Найти в Дзене
CineLand

Лучшие фильмы в истории по версии Empire: часть 2

Продолжаем изучать список лучших фильмов всех времен от издания Empire! Первую часть материала можно прочитать здесь. После опыта работы над фильмом «Пиранья 2: Летающие убийцы» Джеймс Кэмерон вполне мог поставить крест на карьере в Голливуде. Но вместо этого он снял «Терминатора». А дальше, как говорится, — история. Снятый за 6 миллионов долларов, фильм черпал вдохновение из «Мира Дикого Запада» Майкла Крайтона и эпизода Харлана Эллисона «Солдат» из сериала «Грани возможного», при этом Кэмерон усилил динамику и добавил мощный экшен — всё вокруг образа киборга-убийцы, путешествующего во времени, в исполнении Арнольда Шварценеггера, мгновенно ставшего иконой: с дробовиком в руках и в темных очках. Соединив непрекращающееся напряжение слэшера (ведь Терминатор Арни — это по сути Майкл Майерс в кожанке) и взрывной драйв блокбастера, Кэмерон создал нечто, что изменило кинематограф навсегда. С тех пор, как Т-800 сказал Саре Коннор в исполнении Линды Хэмилтон: «Иди со мной, если хочешь жить»,
Оглавление

Продолжаем изучать список лучших фильмов всех времен от издания Empire! Первую часть материала можно прочитать здесь.

90. «Терминатор» (1984)

После опыта работы над фильмом «Пиранья 2: Летающие убийцы» Джеймс Кэмерон вполне мог поставить крест на карьере в Голливуде. Но вместо этого он снял «Терминатора». А дальше, как говорится, — история.

Снятый за 6 миллионов долларов, фильм черпал вдохновение из «Мира Дикого Запада» Майкла Крайтона и эпизода Харлана Эллисона «Солдат» из сериала «Грани возможного», при этом Кэмерон усилил динамику и добавил мощный экшен — всё вокруг образа киборга-убийцы, путешествующего во времени, в исполнении Арнольда Шварценеггера, мгновенно ставшего иконой: с дробовиком в руках и в темных очках.

Соединив непрекращающееся напряжение слэшера (ведь Терминатор Арни — это по сути Майкл Майерс в кожанке) и взрывной драйв блокбастера, Кэмерон создал нечто, что изменило кинематограф навсегда. С тех пор, как Т-800 сказал Саре Коннор в исполнении Линды Хэмилтон: «Иди со мной, если хочешь жить», кино уже никогда не было прежним.

89. «Старикам тут не место» (2007)

-2

Идеальное слияние художественных миров: братья Коэн адаптировали великий роман Кормака Маккарти, наполнив его экзистенциализм своим фирменным стилем — мрачным, жестоким, ироничным. Результат — напряжённая, медленная и загадочная версия фильма-преследования, снятая с безупречной точностью легендарным оператором Роджером Дикинсом.

Это также картина, которая размышляет о том, как — и возможно ли вообще — добрым людям существовать в мире, который окончательно сошёл с ума.

И, конечно, нельзя забыть: именно этот фильм подарил нам одного из самых страшных злодеев в истории кино — Антона Чигура в исполнении Хавьера Бардема, хладнокровного социопата, после которого актёр надолго стал главным «плохим парнем» Голливуда.

88. «Титаник» (1997)

-3

Что можно сказать о великой романтической трагедии Джеймса Кэмерона? Это — My Heart Will Go On. Это — «Нарисуй меня, как одну из своих французских девушек». Это запотевшее окно с отпечатком руки и та самая дверь, на которой вполне могли уместиться двое. Это искры между Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет, и Билли Зейн — идеальный злодей с самодовольной ухмылкой.

Фильм стал — и в переносном, и в буквальном смысле — одним из самых масштабных произведений в истории кино. Съёмки были долгими и трудными, и многие предсказывали, что «Титаник» станет для Кэмерона катастрофой, способной поставить крест на его карьере. Но случилось обратное: картина вошла в историю как один из самых успешных фильмов всех времён — и по кассовым сборам, и по числу «Оскаров». Как позже с гордостью сказал сам Кэмерон, она сделала его «королём мира!».

87. «Изгоняющий дьявола» (1973)

-4

Для многих зрителей это до сих пор главный фильм об изгнании демонов. Снятая Уильямом Фридкиным в 1973 году, эта картина стала настоящей легендой ужасов. В центре сюжета — 12-летняя Риган (Линда Блэр), одержимая демоном по имени Пазузу. Фильм до сих пор способен заставить зрителя подпрыгнуть от страха — благодаря сценам с зелёной блевотиной, «паучьей» походкой и кощунственным распятием.

Но настоящая сила «Изгоняющего дьявола» — не в шокирующих моментах, а в том, как Фридкин через образы священников Дэмиена Карраса (Джейсон Миллер) и Ланкестера Меррина (Макс фон Сюдов) выстраивает мучительную духовную драму. Он создаёт атмосферу такой ужасающей безысходности и внутренней борьбы с верой, что к финалу кажется — сам факт просмотра фильма словно пробуждает нечто дьявольское.

86. Черная пантера» (2018)

-5

После яркого дебюта в «Первом мстителе: Противостояние» фильм «Чёрная пантера» (2018) позволил зрителям по-настоящему познакомиться с Т’Чаллой в исполнении Чедвика Боузмана и увидеть Ваканду во всём её великолепии. Безупречно снятая Райаном Куглером («Крид»), эта картина стала поразительным воплощением афрофутуризма, наполненным стилем, яркостью и королевским достоинством.

Мир Ваканды оживает благодаря роскошным костюмам, отмеченным «Оскаром», впечатляющим сценам и мощному саундтреку, который хочется слушать на отличной акустике. Но не только визуальная сторона делает фильм великим — сюжет, сочетающий напряжённый шпионский триллер и семейную драму, придаёт истории глубину и эмоциональный вес.

Собрав более миллиарда долларов в прокате, «Чёрная пантера» оказала огромное культурное влияние, став символом представления и гордости. А после безвременной смерти Боузмана в 2020 году фильм остался главной ролью выдающегося актёра, напоминанием о его таланте и человечности.

85. «Зомби по имени Шон» (2004)

-6

До выхода фильма можно было подумать, что полноценный режиссёрский дебют Эдгара Райта станет чем-то продолжения его культового сериала «Долбанутые». Но на деле получилось нечто гораздо большее.

«Зомби по имени Шон» — это блестящая zom-rom-com (зомби-романтическая комедия), снятая с настоящим знанием жанра и фирменным британским чувством юмора. Райт идеально уравновесил искромётную комедию и кровавый хоррор, превратив историю об апокалипсисе в весёлое, умное и неожиданно трогательное кино.

От легендарной сцены драки под «Don’t Stop Me Now» до блистательных дуэтных ролей Ника Фроста и Саймона Пегга, от дерзкого монтажа до фирменного «рывкового» стиля съёмки — всё здесь работает безупречно. Это британское кино в лучшем его проявлении.

84. «Трудности перевода» (2003)

-7

Во втором своем полнометражном фильме София Коппола взяла, казалось бы, знакомый сюжет романтической комедии — двое случайно встречаются в чужой стране — и превратила его в гипнотическую антироманс-драму.

Скарлетт Йоханссон и Билл Мюррей, играющие уставшую от жизни студентку Шарлотту и пресыщенного актёра Боба, создают тончайшую, почти неуловимую химию. Их герои ощущают одиночество и растерянность — и именно эта внутренняя и географическая отчуждённость в Токио одновременно сближает их и не даёт быть вместе.

Фильм запомнился в том числе своим легендарным финалом: Боб шепчет Шарлотте на ухо слова, которые зрителю так и не удаётся расслышать. Этот момент давно вошёл в историю кино — как символ невысказанных чувств и мимолётной близости.

83. «Тор: Рагнарёк» (2017)

-8

На протяжении всей истории Кинематографической вселенной Marvel Кевин Файги умело приглашал режиссёров, известных по независимым фильмам, и давал им возможность развернуться на масштабе франшизы. Одним из тех, кто блестяще воспользовался этим шансом, стал новозеландский автор Тайка Вайтити — именно он помог Тору Криса Хемсворта найти оружие посильнее Мьёльнира — чувство юмора.

В «Торе: Рагнарёк» мир громовержца буквально рушится — и фильм делает это с удовольствием, превращая конец света в праздник безудержного веселья. Лента полна динамики, ярких красок и потрясающих актёрских работ: Марк Руффало, Тесса Томпсон, Джефф Голдблюм, Кейт Бланшетт — все здесь великолепны.

Это, пожалуй, идеальный пример супергеройского блокбастера для зрителей с попкорном, сочетающий зрелищность, самоиронию и харизму.

82. «Подозрительные лица» (1995)

-9

Пятеро преступников собираются вместе, чтобы провернуть ограбление — и дальше начинаются подозрения, перестрелки и предательства. Звучит как «Бешеные псы», не правда ли? Более того, фильм даже рекламировали в похожем ключе. Но «Подозрительные лица» — это совсем не Тарантино.

Режиссёр Брайан Сингер и сценарист Кристофер Маккворри взяли за основу идею «опознания» и превратили её в изощрённый, стильный криминальный триллер с неожиданным размахом. История достигает подлинного величия благодаря образу мифического криминального лорда Кайзера Созе — таинственного чудовища, которое внушает ужас даже самым закалённым преступникам.

В итоге оказывается, что самая великая уловка заключалась в том, чтобы заставить всех поверить, будто это — просто ещё один фильм о преступниках.

81. «Психо» (1960)

-10

Представьте, что вы смотрите «Психо» в 1960 году. Никакого позднего входа в зал. Почти никакой рекламы — только несколько кадров мотеля Бейтсов. И вот, первая часть фильма выглядит как классический нуар: Джанет Ли играет женщину, сбежавшую с деньгами начальника, которая останавливается в мотеле и встречает странного, но вроде бы безобидного Нормана Бейтса (в исполнении Энтони Перкинса).

А потом она идёт принимать душ — и всё кино переворачивается с ног на голову. С этого момента зритель прикован к креслу, загипнотизированный безумием (чьим именно — Хичкока или Нормана, решать вам) и уже никогда не будет прежним.

«Психо» — один из величайших фильмов ужасов всех времён, монохромный шедевр чистого кино, где каждый кадр работает безупречно.

Как вам эти фильмы? Взяли бы что-то в личные рейтинги топ-100?