Приветствую Вас, друзья мои! Продолжаю свой рассказ о нашем путешествии по Санкт-Петербургу, состоявшемся 21 июля 2025 года. Как Вы помните (если не помните – заходите по этой ссылке), мы остановились с Вами в прошлый раз, осмотрев Царскосельский мост (точнее – мосты) на Обводном канале, по набережной которого мы движемся от Лиговского проспекта.
Еще парочка мостов
Идем дальше и начнем снова с моста, со следующего на нашем пути – Рузовского. По этому мосту Рузовская улица плавно переходит в Рыбинскую улицу. Первый мост на этом месте, в отличии от большинства мостов, что мы видели до этого на канале, был построен сравнительно недавно – в 1961 году. Он предназначался, как и сейчас, для движения автотранспорта и пешеходов.
Что интересно – его металлические пролеты (их было три) опирались на деревянные опоры, что не очень-то свойственно для того времени. В 80-е годы тот мост реконструировали, но он также оставался на деревянных опорах. Нынешний однопролетный сталежелезобетонный балочный мост построили в 1996 году.
Пока, не обнаруживая ничего более интересного, чем мосты, подойдем и поближе рассмотрим следующий мост, благо, он совсем близко к предыдущему. Этот мост, как и предыдущий, назван в честь улицы, подходящей здесь к правому берегу Обводного канала, на этот раз это Можайская улица, и мост, соответственно – Можайский. Но это не автодорожный, а пешеходный мост, точнее, как и большинство подобных пешеходных мостов в Петербурге, он выполняет и еще одну функцию – по нему проложены теплофикационные трубы.
Первый мост на этом месте был традиционно деревянный, его построили в 1900 году, но во время Великой Отечественной войны он был разрушен. Нынешний же однопролетный металлический мост, как и еще два следующие, которые мы тоже увидим, был построен по типовому проекту в 1984 году. До 2000 года с двух сторон моста были установлены две пары торшеров с фонарями, однако, кому-то показалось, что освещения здесь и так достаточно, и их демонтировали, от них остались только основания на гранитных тумбах.
Снова Лядовы
Осматривая мост, я не мог, хотя и мельком, не обратить внимание на угловой семиэтажный дом на углу Можайской и набережной. В прошлой публикации я немного рассказывал про купеческую семью Лядовых, которым принадлежали дома перед Царскосельским мостом. Так вот, и этот дом принадлежал наследникам Владимира Васильевича Лядова, и построен он был в 1914 году, также как и один из тех домов, по проекту одного из наследников – гражданского инженера Константина Владимировича Лядова. После революции там размещалась школа, затем ПТУ, а теперь педагогический колледж.
Газгольдер – планетарий
Теперь переводим свои взоры на четную левую сторону набережной Обводного канала. Здесь, вдоль канала, расположился комплекс зданий из красного кирпича под одним номером – 74, который строили и достраивали во второй половине XIX века. В первую очередь привлекает к себе внимание массивная круглая башня диаметром 42 метра со сферическим куполом – это газгольдер (резервуар для хранения газа) Главного газового завода Общества столичного освещения. Он был построен в 1884 году по проекту архитектора Рудольфа Богдановича Бернгардта, который он разработал вместе со своим сыном Вильгельмом Рудольфовичем.
Всего на территории бывшего завода четыре подобных газгольдера, первый из них был построен в 1862 году по проекту все того же Рудольфа Богдановича Бернгардта. Этот газгольдер, не использовавшийся по назначению более ста лет, его использовали как складское помещение, а за тем, как парковку, в 2017 году превратили в «Планетарий №1». Хотя, это и не первый планетарий в Петербурге, но он располагает самым большим в мире проекционным куполом, диаметр которого составляет 37 метров. До него самым большим в мире был планетарий в городе Haгoя в Японии, диаметр купола которого составляет З5 метров. Теперь этот купол внeceн в Книгу Гиннеса.
И еще здания того же завода
И дальше несколько краснокирпичных зданий принадлежали Главному газовому заводу Общества столичного освещения. Следующее здание для размещения в нем инспекции и мастеров завода было построено в 70-е годы XIX века также по проекту Бернгардта, но с участием Отто Густавовича фон Гиппиуса, который контролировал строительство объектов этого завода.
Пройдя еще по набережной и переведя взгляды дальше по той же стороне. Мы видим еще несколько зданий этого завода, на котором в 1913 году было прекращено производство светильного газа и начато производство газа из коксующихся углей для бытовых нужд и котельных. В середине XX века на заводе открылось инструментальное производство по выпуску инструмента для снабжения промышленных предприятий.
Позднее этот завод получил название «Композит», он и сейчас здесь работает. А это двухэтажное краснокирпичное здание было построено в те же годы и по проекту все того же Бейнгардта. В нем тогда размещалось, думаю, что и сейчас размещается, заводоуправление, только уже завода «Композит».
На нечетной стороне
Осмотрев заводские корпуса, мы переводим взгляды на другую сторону Обводного канала – на нечетную сторону набережной. Там, после доходного дома Лядовых расположились еще несколько бывших доходных домов.
Следующий доходный дом под номером 105 на углу с Верейской улицей был построен в 1894 году по проекту архитектора Агафоника Антоновича Зографа, но тогда он был двухэтажным. Четырехэтажным он стал после перестройки в 1898 году по проекту Сергея Петровича Кондратьева. Владел тогда этим домом Василий Никифорович Беляков, по-видимому, купец, а с 1904 года – его вдова Анна Григорьевна. Нынешний же вид фасад получил после переделки (или восстановления) в 50-х годах прошлого века.
Следующий дом на другом углу с Верейской улицей был построен раньше – в 1886 году (трехэтажный дом), но перестроен позже – в 1908 году (шестиэтажный с мансардой). Построили его по проекту Бориса Егоровича Фурмана, а перестроили по проекту Ивана Петровича Володихина. Владельцем дома в 1886 году был осташковский мещанин (по другим данным – купец 2-й гильдии) Петр Дмитриевич Елецкий, державший здесь легковой извоз. А когда дом перестраивали, владельцем уже был Григорий Степанович Богинов, к какому сословию он принадлежал – мне не известно.
Далее, уже на углу с Подольской улицей, расположился четырехэтажный дом в кирпичном стиле, он был построен по проекту Альберта Ивановича Стюнкеля. Владельцем дома тогда был потомственный почетный гражданин Карп Матвеевич Изотов, выполнявший по заказу столярно-паркетные работы. Здесь же он сам и жил, а кроме квартир, сдававшихся в наем, в доме находилась и его паркетная мастерская.
Следующий дом между Подольской и Серпуховской улицами в стиле модерн под номером 113 по набережной был построен в 1911 году по проекту архитектора Михаила Александровича Евментьева. Кому тогда принадлежал этот дом – я так и не выяснил.
Не так давно, насколько я знаю, в доме был проведен капитальный ремонт с реставрацией фасадов. Не знаю – насколько нынешние цвета фасадов соответствуют первоначальным, но выглядит этот дом сейчас вполне себе свежо и симпатично, особенно, с этого ракурса, вместе с набережной.
Ну что ж, здесь мы вновь сделаем остановку, но чем дальше – тем интересней, поэтому далеко не расходитесь. Скоро продолжу!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!
P.S. Напоминаю, что более наглядно все, о чем Вы здесь прочитали, можно будет увидеть не только на фотографиях в этой статье, а еще и в снятом и озвученном мной видео-обзоре на этом же канале «Павел Бочкарев Путешествуем вместе» в разделе «Премиум». Там уже накопилось немало и других интересных видео, и становится их все больше и больше. Стоимость подписки на месяц самая минимальная – 100 рублей.