А вы заметили, как из нашей жизни, особенно у младшего поколения, начисто пропала тяга к владению мощными красивыми музыкальными центрами? Как навороченный домашний магнитофон вдруг превратился в безликую аудиоколонку с музыкой из смартфона?
Я долго думал на эту тему, и думаю, что виной тому оцифровка музыки и всё, что за этим последовало. Музыку стало возможно хранить на флешке, а с беспрецедентной доступностью Интернета и развитием цифровых интернет-сервисов — слушать плей-листы прямо через Интернет.
Процесс прослушивания музыки превратился из объёмного, мультимедийного акта в банальное поглощение звука. Более того, зачастую персональное поглощение, даже без желания поделиться с кем-то своими эмоциями, желания, чтобы сосед ощутил то же.
Помните, как раньше мы делали музыку в своих «Электрониках-324» или стереофонических двухкассетниках погромче, чтобы слышали соседи? ))) Большинству соседей это, конечно же, сильно не нравилось. Но это было подсознательное желание поделиться эмоциями. Такое состояние испытывают, наверное, любители погонять ночью без глушителя по Патриаршим Прудам )))
А помните этот восторг от качающихся в такт музыке стрелочных или бегающих светодиодных индикаторов уровня сигнала? Механических ползунков эквалайзера (настоящих, не бутафорских) и регуляторов низких и высоких частот, баланса, громкости, тактильное ощущение от которых дополняло великолепный визуальный и акустический ряд!
А этот щелчок электромагнита после нажатия на кнопку «Пуск» в магнитной приставке, клацающий звук перемещения механики...
Есть научная теория о том, что наше мышление и восприятие не ограничиваются мозгом. Мы думаем телом. Когда вы поворачиваете массивную, упругую ручку громкости, которая издает тихий, четкий щелчок, вы не просто меняете параметр. Вы физически ощущаете «власть» над звуком. Ваши мышцы, суставы, слух — вся ваша сенсорная система участвует в процессе. Это создает глубокую, подсознательную связь с устройством.
Доверие к материи психологически выше, чем к цифровой абстракции. Вес аппарата дает ощущение фундаментальности, качества, «неслучайности». Сопротивление рычагов и кнопок — это обратная связь. Она сообщает: «команда принята, механизм сработал».
Звук щелчка переключателя или мягкого шипения магнитофонной ленты — это саундтрек к магии. Это доказательство работы сложной системы пассиков, шестеренок, реле, магнитных головок.
Виртуальный же интерфейс бесшумен, невесом и не оказывает сопротивления. Он не дает доказательств своего существования, кроме картинки на дисплее и звука самой музыки. В этом его удобство и его экзистенциальная пустота.
Вы нажимаете на плоский, безжизненный экран. Не происходит ничего. Нет щелчка, нет движения. Есть лишь молчаливое ожидание, пока невидимый процессор выполнит вашу просьбу. Это психологически обедненное взаимодействие.
В цифровом мире ваш жест на тачпаде или в AR — это всего лишь запрос. Невидимый процессор решает, выполнить его или нет, как интерпретировать. Между вами и машиной стоит слой абстракции (ПО). В аналоговой технике этого слоя нет. Вы — часть механической цепи. Когда вы двигаете физический рычаг, вы напрямую, через механику, меняете состояние устройства.
Да, цифра убила всю культуру мультимедийного восприятия музыки. Раньше магия аппаратуры была в вытягивании максимального качества с несовершенного аналогового аудионосителя — магнитной ленты. Какая-то система делала это лучше, качественнее, какая-то хуже, но была более доступной по цене. На всё это влияло качество головки, точность механики. За эти параметры отвечало множество разных систем. Помните кнопки переключения типа основы ленты, включения системы шумоподавления?
Когда появилась цифровой звук, фактор носителя пропал. Оптический компакт-диск, микросхема памяти флешки — все эти носители могли содержать звук идеального качества, который был недоступен аналоговым формам записи.
Звук просто был оцифрован, и благодаря избыточному цифровому коду практически не зависел от физического качества самого носителя. Звук либо воспроизводился, либо просто прерывался. Уже не было промежуточных вариантов провалов, шумов и прочих звуковых артефактов.
Когда только появились компакт-диски, аудиосистемы ещё как-то сопротивлялись своему вымиранию. Для считывания цифровой музыки всё ещё нужна была механика. Магия реальности процесса воспроизведения ещё какое-то время работала на слушателей. Но с появлением флешек всё закончилось. Движущихся частей в музыкальных центрах не осталось, большие размеры корпусов уже стали не актуальны, и всё это полностью убило ту самую мультимедийную атмосферу.
Фрагментарный ренессанс
Время шло, и люди стали ощущать, что чего-то всё же не хватает. Появились особые нишевые сегменты, которые стали уделом аудиофилов, меломанов и энтузиастов:
Ренессанс винила: признаться, он начался ещё задолго до цифрового перехода, как ностальгическое возвращение от магнитной записи к механической. Обратите внимание, что продажи виниловых пластинок и проигрывателей до сих пор растут. Люди снова хотят того самого ритуала, тактильных ощущений и большого, красивого артефакта.
Hi-Fi и High-End аппаратура: Производители вроде McIntosh, Marantz, Technics, Cambridge Audio и десятки других до сих пор выпускают усилители, ЦАПы и проигрыватели с теми самыми стрелочными индикаторами, массивными ручками и солидными корпусами. Это дорого, но это существует и пользуется спросом.
Сообщество энтузиастов: Люди коллекционируют и реставрируют старую технику, делятся своими «стендами» в соцсетях. Для них магия не только в звуке, но и в самом объекте.
Но это всё же очень узкая ниша и дорогая техника относительно небольших серий. А хочется чего-то большего. Хочется какого-то более общего аудиоренессанса с техникой по приемлемым ценам.
Есть вышеперечисленная ниша по заоблачным ценам и есть безликий цифровой ширпотреб. Да, есть ещё дешёвые кассетники старого типа, дешёвый винтаж, но он только для ностальгирующих, которые получают посредственное аналоговое звучание. Надолго такое не зацепит и хоть сколько-нибудь массовым тоже не станет.
Размышляя обо всём этом, я подумал, что можно занять довольно большую нишу между дорогущей аппаратурой для энтузиастов и безликими музыкальными колонками с музыкой из смартфона. Причём основную аудиторию отожрать именно от «цифровиков», которые не готовы отказаться от бескомпромиссного звучания цифры, но в то же время хотят полноценного реального тактильно-визуального общения со сложной техникой, получая полный спектр удовольствий от прослушивания музыки, как это было раньше.
Ренессанс ширпотреба
Цифровой звук в аналоговом теле
Нужно создать продукт, который сочетает в себе беспрецедентное удобство цифровых источников (потоковая музыка из Интернета или высококачественные цифровые файлы) с тактильным, визуальным и психологическим богатством аналоговой эры. Не просто колонка, а цифровой музыкальный инструмент для дома.
В устройстве в качестве основного фетиша должна использоваться визуальная и тактильная механика. Устройство должно быть центром притяжения в комнате даже когда оно выключено. Как оно должно выглядеть?
- Тяжелые, прохладные на ощупь металлические ручки громкости и баланса с упругим, ступенчатым ходом и слышимым щелчком (как у дорогих японских усилителей). Это дает то самое ощущение «власти над звуком».
- «Живые» индикаторы. Не TFT-экраны, имитирующие стрелки, а настоящие стрелочные VU-метры, которые танцуют в такт музыке. Их магия — в микро-дрожании стрелки, в её инерции. Это гипнотизирует. Альтернатива — физические столбики из светодиодов, которые бегут вверх-вниз, или вправо-влево.
- Настоящие тумблеры для включения/выключения, переключения источников (Bluetooth, Wi-Fi, Phono), включения тонкоррекции. Звук щелчка — это «саундтрек к магии», подтверждение действия.
- Движущийся носитель как самый важный элемент. Нужен не аналоговый (кассеты/винил), а цифровой артефакт с механикой. Например, некий «картридж с памятью». Устройство имеет слот, куда вставляется стильный, похожий на кассету или мини-катушку, картридж. Внутри — флеш-память. Механика при его вставлении немного выдвигает его, зажимает. Сами картриджи можно собирать, дарить, он — физическое воплощение плейлиста или альбома.
Бесшовная интеграция с цифровым миром
Должна быть поддержка потоковой музыки с популярных сервисов. Полная интеграция с Яндекс.Музыкой, VK Музыкой и т.п., сервис в зависимости от региона мира с возможностью самостоятельной настройки и управлением со смартфона.
Также для вовлечения максимального количества потенциальных пользователей важна возможность интеграции с Алисой, Siri, Google Assistant, но как вторичная и отключаемая функция.
В системе обязателен высококачественный ЦАП (цифро-аналоговый преобразователь). Звук должен быть безупречным, чтобы оправдать «храмовость» всего процесса.
Социальный аспект («Поделиться с соседями»)
Поскольку молодёжь всё больше времени проводит дома, возможно, будет востребована социальная функция «Совместное прослушивание». Это технология, позволяющая синхронизировать несколько таких систем в разных квартирах для синхронного прослушивания одного и того же контента. При этом одна из систем становится «диджейской», а остальные к ней подключаются.
Возможна организация крупных локальных сетей, где основной центр является как-бы радиоточкой. Некое подобие каналов в мессенджерах.
Маркетинг и позиционирование
Подавать продукт не как «колонку», а как «музыкальный инструмент для вашего дома», «центр цифровой эстетики». В рекламе показывать не людей с наушниками, а семью или друзей, собирающихся вокруг устройства, вставляющих «картридж», вращающих ручку, завороженно наблюдающих за стрелками.
Важна доступность. Цель — не аудиофильский хай-энд, а премиальный, но доступный сегмент.
Кому и что это даст?
Старшему поколению — ностальгия, тактильное удовольствие, возвращение ритуала. Младшему поколению — «Винтажный» шик, арт-объект для соцсетей, физический контакт с цифровым миром (как с винилом, но проще и современнее), новый уникальный опыт. Всем — возвращение музыки как события, как общего дела, как части интерьера и жизни, а не как фона для других занятий.
Такая система не заменит наушники для личного прослушивания, но она вернет музыке ее социальную и сенсорную составляющую, сделав процесс ее потребления снова «объемным, мультимедийным актом». Это ответ на экзистенциальную пустоту тачскрина.
Цифровая запись на аналоговые носители, возможна ли?
В качестве варианта я сначала рассматривал возможность записи цифрового контента на аналоговые носители — кассеты и катушки с магнитной плёнкой.
Ввиду ожидаемых ограничений аналоговых кассет на плотность записи, я планировал разделить рынок на сегменты Hi-Fi — кассетные системы, где мы, предположительно, не сможем добиться максимального качества и используем CD-качество и Hi-End — катушечные системы, где можем попытаться использовать максимально известное качество звука.
Я решил прикинуть, сколько же мы можем вместить звука CD-качества на классическую 90-минутную аудиокассету? Сначала напомню, что аудиокассеты делились по типам — от Type I до Type IV. Они различались составом покрытия, и максимальной плотности цифровой записи можно добиться именно на Type IV. Для цифровой записи, конечно, следовало бы использовать именно такие кассеты, а со временем производитель мог бы начать применять в них и стримерную ленту, позволяющую существенно уплотнить запись.
Теоретически, можно было бы применить и вращающуюся головку, как в видеомагнитофоне (правда тогда на кассете будет только одна сторона, что несколько меняет привычку пользования), и обычную, но 20-канальную головку запредельной стоимости, но это наверняка сделало бы предлагаемую концепцию слишком нишевой.
Я предположил, что четырёхканальные головки будут относительно просты в изготовлении (такие уже выпускались), но не дадут нам приемлемого времени записи на кассету. А вот использование восьми дорожек нам, как я надеялся, подошло бы.
Правда, уплотнение и сужение дорожек ведёт к падению качества записи из-за намагничивания гораздо меньшей поверхности ленты (очень узкая дорожка) и сложностях при изготовлении такой прецизионной головки.
Можно было бы попробовать создать шестиканальную головку, то есть попробовать размещать по всей ширине плёнки кассеты (3,81 мм) 12 дорожек. В эпоху магнитной записи таких головок не было, но на современном уровне технологий, думаю, такие головки для серийного производства создать можно.
Чтобы прикинуть длительность записываемого на кассету цифрового звука я отталкивался от имеющейся информации по реальному опыту записи цифры на аудиокассету, которая использовалась для хранения программ в советском компьютере БК 0010-01.
Запись шла со скоростью 1200 бод и давала плотность всего 0.04 Мбит/м. Но при этом использовались простейшие головки и простейший лентопротяжный механизм, а системы коррекции ошибок не было вовсе.
Спустя 40 лет в нашем распоряжении появляются более совершенные методы кодирования (дадут, как минимум, двух-трёхкратный прирост плотности записи), коррекция ошибок (позволит сознательно идти на предельное уплотнение, понимая, что появившиеся ошибки будут исправлены, и это даст уплотнение ещё, как минимум, в 1,5 раза), более качественная головка, привод и сервосистема (даст дополнительный прирост минимум в 1,5 раза). В итоге получаем уже 0,2-0,3 Мбит/м.
Далее вспомним, что БК 0010-01 прекрасно работала с очень низкокачественными советскими кассетами. Сегодня в нашем распоряжении имеются существенно более качественные кассеты, пусть даже Type I. Это даст нам ещё 1,5 крата прибавки плотности. Получаем 0,4 Мбит/с. Поскольку я прикидывал минимумы, то можно надеяться, что точная инженерная настройка всех систем доведёт этот показатель до моей грубой прикидки в 0,5 Мбит/м.
Теперь посчитаем время записи звука CD-качества (битрейт 1411 кбит/с) на двухстороннюю 90-минутную кассету. Плотность для кассет каждого типа (бит/м) умножим на длину ленты (135 м для 90-минутной кассеты) и на количество дорожек (12 штук, по 6 на сторону, ибо головка для более чем 6 дорожек на сторону будет, наверное, излишне дорогой), после чего разделим полученное число на битрейт CD (1411000 бит/с).
Плотности записи современными методами на разные типы кассет, по моим прикидкам, таковы:
- Type I (Базовый феррит) — 0.5 Мбит/м
- Type I (Super Ferric) — 1.0 Мбит/м
- Type II (Chrome) — 1.5 Мбит/м
- Type IV (Metal) — 2.0 Мбит/м
- Гипотетическая кассета со стримерной лентой — 3,5 Мбит/с
Таким образом, получаем такие длительности:
- Type I (Базовый феррит) — 0.5 Мбит/м — 9.5 минут
- Type I (Super Ferric) — 1.0 Мбит/м — 19 минут
- Type II (Chrome) — 1.5 Мбит/м — 8.5 минут
- Type IV (Metal) — 2.0 Мбит/м — 38 минут
- Гипотетическая кассета с относительно недорогой стримерной лентой — 3,5 Мбит/с — 67 минут
Даже с шестидорожечной головкой и на стримерной ленте мы, к сожалению, по моей прикидке не достигаем 90 минут, но сильно взвинтим стоимость механики. Более того, шестидорожечная головка — довольно сложное прецизионное изделие, при массовом производстве которого сложно добиться повторяемости характеристик как между головками, так и между каналами одной головки.
В общем, я пришёл к выводу, что магнитная лента, как основа построения новой концепции в музыкальных центрах предлагаемого сегмента, к сожалению, не подходит. Поэтому альтернатива — только цифровые катриджи с сохранением механики их погружения в аппарат.
Заключение
Да, сейчас можно довольно дёшево приобрести красивые девайсы с кассетными деками, индикаторами и современными интерфейсами в одном и том же изделии. Но в них, на мой взгляд, не прослеживается в полной мере изложенная выше концепция музыкального центра как аналого-управляемого устройства с высочайшим качеством звучания. Есть просто устройство, сделанное для ностальгирующих, и не более того.
Но было бы интересно, наверное, сформировать новую популярную нишу цифровых визуально-тактильных музыкальных устройств высочайшего качества без устаревших носителей. Даже без компакт-дисков. Это бы уводило потенциальных покупателей в сторону от предлагаемой концепции к другой, аналоговой, что исказило и сузило бы целевую аудиторию.
На сегодня всё. Ставьте нравлики, делитесь своими мыслями в комментариях, подписывайтесь на канал. Также буду благодарен за донаты, кнопочка находится ниже ) Удачи!