Хотим мы того или нет, но MTV медленно умирает. C 31 декабря 2025 года в западной Европе будет прекращено вещание еще нескольких тематических каналов MTV с подборками видеоклипов, после чего останется только основной телеканал MTV, показывающий в основном реалити-шоу. Немного грустно читать подобные новости. Я плохо помню иностранный MTV, по крайней мере, то, что из него показывали на нашем ТВ в середине 90-х, а вот отечественный MTV с Василием Стрельниковым, Туттой Ларсен и Ликой Длугач помню хорошо. Первые 3-4 года с момента появления канала, я его смотрел довольно много. Тот MTV стал для меня важной вехой в деле увлечения музыкой, пусть сейчас я уже и не слушаю процентов 90 исполнителей из тогдашнего модного репертуара.
В те годы, как и десятилетием ранее, MTV еще являлся одним из важнейших инструментов продвижения артиста. Во многом, именно зрелищные видеоклипы, способствовали феноменальной раскрутке группы Whitesnake во второй половине 80-х. В них Дэвид Ковердэйл представал в обнимку с роскошными женщинами и спорткарами в кадре, являя собой воплощение "американской мечты". Да он ей и стал на какой-то период. Ковердэйл вообще невероятно везучий человек в плане творчества. Чего стоит его приглашение в Deep Purple, когда абсолютно еще безвестному Ковердэйлу удалось обойти более статусных конкурентов вроде Пола Роджерса. Позже ему удалось привлечь внимание одних из самых успешных музыкальных дельцов 80-х: Дэвида Геффена и его верного соратника Джона Калоднера, придавших Whitesnake голливудский лоск. И ведь не скажешь, что это все незаслуженно. Альбомы Deep Purple с Ковердэйлом заняли достойное место в дискографии группы, а его Whitesnake времен лейбла Geffen по музыке оказался в разы интереснее почти всех "глэм-металлических" банд. На мой вкус, конечно.
Далеко не все старые поклонники приняли радикально изменившийся имидж и саунд группы, зато они привлекли новую огромную аудиторию. Одноименный альбом "Whitesnake" 1987-го года (шутка ли, было продано более 30 млн копий во всем мире) с отрывом стал самым продаваемым альбомом коллектива. Повторить подобный успех невероятно сложно и со следующим релизом "Slip Of The Tongue" все прошло не так гладко как хотелось бы Ковердэйлу.
Альбом целиком записывался в лос-анджелесской студии Record Plant. Перед его записью состав группы основательно перетряхнулся. Ритм-секцию теперь вместо Нила Мюррея и Эйнсли Данбара составили Руди Сарзо и Томми Олдридж. Ушел и гитарист Джон Сайкс после ссоры с Ковердэйлом. Его место занял Эдриан Ванденберг, но как вы, наверное, знаете он так и не принял участие в записи альбома из-за травмы запястья, однако успел поучаствовать в сочинении материала. В результате Ковердэйлу пришлось прибегнуть к помощи известного гитарного виртуоза Стива Вая. Состав снова подобрался знатный и на "Slip Of The Tongue" музыкантом было что сказать.
Титульный трек отлично подходит для начала альбома. Олдридж, мастер игры на сдвоенном бас-барабане, сразу добавил мощи, размаха в общем звучании. Его раскатистая, панорамная игра одно из украшений здесь, да и в целом это очень драйвовая, лихая композиция. Следующая "Cheap 'N' Nasty" уже не столь яркая, особо в ней не за что зацепиться, но для поддержания тонуса сойдет. "Fool For Your Loving" - перезаписанная композиция с альбома 1980-го года. В новой версии акцент смещен на сырую гитарную игру, в то время как оригинал звучал плотнее за счет клавишных Лорда, повторяющих мелодическую гитарную линию, да и Ковердэйл спел на оригинале чуть более чувственно. Мне нравятся обе версии. "Fool For Your Loving" была выпущена первым синглом с альбома к большому неудовольствию Ковердэйла. Вот что он вспоминал:
Я был унижен, когда позволил уговорить себя лейблу Geffen выпустить перезаписанную версию "Fool for Your Loving" вместо "Judgment Day" в качестве первой готовой песни для продвижения альбома. Я знал, что "Judgment Day" будет широко обсуждаться на радио, ведь мы тогда провели маркетинговое исследование, но Калоднер, Розенблатт, Марко Бабино, мой менеджер и еще некоторые сотрудники, все люди, чьему мнению я доверял, пришли на студию звукозаписи, когда я заканчивал работу над альбомом, и все они рассказали мне о том, что, по их мнению, было правильным решением. Что было бы ошибкой выпускать Judgment Day. Не только я, но и вся группа были очень расстроены этим решением. Я сожалею об этом до сих пор. Я не сомневаюсь, что это была идея Калоднера, который думал, что мы сможем добиться того же, чего добились с перезаписанной "Here I Go Again"...
"Now You're Gone", как и "Deeper The Love" - как всегда отличные проникновенные пауэр-баллады, которые Ковердэйл всегда умел исполнять. Не могу ничего про них сказать плохого, хотя бы из ностальгических соображений. А вот "Kitchen Got Claws" прямо скажем, не очень. Она мне как-то всегда напоминала плохой Aerosmith. Следующая вещь, "Wings Of The Storm" звучит буквально как песня-побратим "Slip Of The Tongue". Снова мощный, объемный звук, быстрый темп, раскаты ударных. "Judgement Day" - это называется каждый музыкант мечтает записать свой "Kashmir". Очень похожая на него по структуре композиция, весьма пафосно спетая Ковердэйлом. "Slow Poke Music" - одна из главных "скрытых жемчужин" альбома для меня. Резкий звук гитар, чеканящих риффы и общая нестандартность мелодии. Как вспоминал Ковердэйл, он вдохновлялся Хендриксом при написании этой композиции. И наконец эпичное завершение альбома с "Sailing Ships". Первая половина композиции - как пролог. Спокойная, медленная, мечтательная, она сыграна в акустике. Ближе к середине разворачивается настоящий шквал, темп резко убыстряется, включается гитарный чес и форсированный вокал, идем к горизонту под полным парусом. Наконец-то действительно интересный текст не про отношения, а про жизненный выбор, веру в себя и преодоление барьеров.
В итоге, если снова сравнивать этот альбом с мультиплатиновым 87-м, можно отметить, что он, пожалуй, чуть более блюзовый и утяжеленный по звуку, в то время как предшественник получился более ярким, глянцевым и хитовым. "Slip Of The Tongue" явным бестселлером не стал, с трудом достигнув платины в США, а по остальному миру разошелся тиражом "всего лишь" 4 млн экземпляров. Образ Дэвида Ковердэйла как белокурого мачо доживал последние дни. Совсем скоро мода на гранж сотрет с него всю позолоту и обесценит как... Как, например, обесценились банковские вклады россиян примерно в то же время. Whitesnake распадутся, жена-фотомодель Тоуни Китаен от Ковердэйла уйдет, но у него останутся силы на новый подъем, уже в нулевые. Вот так, все течет, все меняется в нашей жизни. Одни стили сменяют другой, радио потеснили видеоклипы, а видеоклипы и MTV в свою очередь потеснил Интернет. Когда-нибудь что-то и ему придет на смену...