Найти в Дзене
CineLand

Лучшие фильмы в истории по версии Empire: часть 1

Издание Empire решило сделать невозможное – собрать список из 100 лучших фильмов всех времен. Невозможное — потому что прекрасных фильмов огромное количество, и как можно выбрать из них лучшие? Кроме того, все это — дело вкуса. Тем не менее, ниже первая часть списка, и знакомиться с ним начнем с конца. Но сначала скажу пару слов о том, как этот список собирался. Авторы статьи обратились за помощью к читателям — попросили их поделиться картинами, которые утешали, вдохновляли, удивляли, заставляли задуматься и продолжают вызывать эти эмоции снова и снова. «После того как мы внимательно изучили ваши тщательно отобранные ответы, к делу подключилась наша команда опытных критиков и авторов, чтобы объединить свой профессиональный взгляд с вашим зрительским выбором. Взвесив художественные достоинства и культурное значение каждой картины, и проведя немало горячих обсуждений, мы пришли к окончательному списку», — говорится в комментарии издания. Итак, поехали! Своим невероятно стильным и уверен
Оглавление

Издание Empire решило сделать невозможное – собрать список из 100 лучших фильмов всех времен. Невозможное — потому что прекрасных фильмов огромное количество, и как можно выбрать из них лучшие? Кроме того, все это — дело вкуса. Тем не менее, ниже первая часть списка, и знакомиться с ним начнем с конца.

Но сначала скажу пару слов о том, как этот список собирался. Авторы статьи обратились за помощью к читателям — попросили их поделиться картинами, которые утешали, вдохновляли, удивляли, заставляли задуматься и продолжают вызывать эти эмоции снова и снова.

«После того как мы внимательно изучили ваши тщательно отобранные ответы, к делу подключилась наша команда опытных критиков и авторов, чтобы объединить свой профессиональный взгляд с вашим зрительским выбором. Взвесив художественные достоинства и культурное значение каждой картины, и проведя немало горячих обсуждений, мы пришли к окончательному списку», — говорится в комментарии издания.

Итак, поехали!

100. «Бешеные псы» (1992)

Своим невероятно стильным и уверенным режиссёрским дебютом Квентин Тарантино ошеломил зрителей, предложив блестящее переосмысление классического триллера о неудавшемся ограблении.

Большая часть действия «Бешеных псов» разворачивается в одном замкнутом пространстве, превращая фильм в напряжённую камерную драму, где остроумные и искрящиеся диалоги отскакивают от стен, словно пули. Основная сцена — затянутая, невероятно кровавая агония, вокруг которой строится всё повествование.

Картина полна убойных реплик, убийственных музыкальных вставок и, разумеется, настоящих убийц — взрывной коктейль, который мгновенно превратил фильм в культовую классику и задал тон всему, чего мы ждём от фильмов Тарантино.

99. «День сурка» (1993)

-2

Билл Мюррей в этом фильме находится на пике своего обаяния — в роли самовлюблённого метеоролога Фила Коннорса. Энди Макдауэлл привносит в историю ум и сердечность, воплощая продюсера Риту Хэнсон, сначала недосягаемую, но постепенно всё сближающуюся с героем. А режиссёр и соавтор сценария Гарольд Рамис вместе с Дэнни Рубином превращают заезженную идею о человеке, застрявшем во времени, в настоящее кинематографическое золото.

Хотя «День сурка» был далеко не первым фильмом, использовавшим мотив временной петли, он бесспорно возвышается над всеми последователями. Мюррей, как обычно, мастерски выдаёт саркастические реплики, легко вызывая смех в начале фильма. Но по мере развития истории она обретает философскую глубину, размышляя о смысле существования и морали — и делает это без назидательности, сохраняя лёгкость и искренность.

98. «Паддингтон 2» (2017)

-3

В первом фильме о Паддингтоне сценарист и режиссёр Пол Кинг создал по-настоящему чудесную историю — полную радости, воображения, доброты и, конечно же, фирменных строгих взглядов нашего любимого медвежонка из Перу. А затем он сделал, без преувеличения, один из лучших сиквелов в истории кино — да что там, один из самых светлых и душевных фильмов вообще.

На этот раз Паддингтон (великолепный Бен Уишоу) сталкивается с коварным и неотразимо эксцентричным злодеем — бывшим актёром Финиксом Бьюкененом в исполнении Хью Гранта, который с наслаждением крутит усы и захватывает каждую сцену. Поиски особого подарка для его тёти Люси превращаются в череду невероятно смешных и трогательных приключений.

Как и любой великий сиквел, «Паддингтон 2» берёт всё, за что зрители полюбили первую часть, и приумножает это: больше зрелищности, больше добродушного безумия, больше эмоций.

Результат — фильм такой же сладкий и уютный, как свежий бутерброд с мармеладом.

97. «Амели» (2001)

-4

Четвёртый полнометражный фильм Жан-Пьера Жёне — и второй, созданный им без соавтора Марка Каро — стал для режиссёра решительным шагом из мрака его ранних картин в ослепительное солнце волшебного Парижа. Так родилась «Амели» — причудливая, трогательная и полная фантазии история.

Конечно, циник мог бы увидеть в ней рассказ о навязчивом и чуть сталкерском преследовании безобидного Нино (в исполнении Матьё Кассовица) романтичной героиней Одри Тоту, бродящей по сновидческому Монмартру. Но этот фильм — не для циников. Это посвящение мечтателям, тем, кто видит мир чуть иначе, кто замечает чудеса в мелочах и умеет превращать обыденность в сказку.

«Амели» — нежная, ностальгическая и бесконечно тёплая романтическая комедия, которую мог придумать только Жёне.

96. «Горбатая гора» (2005)

-5

Экранизация повести Энни Пру Лу в исполнении Энга Ли сохранила всю её тонкость и изящество, одновременно придав истории поразительную масштабность и зрелищность. На фоне величественных гор Вайоминга (на самом деле — Канадских Скалистых гор) разворачивается история любви. Чувства, возникшие неожиданно, проходят испытание временем, расстоянием и давлением. Ли рассказывает эту историю очень чутко: каждый кадр дышит красотой, болью и нежностью.

95. «Донни Дарко» (2001)

-6

Школьная драма с путешествиями во времени, параллельными вселенными и зловещим кроликом — дебютный фильм Ричарда Келли «Донни Дарко» с самого начала был обречён стать культовой классикой. Его сложная, многослойная структура, балансирующая между фантастикой, психологическим триллером и философской притчей, сделала ленту предметом поклонения киноманов, особенно в эпоху DVD, когда можно было снова и снова возвращаться к загадочным сценам и искать скрытые смыслы.

Попытка пересказать сюжет обречена на провал — слишком много в нём метафор и параллелей. Однако можно заметить явное перекличку с «Этой прекрасной жизнью»: зритель наблюдает, как Донни (в блистательном исполнении Джейка Джилленхола) видит мир, который стал бы хуже, если бы он сам остался жив после падения загадочного авиадвигателя прямо в его спальню.

При всей мрачности, философской тяжести и атмосфере тревоги, фильм неожиданно выходит на нотку светлого оптимизма, словно говоря, что даже в самом запутанном мире есть место смыслу и жертве. Этот контраст делает «Донни Дарко» одним из самых загадочных и вдохновляющих фильмов начала XXI века — и подтверждает, что Ричард Келли создал подлинно уникальное кино о времени, судьбе и свободе воли.

94. Скотт Пилигрим против всех (2010)

-7

В фильме «Скотт Пилигрим против всех» Эдгар Райт полностью раскрыл всё, за что зрители ценят его уникальный режиссёрский стиль — безупречный подбор музыки, яркую визуальную палитру, стремительные монтажные переходы и остроумие, сверкающее в каждой реплике. Экранизируя графические романы Брайана Ли О’Мэлли, он сумел перенести их комиксовую энергию на экран, создав взрывное сочетание экшена, юмора и поп-культуры.

Майкл Сера здесь в своей лучшей ипостаси — неловкий, милый и немного потерянный герой, который вынужден сразиться с семью «злыми бывшими» новой девушки (Мэри Элизабет Уинстед) в серии все более безумных поединков.

Но настоящая магия фильма — в его ослепительном актёрском ансамбле (Крис Эванс, Бри Ларсон, Анна Кендрик, Обри Плаза и другие), а также в том, как Райт соединяет кино, комикс и видеоигру в единую ритмичную симфонию. Каждая сцена — цитата, каждая реплика — мем, каждая песня — часть безупречного плейлиста поколения.

93. «Портрет девушки в огне» (2020)

-8

Магнетическая, безупречно выстроенная драма Селин Сьяммы — относительно недавний фильм, но уже ставший заметным в истории кино. В центре сюжета — художница XVIII века (в исполнении Ноэми Мерлан) и её загадочная натурщица (Адель Энель).

Отдельного восхищения заслуживает операторская работа Клер Матон: каждый кадр здесь — словно картина эпохи Возрождения, выверенная до миллиметра по свету и композиции. Недаром о фильме говорят — «каждый кадр как живопись».

92. «Леон» (1994)

-9

Хотя «Леон» Люка Бессона нередко называют духовным продолжением его предыдущего фильма «Никита», эта лента — совершенно самостоятельное произведение. В центре истории — наёмный убийца Леон в исполнении Жана Рено и безумный злодей Стэнсфилд, сыгранный Гэри Олдманом. Но настоящая сила фильма вовсе не в них, а в юной Натали Портман, которая в роли 12-летней Матильды совершила феноменальный актёрский прорыв.

Её героиня — девочка, потерявшая семью и ищущая справедливости, находит в мрачном убийце неожиданного союзника. Их странная, хрупкая дружба — баланс между нежностью и опасностью, на грани дозволенного, — вызывает сложные, но глубокие эмоции.

Несмотря на неоднозначность отношений между взрослыми и ребёнком, фильм остаётся одной из самых трогательных историй о человеческой близости и доверии, которые рождаются там, где не должно быть ничего, кроме боли и одиночества.

«Леон» — это не просто криминальная драма, а поэма о спасении двух потерянных душ, в которой каждая сцена наполнена теплом, грустью и непередаваемой искренностью.

91. «Логан» (2017)

-10

Если вы ищете идеальный способ попрощаться с культовым супергероем, стоит вспомнить, как это сделал Хью Джекман, сыграв Росомаху в фильме «Логан» под руководством режиссёра Джеймса Мэнголда.

Действие разворачивается в мрачном будущем, где постаревший Логан заботится о больном и теряющем контроль над разумом профессоре Ксавьере (великолепный Патрик Стюарт). Вдохновлённый классикой вестерна — особенно лентой «Шейн», — фильм превращает историю мутанта в размышление о старении, утрате и цене насилия.

«Логан» — редкий пример по-настоящему оригинального супергеройского кино, которое отказывается от зрелищности в пользу глубокой человечности. Это история прощания, исполненная печали, но лишённая мрачности; фильм о том, как даже герой, привыкший к боли и крови, может наконец обрести покой.

Шедевр Мэнголда стал идеальным финалом пути Росомахи, оставив его в памяти зрителей не как бессмертного бойца, а как живого человека — уставшего, ранимого и, наконец, свободного.

Как вам эти фильмы? Взяли бы что-то в личные рейтинги топ-100?

Лучшие фильмы в истории по версии Empire: часть 2