Найти в Дзене
Просто гуляя по свету

Честный враг (часть 20) Что творилось по другую сторону Ла-Манша задолго до появления на свет братьев Ланкастеров

Итак, юность нашего героя уныло и однообразно шла мимо него в полуразрушенном замке Восточной марки. Единственным ярким пятном того времени в жизни Джона Ланкастера можно назвать попойку с братьями в июне 1410 года, закончившуюся доброй дракой. И сидеть бы братцам на гауптвахте, но ее роль, как обычно, сыграло приграничье, куда Джон вылетел как пробка из шампанского (ну или что они там с братцами пили).

И куковать бы Джону на границе еще восемь долгих лет, но тут наступил 1411-й год, принесший то, что напрочь изменило жизнь братьев Ланкастеров. И эмя этому нечто - война. Но для того, чтобы хорошо понимать все происходящее, нам нужно вернуться на 30 лет назад, причем не в Англию, а к их "соседям" - через Ла-Манш. (Заранее прошу прощения у тех читателей, кто давно бродит с нами по страницам истории - это отступление необходимо для тех, кто присоединился к нам не так давно.)

Итак, на календаре 1380-й год. На троне Франции Карл V, которого недаром прозвали Мудрым: вместе с его талантливым командующим дю Гекленом король настолько правильно повел военную кампанию с англичанами, что у последних на материке остался лишь Кале, да несколько городков на севере. В итоге, Столетняя война имела все шансы потерять этот титул, однако Карл крайне некстати заболел туберкулезом и скоропостижно покинул этот мир в возрасте 42 лет.

Карл V с братьями и сыновьями. Иллюстрация подобрана постоянной читательницей канала
Карл V с братьями и сыновьями. Иллюстрация подобрана постоянной читательницей канала

Трон занял юный наследник - двенадцатилетний Карл VI. И он действительно был слишком юн, чтобы править страной, поэтому власть оказалась в руках трех дядей Карла - Людовика Анжуйского, Жана Беррийского и Филиппа Смелого. Герцог беррийский был озабочен своими коллекциями изящных искусств, до которых он был большой охотник (и спускал на них не только свои деньги, но и деньги из королевской казны.) Страсть Людовика Анжуйского звалась Неаполем, на завоевание которого он тратил все свои силы (и снова деньги). Ну а Филипп Смелый просто хотел власти (и, возможно, все тех же денег).

Я думаю, дорогие читатели, вы уже поняли, что денег во французской казне в то время катастрофически не хватало. А когда не хватает денег, обычно повышают налоги. Так же поступили и трое регентов. И, как водится, народу это не понравилось, и он ответил мятежами, да такими, что юный король даже в собственную столицу не смог въехать после коронации. Со временем Людовик Анжуйский совсем отдалился от дел французской короны, забросив все ради Италии, а там и вовсе отошел в мир иной. Жан Беррийский все больше погружался в мир драгоценных манускриптов, так что у власти остался один герцог Бургундский.

Часослов герцога Беррийского - один из примеров его драгоценных коллекций. Иллюстрация заботливо подобрана постоянной читательницей канала
Часослов герцога Беррийского - один из примеров его драгоценных коллекций. Иллюстрация заботливо подобрана постоянной читательницей канала

Тем временем юный Карл взрослел, мужал, а вскоре женился, причем по большой любви. Его избранница, Изабелла Баварская, судя по всему, так же испытывала к мужу нежные чувства, ибо принялась исправно одаривать супруга наследниками и наследницами. Словом, жизнь Карла складывалась достаточно неплохо, и вскоре после совершеннолетия он решил, что вполне готов править самостоятельно. Дядья были отлучены от кормушки казны и от двора, а к власти пришел кружок молодых реформаторов, прозванных мармузетами. У молодежи были грандиозные планы, в том числе и военные - вернуть все, что еще оставалось под рукой англичан. Однако, жизнь распорядилась иначе - молодой король сошел с ума.

Первый приступ у Карла случился в лесу под Ле-Маном. Что послужило толчком, до сих пор неизвестно, однако король набросился на своих же придворных с мечом, причем одного из них ему удалось заколоть. Затем случился "бао объятых пламенем" и второй приступ, и затем они стали повторяться все чаще и чаще. (Подробности этой истории можно найти в цикле о маленькой королеве Одетте, ссылки на который есть в путеводителе в конце статьи)

Безумный Карл VI и его "маленькая королева" Одетта. Иллюстрация любезно подобрана постояннной читательницей канала.
Безумный Карл VI и его "маленькая королева" Одетта. Иллюстрация любезно подобрана постояннной читательницей канала.

Разумеется, в таком состоянии король не мог управлять страной, а Изабелла Баварская также не могла взять все в свои руки, так что к власти вновь вернулся Филипп Бургундский. Однако, к тому времени у него появился сильный конкурент в борьбе за власть - брат короля Людовик Орлеанский. Одеяло власти эти двое попеременно тянули в свою сторону, подсовывая на подпись безумному Карлу нужные им документы.

И за всем этим внимательно наблюдали из-за Ла Манша. Хотя Ричард II не смог воспользоваться удобной для него ситуацией французского безвластия - на его долю в то время достались последствия чумы, восстание Уота Тайлера и прочие проблемы. Однако, и выпускать из внимания дела у соседей никто не собирался. А вот что там произошло, я, по традиции, расскажу в следующей части нашей истории, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и гулять по свету и по истории вместе со мной. Те же из читателей, кто не так давно присоединился к моему каналу, могут найти много других интересных исторических "сериалов" здесь, в этом маленьком путеводителе: