Найти в Дзене

Обводный канал в Петербурге: храм, три моста и кое-что еще

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Продолжаем наши похождения по Санкт-Петербургу! В прошлый раз, если Вы помните, мы вышли с Лиговского проспекта на Обводный канал и пошли направо по его набережной (если не читали предыдущую публикацию – заходите по этой ссылке). Мы прошли от Ново-каменного моста, перекинутого через Обводный канал, по которому и проходит Лиговский проспект, до Борового моста, по которому, в свою очередь, проходит Боровая улица, на нем и остановились. Теперь мы пойдем дальше по четной стороне набережной, но перед этим мой взгляд ненадолго остановился на виднеющихся за стройплощадкой куполах и колокольни православного храма в неорусском стиле, разместившегося через четыре дома от моста по Боровой улице. Это церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой. Этот храм был построен по заказу Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы в 1893 году по проекту одного из мастеров «русского стиля» Николая Никифоровича Никонова. Однако, главный прес
Оглавление
Все фото автора
Все фото автора

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Продолжаем наши похождения по Санкт-Петербургу! В прошлый раз, если Вы помните, мы вышли с Лиговского проспекта на Обводный канал и пошли направо по его набережной (если не читали предыдущую публикацию – заходите по этой ссылке). Мы прошли от Ново-каменного моста, перекинутого через Обводный канал, по которому и проходит Лиговский проспект, до Борового моста, по которому, в свою очередь, проходит Боровая улица, на нем и остановились.

Фото автора
Фото автора

Покровский храм на Боровой

Теперь мы пойдем дальше по четной стороне набережной, но перед этим мой взгляд ненадолго остановился на виднеющихся за стройплощадкой куполах и колокольни православного храма в неорусском стиле, разместившегося через четыре дома от моста по Боровой улице. Это церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой.

Фото автора
Фото автора

Этот храм был построен по заказу Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы в 1893 году по проекту одного из мастеров «русского стиля» Николая Никифоровича Никонова. Однако, главный престол Покрова Пресвятой Богородицы был освящен только в 1897 году. После закрытия храма в 1936 году, купола и колокольню снесли, а в обезглавленном здании разместили багетную мастерскую живописно-оформительского комбината Худфонда.

Фото автора
Фото автора

В 1989 году Ленгорисполком, по не очень понятным причинам, передал здание Евангельским христианам-баптистам. В 2012 году здание все-таки вернули Русской Православной церкви, в 2019 году на церковь вернулись купола, а в 2023 году закончилась реставрация этого храма. Но теперь перед храмом затеяли стройку какого-то очередного бизнес-центра, так что скоро с набережной Обводного канала ее совсем не будет видно.

Фото автора
Фото автора

Мануфактура – Фабрика – Бизнес-центр

Тем более, что здесь уже имеется бизнес-центр «Сенатор», на который мы плавно переводим наши взоры. Это сейчас здесь бизнес-центр с таким названием, еще недавно на его месте был МФЦ «Ткачи», а здание для него, в свою очередь, было перестроено из здания «Новой бумагопрядильной мануфактуры». Производственное здание для «Новой бумагопрядильни» было построено в середине XIX века по проекту архитектора Александра Николаевича Рокова.

Как в XIX, так и в начале XX века это здание многократно перестраивали, надстраивали и расширяли. В советское время, после некоторого перерыва, здесь возобновила работу прядильно-ткацкая фабрика, которой было присвоено имя Петра Анисимова. Так она и работала до развала Союза, пока ее не приватизировали и обанкротили, как это обычно бывало.

Еще один мост

Идем дальше по набережной и ниже по течению канала уже видим следующий мост через этот канал. Это Ипподромный мост, получивший такое название по находившемуся недалеко с конца XIX века до 40-х годов XX-го ипподрому.

А нынешний пешеходный однопролетный мост, совмещающий функцию теплопровода через Обводный канал, был построен в 1986 году. За ним виден и другой мост, побольше и повыше, но о нем позже.

Дома Лядовых: кирпичников и гончарников

И снова обратим свои взоры к домам по четной стороне набережной. Сначала дом №64. В советские времена здесь размещалась галантерейная артель «Победа», переименованная затем в фабрику дорожных изделий, они изготавливали чемоданы, портфели, сумки, зонты и прочее. А построено это здание было для одной из ветви купеческой семьи Лядовых, занимавшейся гончарным производством.

После смерти основателя династии Ивана Васильевича в 1882 году, семейное дело разделили на два направления. У его вдовы и сына остался гончарный завод, а у его брата Владимира Васильевича с семьей – кирпичное производство. Вот это небольшое здание и было гончарным заводом. К 1916 году дом перешел во владение Императорского Петроградского общества поощрения рысистого коннозаводства.

Фото автора
Фото автора

Следующий дом также принадлежал Лядовым. Здесь находилась контора кирпичного завода, сам же завод находился в 20 верстах от Петербурга. С середины 90-х годов XIX века хозяйкой кирпичного завода и торговли лесом стала купчиха 2-й гильдии Екатерина Васильевна Лядова, вдова потомственного почетного гражданина Владимира Васильевича Лядова. А домом владели она и их дети.

Один из детей Лядовых – Константин Владимирович стал гражданским инженером. По его проекту в 1902 году здесь построили пятиэтажный доходный дом вплотную к двухэтажному. В этом доме сам архитектор и жил до 1917 года.

И снова мост, вернее – мосты

Двигаясь дальше вдоль канала от Ипподромного моста, мы подходим к целой группе мостов под одним названием – Царскосельский железнодорожный мост. Первый на нашем пути – довольно простенький однопутный мост, скорее всего, современной постройки.

Интереснее посмотреть на следующие два, переброшенные через канал рядом друг с другом. Первый деревянный мост на этом месте был заложен в 1836 году во время строительства первой железной дороги в России – Царскосельской. Его автором являлся строитель этой железной дороги Франц Антон фон Герстнер, памятник ему мы видели еще в 2024 году внутри Витебского вокзала, и я Вам об этом рассказывал.

В 1869 году вместо деревянного, по проекту управляющего Царскосельской дорогой Василия Васильевича Корвин-Круковского, построили металлический мост, переживший железнодорожную аварию в 1894 году. А в 1904 году по проекту инженера Вениамина Соломоновича Персона вместо одного моста построили сразу два. Причем, один мост пошире, он трехпутный, а второй – однопутный. Вот их мы сейчас и можем лицезреть.

Эта железная дорога, как Вы могли догадаться, если даже не знали, ведет от Витебского вокзала до Царского Села (ныне город Пушкин), а потом еще дальше. Вскоре после прохождения под мостом мы проехали по этой дороге, причем два раза, и вновь посетили Царское Село, а также Павловск, об этих поездках я Вам обязательно тоже расскажу, но не сейчас, все по порядку.

А пока я думаю здесь снова сделать небольшую остановку, но наши петербургские похождения еще далеки до завершения!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!

P.S. В очередной раз напоминаю, что более наглядно все, о чем Вы здесь прочитали, можно будет увидеть не только на фотографиях в этой статье, а еще и в снятом и озвученном мной видео-обзоре на этом же канале «Павел Бочкарев Путешествуем вместе» в разделе «Премиум». Там уже накопилось немало и других интересных видео, и становится их все больше и больше. Стоимость подписки на месяц самая минимальная – 100 рублей.