Распределение
Лейтенантский отпуск завершался, оставались считанные дни до его окончания. Все чаще стал задумываться о предстоящей скорой встрече с кадровиками Балтийского флота. В такие моменты настроение совсем ухудшалось. Информация моих предшественников, как прошлых лет, так и этого выпуска не была утешительной и указывала на отсутствие вакантных мест на подводных лодках 14 эскадры.
Я с трудом подавлял в себе грустные размышления, перестраивался на другие, более оптимистические мысли. Внутренний голос подсказывал: «Все будет хорошо». Шла подготовка к отъезду, которая в основном сводилась к сбору огромного коричневого чемодана – «мечты оккупанта» с мощными перепоясывающими его бока ремнями.
Лейтенантские чемоданы уникальны по своему содержимому. Его нутро хранило в себе ВСЕ: форму одежды, кружку, ложки, документы, книги, и … конечно же утюг. Да, намучился я с этой «мечтой…» немало. Были моменты, когда от его тяжести пальцы рук разжимались, мною овладевало отчаяние. Хотелось бросить чемодан посреди дороги. Но после непродолжительной паузы я вновь поднимал его, и часто чередуя руки, продолжал свой путь. Была и польза от непомерной ноши – я отвлекался от тревожных раздумий, следуя от одной кадровой инстанции к другой.
Варшавский вокзал Ленинграда. Я и Таня стоим на платформе, молчим, да и о чем говорить, все сказано. Впереди – неопределенность.
Проходит несколько минут и поезд «Ленинград-Калининград» лязгнув стыками вагонов под напором тепловоза, начинает набирать скорость. Стою в коридоре вагона и наблюдаю, как за окном проплывают здания вокзала, депо. Вот показались в окне и исчезли трубы ТЭЦ-15. Каждый участок Варшавской ветки дороги мне хорошо знаком. Поезд миновал платформу Аэропорт и вид за окном изменился. Теперь по обе стороны простирались еще не тронутые осенью равнины с небольшими озерками, обрамленными зарослями из камыша и небольших березок. Вскоре и родная станция Гатчина – Варшавская с уютным зданием вокзала, привокзальной площадью, автобусами, снующим у киосков народом. В заросшем травой неухоженном парке у ограды сидят мужики с бутылочкой и оживлено беседуют между собой. Рабочий день окончен.
Поезд уносит меня все дальше и дальше, за окном уже темень. Только изредка мерцают огоньки удаленных домиков. Осматриваюсь по сторонам - в коридоре только я и немолодая с внушительными формами проводница в форме мышиного цвета. Она возится у котла. Пассажиры в основном спят, только из отдельных купе доносятся обрывки фраз. Жизнь идет своим чередом, а поезд меня уносит в незнакомый до сих пор город Калининград, там должна решиться дальнейшая судьба лейтенанта Кот Г.А. Вспомнилось, как пять лет назад, ехал поступать в училище.
Вот и дверь кабинета отдела кадров, в котором как я полагал должна решиться моя судьба. Но вышел из кабинета я в полной неопределенности. Хотя как сказать…Капитан 1 ранга долго изучал мои документы и в конце сказал, что места на эскадре подводных лодок в Лиепае нет, но может предложить различные должности на кораблях 64 бригады кораблей охраны водного района. Я был готов к такому предложению, поэтому высказал категорический отказ, при этом подчеркнул, что окончил училище подводного плавания. Кадровик понял, что биться со мной бесполезно, и принял компромиссное решение, отправить меня в кадры 14 эскадры подводных лодок для решения вопроса о назначении.
На следующий день в нерешительности я стоял, перед дверью начальника отдела кадров эскадры капитана 2 ранга Воробьева Е.И. Офицер не произвел на меня впечатления, более того, он мне не понравился. Настораживал нестроевой вид, вкрадчивый голос, маленькие лукавые постоянно двигающиеся глазки. Воробьев напоминал мне скорее торговца с восточного базара, чем флотского офицера. Но он внес определенность в моем становлении. Мне было предложено находиться в распоряжении до освобождения должности на одной из подводных лодок дивизии. Я воспрял духом и отправился в 16 дивизию ракетных подводных лодок, где меня ждал более радушный и конкретный прием.
С большим интересом воспринимался небольшой, но удивительно зеленый, уютный и ухоженный, расположенный на берегу центральной части Балтики, город Лиепая. Я медленно продвигался в район воздушного моста к автобусной остановке со своим огромным и уникальным чемоданом. Наконец и воздушный мост, автобусная остановка, толпятся люди. Воздушный мост не просто мост через канал. Он имеет свою историю и особенность, заключающуюся в необычности его разводки. Его левая и правая половины при разводке расходились в противоположные стороны в горизонтальной плоскости, давая возможность проходить крупным кораблям и большим подводным лодкам по каналу. Ожидая автобус на остановке, и рассматривая этот необычный мост, я не думал тогда, что частенько придется, проходить под его пролетами, стоя на мостике подводной лодки.
Каждый проход лодки под мостом вызывал большой интерес и бурную реакцию у проходящих по нему жителей района Тосмаре латвийского городка. Они махали нам руками, улыбались, выкрикивали, что-то доброе вслед удаляющегося корабля. Настроение поднималось.
В дивизии мне временно выделили каюту на плавмастерской (ПМ-30). Новая плавмастерская польской постройки была ошвартована правым бортом у причала в Новой гавани неподалеку от штаба дивизии и в непосредственной близости от места стоянки подводных лодок. Меня приписали к подводной лодке Б-72 перед командиром которой я вскоре и предстал.
В те времена образ командира подводной лодки для меня ассоциировался с чем-то необычным. И это не странно, так как я вырос на образе героя фильма «Командир счастливой щуки». Я стоял в кабинете перед столом, за которым сидел больших размеров мужчина в погонах капитана 1 ранга. Его широкое лицо украшали и делали добрым усы соломенного цвета. Да и фамилия располагала - Согулякин. Похоже, что и у него до моей персоны дела не было. Он задал несколько стандартных вопросов, в том числе, где я остановился, как семья и отпустил. Я закрыл за собою дверь и оказался в коридоре казармы. По звуку сталкивающихся шаров понял, что где-то играют на биллиарде.
Таким образом, пока временно, но я прибыл служить на большую дизельную ракетную подводную лодку, можно сказать первенца ракетного подводного флота ВМФ. Внешний вид корабля был необычным. Отличительной особенностью лодок этого проекта 629-А была огромная рубка, в которой скрывались три баллистические ракеты Р-21.
Ракеты были способны поражать различные береговые объекты противника на удалении от 500 до 1500 километров и в то время представляли грозную силу на Балтийском морском театре. Корабль был не молод. Особенно меня пугало его штурманское вооружение, которое предстояло более пристально изучить, так как в училище по дисциплине технические средства кораблевождения мы изучали более совершенные навигационные комплексы. Здесь же на вооружении стоял уже далеко не новый навигационный комплекс Сигма-ПС.
Со дня прибытия в 16 дивизию подводных лодок мои планы стали претворяться в жизнь. Способствовали тому и некоторые обстоятельства. Мой предшественник, лейтенант Костиков П.А. в течение года так и не смог стать полноправным членом экипажа: он не сдал зачеты на допуск к самостоятельному несению дежурства по кораблю, управлению электронавигационной группой. В конечном итоге его «убрали» с подводной лодки, а меня приказом командующего Балтийским флотом назначили на его место. Конечно, моей радости не было предела - я одержал первую победу, преодолев противодействие, а точнее издержки несовершенства кадровой системы того времени. Все зачеты мною были сданы, и я занял место в строю экипажа большой дизельной ракетной подводной лодки проекта 629-А. На белой полоске нагрудного кармана моего рабочего платья черные буквы обозначали первую корабельную должность: «КЭНГ», то есть командир электронавигационной группы или младший штурман. Подчиненная мне группа ЭНГ насчитывала пятерых матросов и старшин, главным специалистом среди которых был старшина команды штурманских электриков мичман Рябчинский. С благодарностью вспоминаю тех славных ребят. Они приняли меня, с пониманием относились к моим промахам, старались помочь, чем могли. Отношения в группе были добрыми.
Григорий Кот. Редактировал BV.
Продолжение следует.
Все рассказы автора читайте здесь.
======================================================
Друзья! Если публикация понравилась, поставьте лайк, напишите комментарий, отправьте другу ссылку. Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал. С нами весело и интересно! ======================================================