Найти в Дзене

Парочка мостов, газгольдер – планетарий и многое другое на прогулке по Обводному каналу в Санкт-Петербурге, часть вторая

Приветствую Вас, друзья мои! Продолжаю свой рассказ о нашем путешествии по Санкт-Петербургу, состоявшемся 21 июля 2025 года. Как Вы помните (если не помните – заходите по этой ссылке), мы остановились с Вами в прошлый раз, осмотрев Царскосельский мост (точнее – мосты) на Обводном канале, по набережной которого мы движемся от Лиговского проспекта. Идем дальше и начнем снова с моста, со следующего на нашем пути – Рузовского. По этому мосту Рузовская улица плавно переходит в Рыбинскую улицу. Первый мост на этом месте, в отличии от большинства мостов, что мы видели до этого на канале, был построен сравнительно недавно – в 1961 году. Он предназначался, как и сейчас, для движения автотранспорта и пешеходов. Что интересно – его металлические пролеты (их было три) опирались на деревянные опоры, что не очень-то свойственно для того времени. В 80-е годы тот мост реконструировали, но он также оставался на деревянных опорах. Нынешний однопролетный сталежелезобетонный балочный мост построили в 1996
Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Приветствую Вас, друзья мои! Продолжаю свой рассказ о нашем путешествии по Санкт-Петербургу, состоявшемся 21 июля 2025 года. Как Вы помните (если не помните – заходите по этой ссылке), мы остановились с Вами в прошлый раз, осмотрев Царскосельский мост (точнее – мосты) на Обводном канале, по набережной которого мы движемся от Лиговского проспекта.

Фото автора
Фото автора

Еще парочка мостов

Идем дальше и начнем снова с моста, со следующего на нашем пути – Рузовского. По этому мосту Рузовская улица плавно переходит в Рыбинскую улицу. Первый мост на этом месте, в отличии от большинства мостов, что мы видели до этого на канале, был построен сравнительно недавно – в 1961 году. Он предназначался, как и сейчас, для движения автотранспорта и пешеходов.

Что интересно – его металлические пролеты (их было три) опирались на деревянные опоры, что не очень-то свойственно для того времени. В 80-е годы тот мост реконструировали, но он также оставался на деревянных опорах. Нынешний однопролетный сталежелезобетонный балочный мост построили в 1996 году.

Фото автора
Фото автора

Пока, не обнаруживая ничего более интересного, чем мосты, подойдем и поближе рассмотрим следующий мост, благо, он совсем близко к предыдущему. Этот мост, как и предыдущий, назван в честь улицы, подходящей здесь к правому берегу Обводного канала, на этот раз это Можайская улица, и мост, соответственно – Можайский. Но это не автодорожный, а пешеходный мост, точнее, как и большинство подобных пешеходных мостов в Петербурге, он выполняет и еще одну функцию – по нему проложены теплофикационные трубы.

Первый мост на этом месте был традиционно деревянный, его построили в 1900 году, но во время Великой Отечественной войны он был разрушен. Нынешний же однопролетный металлический мост, как и еще два следующие, которые мы тоже увидим, был построен по типовому проекту в 1984 году. До 2000 года с двух сторон моста были установлены две пары торшеров с фонарями, однако, кому-то показалось, что освещения здесь и так достаточно, и их демонтировали, от них остались только основания на гранитных тумбах.

Снова Лядовы

Осматривая мост, я не мог, хотя и мельком, не обратить внимание на угловой семиэтажный дом на углу Можайской и набережной. В прошлой публикации я немного рассказывал про купеческую семью Лядовых, которым принадлежали дома перед Царскосельским мостом. Так вот, и этот дом принадлежал наследникам Владимира Васильевича Лядова, и построен он был в 1914 году, также как и один из тех домов, по проекту одного из наследников – гражданского инженера Константина Владимировича Лядова. После революции там размещалась школа, затем ПТУ, а теперь педагогический колледж.

Фото автора
Фото автора

Газгольдер – планетарий

Теперь переводим свои взоры на четную левую сторону набережной Обводного канала. Здесь, вдоль канала, расположился комплекс зданий из красного кирпича под одним номером – 74, который строили и достраивали во второй половине XIX века. В первую очередь привлекает к себе внимание массивная круглая башня диаметром 42 метра со сферическим куполом – это газгольдер (резервуар для хранения газа) Главного газового завода Общества столичного освещения. Он был построен в 1884 году по проекту архитектора Рудольфа Богдановича Бернгардта, который он разработал вместе со своим сыном Вильгельмом Рудольфовичем.

Фото автора
Фото автора

Всего на территории бывшего завода четыре подобных газгольдера, первый из них был построен в 1862 году по проекту все того же Рудольфа Богдановича Бернгардта. Этот газгольдер, не использовавшийся по назначению более ста лет, его использовали как складское помещение, а за тем, как парковку, в 2017 году превратили в «Планетарий №1». Хотя, это и не первый планетарий в Петербурге, но он располагает самым большим в мире проекционным куполом, диаметр которого составляет 37 метров. До него самым большим в мире был планетарий в городе Haгoя в Японии, диаметр купола которого составляет З5 метров. Теперь этот купол внeceн в Книгу Гиннеса.

Фото автора
Фото автора

И еще здания того же завода

И дальше несколько краснокирпичных зданий принадлежали Главному газовому заводу Общества столичного освещения. Следующее здание для размещения в нем инспекции и мастеров завода было построено в 70-е годы XIX века также по проекту Бернгардта, но с участием Отто Густавовича фон Гиппиуса, который контролировал строительство объектов этого завода.

Фото автора
Фото автора

Пройдя еще по набережной и переведя взгляды дальше по той же стороне. Мы видим еще несколько зданий этого завода, на котором в 1913 году было прекращено производство светильного газа и начато производство газа из коксующихся углей для бытовых нужд и котельных. В середине XX века на заводе открылось инструментальное производство по выпуску инструмента для снабжения промышленных предприятий.

Фото автора
Фото автора

Позднее этот завод получил название «Композит», он и сейчас здесь работает. А это двухэтажное краснокирпичное здание было построено в те же годы и по проекту все того же Бейнгардта. В нем тогда размещалось, думаю, что и сейчас размещается, заводоуправление, только уже завода «Композит».

Фото автора
Фото автора

На нечетной стороне

Осмотрев заводские корпуса, мы переводим взгляды на другую сторону Обводного канала – на нечетную сторону набережной. Там, после доходного дома Лядовых расположились еще несколько бывших доходных домов.

Фото автора
Фото автора

Следующий доходный дом под номером 105 на углу с Верейской улицей был построен в 1894 году по проекту архитектора Агафоника Антоновича Зографа, но тогда он был двухэтажным. Четырехэтажным он стал после перестройки в 1898 году по проекту Сергея Петровича Кондратьева. Владел тогда этим домом Василий Никифорович Беляков, по-видимому, купец, а с 1904 года – его вдова Анна Григорьевна. Нынешний же вид фасад получил после переделки (или восстановления) в 50-х годах прошлого века.

Фото автора
Фото автора

Следующий дом на другом углу с Верейской улицей был построен раньше – в 1886 году (трехэтажный дом), но перестроен позже – в 1908 году (шестиэтажный с мансардой). Построили его по проекту Бориса Егоровича Фурмана, а перестроили по проекту Ивана Петровича Володихина. Владельцем дома в 1886 году был осташковский мещанин (по другим данным – купец 2-й гильдии) Петр Дмитриевич Елецкий, державший здесь легковой извоз. А когда дом перестраивали, владельцем уже был Григорий Степанович Богинов, к какому сословию он принадлежал – мне не известно.

Фото автора
Фото автора

Далее, уже на углу с Подольской улицей, расположился четырехэтажный дом в кирпичном стиле, он был построен по проекту Альберта Ивановича Стюнкеля. Владельцем дома тогда был потомственный почетный гражданин Карп Матвеевич Изотов, выполнявший по заказу столярно-паркетные работы. Здесь же он сам и жил, а кроме квартир, сдававшихся в наем, в доме находилась и его паркетная мастерская.

Фото автора
Фото автора

Следующий дом между Подольской и Серпуховской улицами в стиле модерн под номером 113 по набережной был построен в 1911 году по проекту архитектора Михаила Александровича Евментьева. Кому тогда принадлежал этот дом – я так и не выяснил.

Не так давно, насколько я знаю, в доме был проведен капитальный ремонт с реставрацией фасадов. Не знаю – насколько нынешние цвета фасадов соответствуют первоначальным, но выглядит этот дом сейчас вполне себе свежо и симпатично, особенно, с этого ракурса, вместе с набережной.

Фото автора
Фото автора

Ну что ж, здесь мы вновь сделаем остановку, но чем дальше – тем интересней, поэтому далеко не расходитесь. Скоро продолжу!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!

P.S. Напоминаю, что более наглядно все, о чем Вы здесь прочитали, можно будет увидеть не только на фотографиях в этой статье, а еще и в снятом и озвученном мной видео-обзоре на этом же канале «Павел Бочкарев Путешествуем вместе» в разделе «Премиум». Там уже накопилось немало и других интересных видео, и становится их все больше и больше. Стоимость подписки на месяц самая минимальная – 100 рублей.