Найти в Дзене

Ребенку сложно дается математика: как поможет нейропсихология?

Математика — не только важный школьный предмет, но и база для освоения экономики, информатики, физики и ряда других областей и наук. Даже в искусстве математика порой играет не последнюю роль, например, в архитектуре, скульптуре. Поэтому непонимание ребенком математики может существенного ограничить его в выборе будущей профессии. Математические трудности, как правило, начинают проявляться в начальной школе. Это не аргумент для вывода «просто ребенок гуманитарий», а повод разобраться в причинах и своевременно их устранить! Для начала проверьте, возможно у ребенка просто пробелы в базовых знаниях! Математика — это точная наука, которая изучается последовательно, шаг за шагом. Поэтому для начала стоит убедиться в отсутствии у ребенка пробелов в ранее пройденных темах или фундаментальных математических понятиях. Многие из них закладываются еще в дошкольном возрасте через игру, освоение бытовых навыков, активные прогулки с наблюдениями и беседы со взрослыми. Например, базовая логика отраба
Оглавление

Математика — не только важный школьный предмет, но и база для освоения экономики, информатики, физики и ряда других областей и наук. Даже в искусстве математика порой играет не последнюю роль, например, в архитектуре, скульптуре. Поэтому непонимание ребенком математики может существенного ограничить его в выборе будущей профессии.

Математические трудности, как правило, начинают проявляться в начальной школе. Это не аргумент для вывода «просто ребенок гуманитарий», а повод разобраться в причинах и своевременно их устранить!

Итак, что делать, если ребенок теряется при виде задачи или постоянно ошибается в решении элементарных примеров?

Для начала проверьте, возможно у ребенка просто пробелы в базовых знаниях!

Математика — это точная наука, которая изучается последовательно, шаг за шагом. Поэтому для начала стоит убедиться в отсутствии у ребенка пробелов в ранее пройденных темах или фундаментальных математических понятиях. Многие из них закладываются еще в дошкольном возрасте через игру, освоение бытовых навыков, активные прогулки с наблюдениями и беседы со взрослыми. Например, базовая логика отрабатывается при конструировании и сравнении деталей (больше, меньше, выше, что лишнее, что общего и т. д.), счет, понимание числа и количества — на прогулке при сборе шишек и каштанов (сколько собрали, у кого больше/меньше и т.д).

Пример: Первокласснику сложно даются простые действия на вычитание и сложение, он их решает «наугад», при этом у него автоматизирован счет до 100, из-за чего родители думали, что с математикой у него все отлично. Есть вероятность, что ребенок пропустил этап понимания связи числа с обозначаемым количеством или смысла операции сложения (когда добавляем) и вычитания (когда убираем), а порядковый счет просто заучен как стихотворение. В таком случае можно спуститься на уровень ниже и на реальных предметах и играх помочь ребенку восполнить эти пробелы.

Если же, несмотря на последовательное изучение предмета и дополнительные занятия, прогресса нет или получаемые знания и навыки забываются, не успевая автоматизироваться?

В таком случае причины трудностей глубже, и часто они проявляются не только в математике, но и в письме и чтении. Выяснить их поможет нейропсихологическая диагностика.

❗Нейропсихологическая диагностика — это комплексный инструмент, который позволяет не только выявить перечень трудностей, но и причины их возникновения, т.е. понять, какие компоненты высших психических функций работают неполноценно (произвольная регуляция, серийная организация движений и действий, переработка кинестетической, слуховой, зрительной и зрительно-пространственной информации). По итогам диагностики нейропсихолог составляет индивидуальный коррекционный маршрут ребенка, чтобы устранить трудности и заложить прочный фундамент для обучения ребенка.

Какие же причины математических трудностей чаще всего выявляют на диагностиках специалисты нашего Центра?

1. Несформированность зрительно-пространственного восприятия

Виды ошибок:

  • зеркальное написание цифр;
  • зеркальное чтение числа (51=15);
  • зеркальное чтение примеров (32-7= вместо 23-7=);
  • трудности в освоении счетных навыков: сложение, вычитание, в т.ч. с переходом через десяток, использование условий «уменьшить на..», «увеличить на..», применение математических терминов, соотнесение знаков «+» и «-» с вербальным обозначением;
  • ошибки в задачах на измерение, сравнение величин;
  • трудности в решении задач на движение;
  • ошибки анализа условий задачи, связанные с трудностями понимания пространственных отношений и логико-грамматических конструкций, различения предлогов;
  • непонимание состава числа и разрядного строения числа;
  • неправильное расположение чисел при подсчете в «столбик»;
  • путаница со знаками;
  • трудности оформления задачи на странице тетради.

2. Слабая функция программирования, регуляции и контроля

Виды ошибок:

  • импульсивность при устном счете (16-3=3);
  • импульсивность при решении задач, примеров (часто в тетради много исправлений — быстро написал, потом понял, что ошибся, исправил);
  • персеверации (повторы) при написании цифр, знаков действия;
  • персеверации действия (5+2=7; 6–2=8);
  • стереотипное, механическое решение, пропуск деталей в условиях задачи;
  • трудности решения задач с конфликтными условиями;
  • упрощение задания (выхватывают какой-либо фрагмент задачи);
  • стереотипный, инертный перенос способа решения предыдущего типа задач на новый;
  • вплетение в решение несуществующих условий;
  • формальное решение задач;
  • неспособность самостоятельно проанализировать все условия задачи, продумать последовательность решения, проконтролировать ход решения и конечный результат;
  • отсутствие критичности к своей работе (не смущает бессмысленность полученного ответа).

3. Несформированность зрительного восприятия

Виды ошибок:

  • ошибки в восприятии графического образа цифры (путают зрительно похожие цифры: 3/5, 1/7, 9/6);
  • ошибки в восприятии математических знаков (путают «+» и «х»).

4. Дефицит переработки слуховой информации и низкий объем слухоречевой памяти

Виды ошибок:

  • трудности удержания в памяти промежуточного результата при устном счете или решении задач;
  • трудности или невозможность решения задач, условия которой предъявлены устно без зрительной опоры (трудности удержания значительного числа элементов, входящих в условие задачи, потеря отдельных частей условия).

5. Слабость переработки кинестетической информации

Виды ошибок:

  • нарушение кинестетического анализа графических движений (кривые цифры, колебания при написании);
  • трудности зрительно-моторных координаций при написании цифр.

6. Дефицит межполушарного взаимодействия

Виды ошибок: чаще всего - трудности в соотнесении образа числа с его количественным обозначением.

7. Дефицит активационных компонентов деятельности (низкая работоспособность, быстрая истощаемость)

Виды ошибок:

  • нестабильность ситуации решения (один и тот же тип задач может решать по-разному);
  • наличие разнообразных по характеру ошибок;
  • колебания работоспособности даже в пределах 1 урока, но чаще больше ошибок возникает в конце урока;
  • часто медленный темп работы (не успевают за темпом класса, учителя).

Как проводится коррекционная работа?

Для начала выстраивается индивидуальный маршрут коррекции с учетом всех трудностей и особенностей ребенка. Далее проводится комплексная и системная работа по заданному маршруту, в основе которой находится двигательная сенсомоторная коррекция. Это позволяет справиться с перечисленными трудностями и повысить успеваемость ребенка в освоении математики (и не только). Прогресс может идти быстрее, если работа ведется совместно с педагогом-дефектологом/учителем или с родителями (дополнительные занятия по пособиям, отработка рекомендаций и домашних заданий от нейропсихолога).

Помните, что освоить математику на базовом уровне способен каждый ребенок. Важно не пройти мимо возникших трудностей и вовремя помочь ребенку!

Гузель Кобзева, нейропсихолог