История татарского народа испокон веков неразрывно связана с историей России. Татары как одна из наиболее многочисленных групп населения сыграли важную роль в исторических событиях золотоордынской, а позже и российской государственности. Яркое тому свидетельство — история касимовских татар.
Автор - Тагир Каримов
Касимовские татары = мещеряки, татары-мишари
Как отмечается в исторической литературе, формирование касимовских татар происходило на территории, известной в исторических источниках как «Мещерская земля», центром которой был город Касимов (первоначальное название Городец или Городок Мещерский). Он получил свое название от имени царевича Касима, которому город был пожалован великим князем Василием Темным.
Причиной этому было поражение князя в 1445 году в битве с Касимом и Якубом, сыновьями низложенного золотоордынского хана Улу-Мухаммеда, которые пытались вступить в непосредственное управление русской землей в качестве удельных князей. Однако после похода русских войск на Казань в 1487 году, в результате которого установилась вассальная зависимость казанского хана от Москвы, касимовские цари и царевичи стали послушным орудием московских правителей. Русское правительство стремилось руками касимовских царей привести Казань в такую же совершенную зависимость от государства Московского, в какой находился Касимов.
Правительство перевело касимовских татар в разряд служилых людей и обеспечило поместными землями. Так, в 1623 году среди служилых татар Касимовского уезда отмечен Бикбулат Дербышев сын Нагаев, верстанный 100 четвертями поместной земли.
Часть касимовских татар, в том числе Нагаевых, уже в качестве служилых мещеряков оказалась на территории Башкирии, где на них была возложена задача охраны юго-восточных границ государства. На местах своего первоначального заселения они основали целый ряд населенных пунктов.
Впоследствии миграция касимовских татар по территории Башкирии привела к появлению других деревень с сородичами вышеназванного Нагаева, в том числе Нижнее Аврюзово.
Переселение служилых людей — касимовских татар и татар из других регионов России — привело к появлению в Башкирии сословия служилых татар и мещеряков. Время и обстоятельства переселения их заслуживают отдельного внимания.
Как известно, организованное переселение мишарей в Приуралье зафиксировано уже в документах второй половины XVI века. С 1580-х годов переселялись служилые татары из Темникова, Кадома, Шацка .
В конце XVI — начале XVII века переселяют служилых татар Алатырского и Симбирского уездов и «с реки Пьяны» (по грамоте 7106 (1598) года) в Уфимскую крепость. В последующий период туда же направлялись новые партии мещеряков и татарских мурз. Миграция с волжского правобережья на Урал активно продолжалась до середины XVIII века.
Как почувствовали себя в Башкирии мещеряки?
В результате уже к 1699 году служилых татар и мещеряков в Уфимском уезде насчитывалось 748 человек. В переписных книгах 1720 года «служилые мещеряки» были зарегистрированы в 41 деревне, в основном в Осинской дороге. Всего в них насчитывалось 380 дворов. При этом у некоторых жителей имелись и дворовые люди. В 1736 году служилые мещеряки по своей переписи показали, что их насчитывается около 20000 человек, в том числе к службе годных 5000 человек.
С 1798 по 1865 год из числа мещеряков было сформировано 4 (позднее 5) мещерякских кантона, и мещеряки как служилое военно-казачье сословие входили в Башкиро-мещерякское войско. В 1855 году из башкир, мещеряков и тептярей было создано Башкирское войско. С 1855 по 1865 год мишарей и тептярей называли также «новобашкирами».
Часть Нагаевых осталась на исторической родине, на территории Касимовского уезда, административно вошедшего в XVIII веке в состав Рязанской губернии. «Из экономических примечаний Касимовского уезда» конца XVIII — начала XIX века видно, что Нагаевы владели землями в деревнях Аюшевой (Рамазан Валишин сын Нагаев), Собакино (Мусей Муртазин сын Нагаев) и Большое Алишево (Мусей, Махмут и Ахмет Муртазины дети Нагаевы, Мустафа Адельшин сын Нагаев, Рамазан Валишин сын Нагаев).
Из списка населенных пунктов Рязанской губернии видно, что в 1859 году деревня Большое Алишево располагалась от уездного города Касимова в 6 верстах и имела лишь 2 двора с 11 мужчинами и 9 женщинами.
Земля касимовская — край далеких предков жителей деревни Нижнее Аврюзово из рода Нагаевых (например, современных Шариповых) и других менее известных, но таких же древних родов. Память о своих предках, выходцах из касимовских татар, до сих пор жива и передается из поколения в поколение. Так, в рукописной истории деревни прямо говорится, что их предки переселились из местности близ города Касимова Рязанской области, расположенной на реке Оке. Только время и обстоятельства, когда и как это произошло, стерлись из памяти народной. Но имен первопоселенцев, основателей деревни Нижнее Аврюзово, народ не забыл. Именно эти имена, вкупе с другими источниками, помогут нам установить приблизительное время основания деревни.
Когда забили первые колышки...
Начиная с 40-х годов XVIII столетия, российское правительство широко разворачивает работу по освоению Башкирии: организовывает Оренбургскую экспедицию и начинает создавать укрепленные линии вдоль реки Орь. Закладывается город Оренбург и укрепляются юго-восточные границы Российской империи. Все это создает благоприятный фон к притоку туда новых переселенцев из ранее освоенных территорий.
В середине XVIII века большие группы мещеряков Осинского и Сибирского уездов мигрируют на территорию Казанской и Ногайской дорог Уфимского уезда, где они основывают десятки деревень. Именно в этот период происходит переселение предков нижнеаврюзовских татар на территорию, впоследствии составившую Белебеевский уезд Оренбургской губернии.
Альшеевский край...
Заселение мещеряков в Альшеевский край произошло по припуску башкир-вотчинников. Поэтому все мещеряки края назывались припущенниками. Из челобитной 1762 года башкир Ногайской дороги деревни Чуракаевой сотника Идриса Муашева, деревни Альшеевой Калкамана Араптанова, деревни Аккулаевой Азмяка Аккулаева следует, что первыми поселились мещеряки команды Солтамрата Янышева и Алкея Муслюмова в деревню Ахмерову (в количестве 15 дворов), Аврюзову (в документе «Уразово», «Урзеево»; 10) и Бирюказакову (10).
В рукописной истории деревни Фаузии Ярулловны Асадуллиной говорится, что их предки купили землю, почти сплошь состоящую из леса, у башкир деревни Чураево, которую она считает самой древней деревней края. Как мы видели из источника, собственники земель не Чураево, а Чуракаево выступили продавцами.
К слову, этот же документ мы обнаружили в фонде Белебеевского уездного суда. Там название деревни Аврюзово дано в двух вариантах: «Урзиево» и «Ауризово».
Однако дальнейшее увеличение численности припущенников в этих деревнях произошло без согласия вотчинников, что вызвало недовольство последних и стало причиной написания челобитья. Как сказано в документе,
«насильно поселились в Ахмерову 15, Уразову 1, Бирюказакову 20, всего 36 дворов и на той их земле пашню пашут, сено косят и всеми угодьями довольствуются сильно, не платя им оброков».
Были ли удовлетворены требования вотчинников выслать новоявленных припущенников в «их старые жилища», не известно.
Это же дело из фонда «Канцелярия оренбургского генерал-губернатора» содержит документ, датированный 22 декабря 1760 года. Он показывает, что жители деревни Аврюзовой переселились из деревни Дюсметево Сибирской дороги Уфимского уезда.
В числе переселившихся были Ишкиня Байбарисов (в Сибирской дороге была даже деревня Байбарисово), Габбяс Иштуганов, Исмаил Сулейманов и другие. В документе также говорится, что они и жители некоторых других деревень края переселились в Яик-Суби-Минскую и Калнинскую волости Ногайской дороги Уфимского уезда десять лет тому назад (выделено нами. - Т.К.).
Таким образом, служилые мещеряки впервые начинают заселяться в Альшеевском крае с конца 40-начала 50-ых годов XVIII века.
Есть еще один документ, который проливает свет на историю возникновения еще двух деревень — Слаково и Верхне-Аврюзово. Припущенники числом 15 домохозяев заселились в первой деревне по договору в 1759 году, во второй числом 4 домохозяина — в 1763 году. Однако и здесь не обошлось без взаимных претензий. «Слаковцы и верхне-аврюзовцы самовольно, т.е. без согласия вотчинников допустили еще многих припущенников», говорится в документе.
Кстати, вышеназванный Исмаил Сулейманов — предок Шариповых (см. генеалогию в книге «История рода Нагаевых-Шариповых»). Исмаил, его дети и внуки впоследствии будут зафиксированы в схеме генеалогии Нагаевых, найденной в петербургском архиве, и в документе VI ревизии деревни Нижнее Аврюзово. Потомки вышеупомянутых Ишкини Байбарисова и Габбяса Иштуганова также будут отмечены в ревизских документах деревни Нижнее Аврюзово.
Народ помнит имена первопоселенцев — основателей деревни Нижнее Аврюзово. При этом первым называется имя Муракай. Муракай —диалектный вариант имени Муратбакый — фигурирует в генеалогии Нагаевых. При составлении генеалогического древа Ильгиза Кадыровича Шарипова мы установили, что Муратбакый родился в 1716 году. Таким образом, в конце 40-начала 50-ых годов XVIII века, когда Муракай впервые вступил на Альшеевскую землю, он был мужчиной вполне зрелого возраста (34-35 лет), ставший позднее отцом большого семейства. В рукописной истории деревни говорится, что у него было 11 детей. По архивным сведениям, только детей мужского пола у Муракая было шестеро, значит, остальные были детьми женского пола.
Муракай и его спутники выбрали место для своего поселения во всех отношениях удобное: рядом лес, годный для строительства и других нужд, полноводная река Аврюз, которая впадает в Дему. Часто, гидроним становится названием деревни, так произошло и в данном случае.
Сомнительные домысла башкирского историка Асфандиярова
Теперь, когда установлено время основания деревни Нижнее Аврюзово, можно поговорить еще об одном источнике, не столь важном для нашего повествования. Этот документ — ведомость 1841 года о припущенниках Оренбургской губернии — говорит, что на земле Яик-Суби-Минской волости мещеряки проживают в деревнях Бирюказганово (по договору 1753 года), Семеново (по договору 1766 года), Талач-Люкшина (по договору 1756 года) и Слаково (по договору 1759 года).
Хоть этот же источник говорит, что мещеряки деревни Аврюзбашево живут на праве припущенников по договору 1765 года, а в деревне Нижнее Аврюзово по договору 1778 года, это не означает, что именно в указанные годы они заселились.
По прошествии столь длительного времени (почти века) составителю этого документа не были известны обстоятельства заселения мещеряков этих деревень, к тому же и сами договора вряд ли сохранились в полном объеме. Заселение нижнеаврюзовских мещеряков, как нами указывалось в ходе нашего повествования, произошло намного раньше договора 1778 года. Деревня Нижнее Аврюзово берет свое начало именно тогда, когда забивались первые колышки.
Акцентировать внимание на договоре 1778 года заставляет еще одно обстоятельство. Именно с ним связывает заселение мещеряков деревни Нижнее Аврюзово башкирский историк Анвар Асфандияров (см. его книгу «История сел и деревень Башкортостана»). При всем уважении к этому историку, здесь не лишним будет заявить, что на основании одного документа (к тому же сам договор 1778 года не сохранился, и был ли он в природе, неизвестно) нельзя было сделать столь поспешный вывод в таком важном вопросе. Установить истину в этом вопросе могло только комплексное изучение архивных документов и генеалогических источников и тщательный их анализ, что нами и было сделано.
О старшинах команд и деревнях, подчинявшихся им
В конце XVIII века мещеряки д. Нижнее Аврюзово относились к команде Батырши Кунакбаева. По сведениям 1795 года, в деревне насчитывалось 79 мужчин и 81 женщина. Наряду с деревней Нижнее Аврюзово к этой же команде причислялись мещеряки деревень Имай-Карамалы (28 мужчин и 30 женщин), Бектемирово (57 и 51), Чуинчино (136 и 132), Аврюзбашево (70 и 91), Мендяново (70 и 71), Сейфуллино (16 и 16), Васильево (5 и 6), Муллагулюмово (7 и 4) и Уршакбаш Карамалы (13 и 9 соответственно). Всего в этой команде состояли 481 мужчина и 491 женщина.
Другая, более многочисленная часть мещеряков относилась к команде Нигматуллы (в документе «Нигаметьулла») Солтанморатова. В эту команду входили деревни Нигаметуллино (в документе «Нигаметьуллино»; 120 мужчин и 109 женщин), Бектемирово (89 и 98), Чуинчино (132 и 148), Аврюзево (70 и 77), Аврюзбашево (26 и 38), Мендяново (8 и 9), Слаково (283 и 267), Уршакбаш Карамалы (125 и 135), Байтемирово (Бектемирово? - Т.К.; 34 и 33), Имай Карамалы (67 и 56), Каныбеково (11 и 12), Богданово (11 и 4 соответственно). Всего в команде учтено 976 мужчин и 986 женщин.
Мы не случайно привели эти данные по деревням. Они, на наш взгляд, косвенно отражают последовательность заселения групп мещеряков: первая, малочисленная, обосновалась в регионе несколько раньше, чем вторая.
По деревне Нижнее Аврюзово команды Батырши Кунакбаева, на наш взгляд, приведены только сведения о количестве мурз. А вот в этой же деревне (она дана в источнике под названием «Аврюз») команды Нигматуллы Солтанморатова даны сведения о других мещеряках, заселившихся несколько позднее мурз.
В 1782 году была образована Оренбургская губерния. С образованием губернии последовали изменения в положении башкир и мещеряков, которые все еще продолжали оставаться неподатным населением. Правительство сочло необходимым превратить их в служилое сословие, и указом от 10 апреля 1798 года на территории Оренбургской губернии была введена кантонная система управления.
Всего было образовано 11 башкирских, 5 мишарских кантонов, 5 кантонов оренбургских казаков и 2 кантона уральских казаков. Во главе кантона стоял кантонный начальник. Кантоны располагались в Осинском, Пермском, Екатеренбургском, Шадринском, Троицком, Челябинском, Бирском, Верхнеуральском, Уфимском, Стерлитамакском, Мензелинском, Бугульминском и Оренбургском уездах. Кантоны делились на юрты, отделения и команды, составляя нерегулярные силы отдельного Оренбургского корпуса.
Его командующим был оренбургский военный губернатор. В казачьи кантоны входили также и башкирские казаки. На них возлагалась задача вместе с оренбургскими и уральскими казаками охранять восточные границы Русского государства по так называемой Оренбургской линии, простиравшейся на 1780 верст с юга Сибири вдоль Тобола, затем вдоль Урал-реки к городу Гурьеву на Каспийском море. На службу определялись ежегодно башкиры и мишари в возрасте от 25 до 50 лет в количестве от 6 500 до 10 500 человек на срок с 16 мая по 16 сентября.
На линейную службу определялись в порядке очереди, установленной юртовыми старшинами, обычно по одному человеку от 4-5 дворов. Высшие чины кантонов (кантонные начальники, юртовые старшины, их помощники, есаулы, сотники, хорунжие и др.) образовали новую, верную царизму социальную прослойку в среде подвластного населения .
К вышесказанному следует добавить, что почти 21 тысяча башкирских и мишарских дворов была разделена на 103 «юрта» (команды). Каждый юрт насчитывал от 700 до 1000 душ мужского пола. Во главе юрта стоял юртовой старшина, назначаемый военным губернатором (или наместником). Юртовой старшина имел нескольких помощников.
А остальная схема управления была составлена по схеме внутреннего самоуправления, близкой к казачьей: для несения войсковой военно-сторожевой приграничной службы было создано и существовало с 1798 по 1865 год Башкиро-мещерякское (позднее Башкирское) иррегулярное («зауряд») воинское формирование, несколько напоминавшее казачье. Часть казачьих прав это войско имело. Но в нем не было казачьего самоуправления, чины на должности не избирались, а назначались. Атамана и его канцелярии — войскового правления и станично-хуторской структуры войско не имело. Войско было приписано к ведению Министерства внутренних дел и поэтому использовалось также для поддержания правопорядка и общественной безопасности.
Мещеряки деревни Нижнее Аврюзово входили в состав 5-го мещерякского кантона. Уже к началу XIX века часть жителей имела зауряд-чины, а один из них был юртовым старшиной.