Найти в Дзене

Бывает, что в работе всплывает одно из самых сложных чувств — стыд

Бывает, что в работе всплывает одно из самых сложных чувств — стыд. Не легкая неловкость, а тот самый жгучий стыд, который заставляет годами прятать от себя же какие-то воспоминания. У каждого найдутся личные истории, от которых начинают гореть уши или щеки, и хочется поскорее эту историю забыть, побыстрее на что-то отвлечься. С этим чувством работать невероятно трудно и вот почему: Во-первых, до него трудно добраться. Редко кто приходит с открытым запросом на стыд. Если приходят, то это обычно люди с отличной саморефлексией, бывалые в психологии. Они это чувство уже четко осознают и не могут от него сбежать, оно их будто преследует. Во-вторых, стыда избегает не только клиент, но и психолог. Поскольку психолог чувствует эмоции клиента, то при работе со стыдом специалист тоже будет в него нырять. И не каждый готов к этому. В-третьих, нестирпимая уязвимость. Когда речь идет о стыде, то тут же рядом такие чувства как беспомощность, бессилие, а также замирание и запреты на гнев. Кажетс

Бывает, что в работе всплывает одно из самых сложных чувств — стыд. Не легкая неловкость, а тот самый жгучий стыд, который заставляет годами прятать от себя же какие-то воспоминания.

У каждого найдутся личные истории, от которых начинают гореть уши или щеки, и хочется поскорее эту историю забыть, побыстрее на что-то отвлечься.

С этим чувством работать невероятно трудно и вот почему:

Во-первых, до него трудно добраться.

Редко кто приходит с открытым запросом на стыд.

Если приходят, то это обычно люди с отличной саморефлексией, бывалые в психологии. Они это чувство уже четко осознают и не могут от него сбежать, оно их будто преследует.

Во-вторых, стыда избегает не только клиент, но и психолог.

Поскольку психолог чувствует эмоции клиента, то при работе со стыдом специалист тоже будет в него нырять. И не каждый готов к этому.

В-третьих, нестирпимая уязвимость.

Когда речь идет о стыде, то тут же рядом такие чувства как беспомощность, бессилие, а также замирание и запреты на гнев. Кажется, что выхода нет. И тут еще бонусом – «стыд стыда». Это признание себе и миру «мне на самом деле не все равно, а очень стыдно».

На самом деле, если на пороге появился «стыд стыда» это большой прорыв, глубокое доверие, полный контакт. Но это понимает только психолог, для клиента это состояние еще более невыносимое.

Идем дальше.

В-четвертых, риск потери доверия.

Когда человек попал на самое дно стыда, важно чтобы он «не захлопнулся». Это прогулка по краю доверия. Здесь важна работа и со стороны клиента, и со стороны психолога. Да, иногда после таких встреч люди не возвращаются к этому же специалисту. Стыдно. Стыд тогда может спрятаться за гнев или обесценивание психолога. Но те, кто проходит через весь этот путь, выходят будто заново родившимися. И «мусор» от этой прожитой истории уже «не липнет».

Стыд теряет свою силу, когда человек перестает носить его в одиночку, когда показывает его миру. Проговаривая свои чувства в безопасном пространстве, в присутствии понимающего специалиста, стыд становится не таким всесильным.