Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Продолжаем наши похождения по Санкт-Петербургу! В прошлый раз, если Вы помните, мы вышли с Лиговского проспекта на Обводный канал и пошли направо по его набережной (если не читали предыдущую публикацию – заходите по этой ссылке). Мы прошли от Ново-каменного моста, перекинутого через Обводный канал, по которому и проходит Лиговский проспект, до Борового моста, по которому, в свою очередь, проходит Боровая улица, на нем и остановились.
Покровский храм на Боровой
Теперь мы пойдем дальше по четной стороне набережной, но перед этим мой взгляд ненадолго остановился на виднеющихся за стройплощадкой куполах и колокольни православного храма в неорусском стиле, разместившегося через четыре дома от моста по Боровой улице. Это церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой.
Этот храм был построен по заказу Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы в 1893 году по проекту одного из мастеров «русского стиля» Николая Никифоровича Никонова. Однако, главный престол Покрова Пресвятой Богородицы был освящен только в 1897 году. После закрытия храма в 1936 году, купола и колокольню снесли, а в обезглавленном здании разместили багетную мастерскую живописно-оформительского комбината Худфонда.
В 1989 году Ленгорисполком, по не очень понятным причинам, передал здание Евангельским христианам-баптистам. В 2012 году здание все-таки вернули Русской Православной церкви, в 2019 году на церковь вернулись купола, а в 2023 году закончилась реставрация этого храма. Но теперь перед храмом затеяли стройку какого-то очередного бизнес-центра, так что скоро с набережной Обводного канала ее совсем не будет видно.
Мануфактура – Фабрика – Бизнес-центр
Тем более, что здесь уже имеется бизнес-центр «Сенатор», на который мы плавно переводим наши взоры. Это сейчас здесь бизнес-центр с таким названием, еще недавно на его месте был МФЦ «Ткачи», а здание для него, в свою очередь, было перестроено из здания «Новой бумагопрядильной мануфактуры». Производственное здание для «Новой бумагопрядильни» было построено в середине XIX века по проекту архитектора Александра Николаевича Рокова.
Как в XIX, так и в начале XX века это здание многократно перестраивали, надстраивали и расширяли. В советское время, после некоторого перерыва, здесь возобновила работу прядильно-ткацкая фабрика, которой было присвоено имя Петра Анисимова. Так она и работала до развала Союза, пока ее не приватизировали и обанкротили, как это обычно бывало.
Еще один мост
Идем дальше по набережной и ниже по течению канала уже видим следующий мост через этот канал. Это Ипподромный мост, получивший такое название по находившемуся недалеко с конца XIX века до 40-х годов XX-го ипподрому.
А нынешний пешеходный однопролетный мост, совмещающий функцию теплопровода через Обводный канал, был построен в 1986 году. За ним виден и другой мост, побольше и повыше, но о нем позже.
Дома Лядовых: кирпичников и гончарников
И снова обратим свои взоры к домам по четной стороне набережной. Сначала дом №64. В советские времена здесь размещалась галантерейная артель «Победа», переименованная затем в фабрику дорожных изделий, они изготавливали чемоданы, портфели, сумки, зонты и прочее. А построено это здание было для одной из ветви купеческой семьи Лядовых, занимавшейся гончарным производством.
После смерти основателя династии Ивана Васильевича в 1882 году, семейное дело разделили на два направления. У его вдовы и сына остался гончарный завод, а у его брата Владимира Васильевича с семьей – кирпичное производство. Вот это небольшое здание и было гончарным заводом. К 1916 году дом перешел во владение Императорского Петроградского общества поощрения рысистого коннозаводства.
Следующий дом также принадлежал Лядовым. Здесь находилась контора кирпичного завода, сам же завод находился в 20 верстах от Петербурга. С середины 90-х годов XIX века хозяйкой кирпичного завода и торговли лесом стала купчиха 2-й гильдии Екатерина Васильевна Лядова, вдова потомственного почетного гражданина Владимира Васильевича Лядова. А домом владели она и их дети.
Один из детей Лядовых – Константин Владимирович стал гражданским инженером. По его проекту в 1902 году здесь построили пятиэтажный доходный дом вплотную к двухэтажному. В этом доме сам архитектор и жил до 1917 года.
И снова мост, вернее – мосты
Двигаясь дальше вдоль канала от Ипподромного моста, мы подходим к целой группе мостов под одним названием – Царскосельский железнодорожный мост. Первый на нашем пути – довольно простенький однопутный мост, скорее всего, современной постройки.
Интереснее посмотреть на следующие два, переброшенные через канал рядом друг с другом. Первый деревянный мост на этом месте был заложен в 1836 году во время строительства первой железной дороги в России – Царскосельской. Его автором являлся строитель этой железной дороги Франц Антон фон Герстнер, памятник ему мы видели еще в 2024 году внутри Витебского вокзала, и я Вам об этом рассказывал.
В 1869 году вместо деревянного, по проекту управляющего Царскосельской дорогой Василия Васильевича Корвин-Круковского, построили металлический мост, переживший железнодорожную аварию в 1894 году. А в 1904 году по проекту инженера Вениамина Соломоновича Персона вместо одного моста построили сразу два. Причем, один мост пошире, он трехпутный, а второй – однопутный. Вот их мы сейчас и можем лицезреть.
Эта железная дорога, как Вы могли догадаться, если даже не знали, ведет от Витебского вокзала до Царского Села (ныне город Пушкин), а потом еще дальше. Вскоре после прохождения под мостом мы проехали по этой дороге, причем два раза, и вновь посетили Царское Село, а также Павловск, об этих поездках я Вам обязательно тоже расскажу, но не сейчас, все по порядку.
А пока я думаю здесь снова сделать небольшую остановку, но наши петербургские похождения еще далеки до завершения!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!
И всего Вам доброго!
P.S. В очередной раз напоминаю, что более наглядно все, о чем Вы здесь прочитали, можно будет увидеть не только на фотографиях в этой статье, а еще и в снятом и озвученном мной видео-обзоре на этом же канале «Павел Бочкарев Путешествуем вместе» в разделе «Премиум». Там уже накопилось немало и других интересных видео, и становится их все больше и больше. Стоимость подписки на месяц самая минимальная – 100 рублей.