Продолжаем изучать список лучших фильмов всех времен от издания Empire! Первую часть материала можно прочитать здесь.
90. «Терминатор» (1984)
После опыта работы над фильмом «Пиранья 2: Летающие убийцы» Джеймс Кэмерон вполне мог поставить крест на карьере в Голливуде. Но вместо этого он снял «Терминатора». А дальше, как говорится, — история.
Снятый за 6 миллионов долларов, фильм черпал вдохновение из «Мира Дикого Запада» Майкла Крайтона и эпизода Харлана Эллисона «Солдат» из сериала «Грани возможного», при этом Кэмерон усилил динамику и добавил мощный экшен — всё вокруг образа киборга-убийцы, путешествующего во времени, в исполнении Арнольда Шварценеггера, мгновенно ставшего иконой: с дробовиком в руках и в темных очках.
Соединив непрекращающееся напряжение слэшера (ведь Терминатор Арни — это по сути Майкл Майерс в кожанке) и взрывной драйв блокбастера, Кэмерон создал нечто, что изменило кинематограф навсегда. С тех пор, как Т-800 сказал Саре Коннор в исполнении Линды Хэмилтон: «Иди со мной, если хочешь жить», кино уже никогда не было прежним.
89. «Старикам тут не место» (2007)
Идеальное слияние художественных миров: братья Коэн адаптировали великий роман Кормака Маккарти, наполнив его экзистенциализм своим фирменным стилем — мрачным, жестоким, ироничным. Результат — напряжённая, медленная и загадочная версия фильма-преследования, снятая с безупречной точностью легендарным оператором Роджером Дикинсом.
Это также картина, которая размышляет о том, как — и возможно ли вообще — добрым людям существовать в мире, который окончательно сошёл с ума.
И, конечно, нельзя забыть: именно этот фильм подарил нам одного из самых страшных злодеев в истории кино — Антона Чигура в исполнении Хавьера Бардема, хладнокровного социопата, после которого актёр надолго стал главным «плохим парнем» Голливуда.
88. «Титаник» (1997)
Что можно сказать о великой романтической трагедии Джеймса Кэмерона? Это — My Heart Will Go On. Это — «Нарисуй меня, как одну из своих французских девушек». Это запотевшее окно с отпечатком руки и та самая дверь, на которой вполне могли уместиться двое. Это искры между Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, и Билли Зейн — идеальный злодей с самодовольной ухмылкой.
Фильм стал — и в переносном, и в буквальном смысле — одним из самых масштабных произведений в истории кино. Съёмки были долгими и трудными, и многие предсказывали, что «Титаник» станет для Кэмерона катастрофой, способной поставить крест на его карьере. Но случилось обратное: картина вошла в историю как один из самых успешных фильмов всех времён — и по кассовым сборам, и по числу «Оскаров». Как позже с гордостью сказал сам Кэмерон, она сделала его «королём мира!».
87. «Изгоняющий дьявола» (1973)
Для многих зрителей это до сих пор главный фильм об изгнании демонов. Снятая Уильямом Фридкиным в 1973 году, эта картина стала настоящей легендой ужасов. В центре сюжета — 12-летняя Риган (Линда Блэр), одержимая демоном по имени Пазузу. Фильм до сих пор способен заставить зрителя подпрыгнуть от страха — благодаря сценам с зелёной блевотиной, «паучьей» походкой и кощунственным распятием.
Но настоящая сила «Изгоняющего дьявола» — не в шокирующих моментах, а в том, как Фридкин через образы священников Дэмиена Карраса (Джейсон Миллер) и Ланкестера Меррина (Макс фон Сюдов) выстраивает мучительную духовную драму. Он создаёт атмосферу такой ужасающей безысходности и внутренней борьбы с верой, что к финалу кажется — сам факт просмотра фильма словно пробуждает нечто дьявольское.
86. Черная пантера» (2018)
После яркого дебюта в «Первом мстителе: Противостояние» фильм «Чёрная пантера» (2018) позволил зрителям по-настоящему познакомиться с Т’Чаллой в исполнении Чедвика Боузмана и увидеть Ваканду во всём её великолепии. Безупречно снятая Райаном Куглером («Крид»), эта картина стала поразительным воплощением афрофутуризма, наполненным стилем, яркостью и королевским достоинством.
Мир Ваканды оживает благодаря роскошным костюмам, отмеченным «Оскаром», впечатляющим сценам и мощному саундтреку, который хочется слушать на отличной акустике. Но не только визуальная сторона делает фильм великим — сюжет, сочетающий напряжённый шпионский триллер и семейную драму, придаёт истории глубину и эмоциональный вес.
Собрав более миллиарда долларов в прокате, «Чёрная пантера» оказала огромное культурное влияние, став символом представления и гордости. А после безвременной смерти Боузмана в 2020 году фильм остался главной ролью выдающегося актёра, напоминанием о его таланте и человечности.
85. «Зомби по имени Шон» (2004)
До выхода фильма можно было подумать, что полноценный режиссёрский дебют Эдгара Райта станет чем-то продолжения его культового сериала «Долбанутые». Но на деле получилось нечто гораздо большее.
«Зомби по имени Шон» — это блестящая zom-rom-com (зомби-романтическая комедия), снятая с настоящим знанием жанра и фирменным британским чувством юмора. Райт идеально уравновесил искромётную комедию и кровавый хоррор, превратив историю об апокалипсисе в весёлое, умное и неожиданно трогательное кино.
От легендарной сцены драки под «Don’t Stop Me Now» до блистательных дуэтных ролей Ника Фроста и Саймона Пегга, от дерзкого монтажа до фирменного «рывкового» стиля съёмки — всё здесь работает безупречно. Это британское кино в лучшем его проявлении.
84. «Трудности перевода» (2003)
Во втором своем полнометражном фильме София Коппола взяла, казалось бы, знакомый сюжет романтической комедии — двое случайно встречаются в чужой стране — и превратила его в гипнотическую антироманс-драму.
Скарлетт Йоханссон и Билл Мюррей, играющие уставшую от жизни студентку Шарлотту и пресыщенного актёра Боба, создают тончайшую, почти неуловимую химию. Их герои ощущают одиночество и растерянность — и именно эта внутренняя и географическая отчуждённость в Токио одновременно сближает их и не даёт быть вместе.
Фильм запомнился в том числе своим легендарным финалом: Боб шепчет Шарлотте на ухо слова, которые зрителю так и не удаётся расслышать. Этот момент давно вошёл в историю кино — как символ невысказанных чувств и мимолётной близости.
83. «Тор: Рагнарёк» (2017)
На протяжении всей истории Кинематографической вселенной Marvel Кевин Файги умело приглашал режиссёров, известных по независимым фильмам, и давал им возможность развернуться на масштабе франшизы. Одним из тех, кто блестяще воспользовался этим шансом, стал новозеландский автор Тайка Вайтити — именно он помог Тору Криса Хемсворта найти оружие посильнее Мьёльнира — чувство юмора.
В «Торе: Рагнарёк» мир громовержца буквально рушится — и фильм делает это с удовольствием, превращая конец света в праздник безудержного веселья. Лента полна динамики, ярких красок и потрясающих актёрских работ: Марк Руффало, Тесса Томпсон, Джефф Голдблюм, Кейт Бланшетт — все здесь великолепны.
Это, пожалуй, идеальный пример супергеройского блокбастера для зрителей с попкорном, сочетающий зрелищность, самоиронию и харизму.
82. «Подозрительные лица» (1995)
Пятеро преступников собираются вместе, чтобы провернуть ограбление — и дальше начинаются подозрения, перестрелки и предательства. Звучит как «Бешеные псы», не правда ли? Более того, фильм даже рекламировали в похожем ключе. Но «Подозрительные лица» — это совсем не Тарантино.
Режиссёр Брайан Сингер и сценарист Кристофер Маккворри взяли за основу идею «опознания» и превратили её в изощрённый, стильный криминальный триллер с неожиданным размахом. История достигает подлинного величия благодаря образу мифического криминального лорда Кайзера Созе — таинственного чудовища, которое внушает ужас даже самым закалённым преступникам.
В итоге оказывается, что самая великая уловка заключалась в том, чтобы заставить всех поверить, будто это — просто ещё один фильм о преступниках.
81. «Психо» (1960)
Представьте, что вы смотрите «Психо» в 1960 году. Никакого позднего входа в зал. Почти никакой рекламы — только несколько кадров мотеля Бейтсов. И вот, первая часть фильма выглядит как классический нуар: Джанет Ли играет женщину, сбежавшую с деньгами начальника, которая останавливается в мотеле и встречает странного, но вроде бы безобидного Нормана Бейтса (в исполнении Энтони Перкинса).
А потом она идёт принимать душ — и всё кино переворачивается с ног на голову. С этого момента зритель прикован к креслу, загипнотизированный безумием (чьим именно — Хичкока или Нормана, решать вам) и уже никогда не будет прежним.
«Психо» — один из величайших фильмов ужасов всех времён, монохромный шедевр чистого кино, где каждый кадр работает безупречно.
Как вам эти фильмы? Взяли бы что-то в личные рейтинги топ-100?