском историческом труде конца XVII века. В ноябре 1686 года стольник Андрей Иванович Лызлов завершил «перекладывать от славенопольского языка во славенороссийский язык» книгу ксендза, писателя и историка Симона (Шимона) Старовольского «Двор цесаря турецкого». Впервые книга Старовольского вышла в 1646 году в Кракове, к моменту ее перевода Лызловым были еще издания 1649 и 1665 годов. Установлено, что источником книги Старовольского послужила книга Vera relatione della gran città di Costantinopoli et in particolare del serraglio del Gran Turco некоего Альфонсо Кьериччи (Alfonso Chierici), изданная в небольшом городе Браччано (современные 30 км от Рима) в 1621 году, а затем в 1639 году. Издание же Альфонсо Кьериччи содержит воспоминания о пребывании в Константинополе Доменико Иерусалимского (до перехода в католичество в 1593 году и переселения на итальянские земли – еврея Самуила, талмудист

Одна из достопримечательностей Стамбула – уличные коты. Нашла небольшое описание их житья-бытья в русском историческом труде конца XVII века.

В ноябре 1686 года стольник Андрей Иванович Лызлов завершил «перекладывать от славенопольского языка во славенороссийский язык» книгу ксендза, писателя и историка Симона (Шимона) Старовольского «Двор цесаря турецкого». Впервые книга Старовольского вышла в 1646 году в Кракове, к моменту ее перевода Лызловым были еще издания 1649 и 1665 годов. Установлено, что источником книги Старовольского послужила книга Vera relatione della gran città di Costantinopoli et in particolare del serraglio del Gran Turco некоего Альфонсо Кьериччи (Alfonso Chierici), изданная в небольшом городе Браччано (современные 30 км от Рима) в 1621 году, а затем в 1639 году. Издание же Альфонсо Кьериччи содержит воспоминания о пребывании в Константинополе Доменико Иерусалимского (до перехода в католичество в 1593 году и переселения на итальянские земли – еврея Самуила, талмудиста), который во второй половине 1570-х годов стал придворным врачом cултана Мехмеда III (правнука знаменитого султана Сулеймана I Великолепного). Исследователи утверждают: Доменико Иерусалимский написал воспоминания в 1611 году; однако не установлено, как они попали в 1621 году к Альфонсо Кьериччи.

В 1692 году Андрей Иванович Лызлов включил переводное описание «Константинополя и в нем обретающихся зданий, и о житии в нем, и о всяком поведении султанов турецких, яже называется Двор турецкий» в свой фундаментальный труд «Скифская история». Так русские читатели получили сведения о Константинополе столетней давности.

Что же, а теперь обещанное про константинопольских-стамбульских котиков в переводе Лызлова.

«Сие еще ведати потребно, яко котов не убивают, но и в чести имеют, глаголющи, яко Махомет любил их и блюл, немало утешающися с ними. Того ради во время поветриа псов побивают, котов же елико доволнее кормят. И в некиих градех во Аравии, в Дамаску, в Еросалиме, во Египте [старых еще египтян следов, иже котов за боги хвалили между иных своих богов, яко во историах чтем] || великия клети полны котов блюдут, оставляющи на сие по смерти своей доходу немало, яко на дело милостивое, дабы за них котов кормили, и тех, иже их дозирали.

И во время Селима Втораго (сына Сулеймана І Великолепного и хасеки Хюррем-султан, правившего в 1566-1574 годах) бяше велие смятение между общим народом, еже сам султан изволил разсуждати, яко они, иже з доходов знаменитых котовню дозирали, не хотели приимати милостыни от общаго народу на то обещанной. И тогда султан учинил такое повеление, дабы в пятки и в два празника баиранов приимали милостыни от общаго народа на кормление котов. Во иные же дни дабы кормили их от доходов султанских и пашей его учиненных. В Константинограде несть истинно таких учиненных домов котов ради, обаче ин имеют обычай показовати милосердие свое ко оным животным... Сице же есть на многие местех града, паче же на торгу у мосхеи Султан Баозит (мечеть Беязыт была построена во времена правления Баязида II – деда Сулеймана І Великолепного) обретается немало таковых людей, иже пекут на уголье кишки различных животных |на древцех, идеже турки, расходящися от молитвы, купят оныя кишки ... и дают котом на оном же месте, их же тамо великое множество всегда збирается».

Суровый стамбульский замарашка, сфотографированный несколько лет назад
Суровый стамбульский замарашка, сфотографированный несколько лет назад