Он не мог догнать Bf 109, но его «деревянная» броня выдерживала 20-мм снаряды и спасала пехоту под Сталинградом.
«Лакированный Гарантированный Гроб». . Пожалуй, ни один советский самолет не ушел на фронт с худшей репутацией. В 1941-м его имя стало синонимом слова «мишень». Пилоты, сходившиеся в смертельных дуэлях с верткими «Мессершмиттами», проклинали эту тяжелую, «деревянную» машину. И они были правы. ЛаГГ-3 проиграл битву за небо. Но вот парадокс, о котором не пишут в парадных мемуарах: проиграв дуэли, этот «неудачник» помог выиграть войну. Как? Его главные подвиги были не в небе, а в экономике тыла, в грязи под Сталинградом и… в чертежах будущего Ла-7. Это история о том, как самый ненавистный самолет стал самым необходимым. Невероятно, но это так.
Дерево вместо крови войны
Чтобы понять гений ЛаГГ-3, нужно спуститься с небес на землю. В 1941 год. Война — это не только тактика, это в первую очередь экономика. И кровь современной войны — это алюминий. Дюраль. Из него делают все: скоростные бомбардировщики Пе-2, стратегические гиганты ТБ-7, двигатели для танков Т-34, артиллерийские лафеты. И этот металл в СССР был в катастрофическом дефиците.
И вот тут на сцену выходят три конструктора — Лавочкин, Горбунов и Гудков. Они предлагают… шаг назад. Архаику. Они предлагают истребитель, сделанный не из металла, а из дерева. Точнее, из «дельта-древесины» — по сути, фанеры, пропитанной смолами. Это был «пластик» того времени. С точки зрения технологии это выглядело дико. Но с точки зрения стратегии — гениально.
Каждый собранный ЛаГГ-3, не сделав ни единого выстрела, уже работал на победу. Он высвобождал сотни килограммов драгоценного дюраля. Завод, штампующий «деревяшки» ЛаГГа, позволял другому заводу выпустить лишнюю партию Ил-2 или Пе-2. Это была жертва. Истребитель принес себя в жертву экономике войны еще на чертежной доске.
Почему «гроб»? Качество 1941-го
Проблема была в том, что опытный, выставочный образец И-301 летал прекрасно. Но в 1941 году грянул ад. Заводы эвакуировались на восток, в чистом поле, под снегом, станки подключали к генераторам. Сборка шла в дикой спешке. И качество… оно не просто упало. Оно рухнуло в пропасть.
Рабочие, вчерашние школьники и домохозяйки, не могли обеспечить нужной точности. Обшивка шла «винтом», фонари кабины, которые должны быть кристально чистыми, заливало маслом из перегревающихся моторов Климова. В результате «конвейерный» ЛаГГ-3 становился тяжелее, аэродинамика — хуже. Скорость, по сравнению с прототипом, падала на 40, а то и 50 км/ч. А это, в бою с немецким Bf 109F («Фридрихом»), было смертным приговором.
Немец уходил от ЛаГГа на «вертикали» — просто взмывал вверх, а тяжелая деревянная машина не могла его догнать. Пилоты жаловались на чудовищный обзор (особенно назад — а именно оттуда и прилетали снаряды) и тяжелое управление. Так и родилось это прозвище — «Лакированный Гарантированный Гроб». И для тысяч молодых пилотов он им и стал. Как истребитель, в 1941-42 годах, он свою задачу провалил.
Новая профессия: «летающий пулемет»
Но фронт — это живой, вечно голодный организм. Он не терпит пустоты. И если самолет не может быть истребителем, он станет кем-то другим. Фронт быстро нашел ЛаГГу новую работу. И тут его «недостатки» внезапно превратились в достоинства.
Что плохо для истребителя? Тяжесть. А для штурмовика? Прочность! Деревянный фюзеляж, в отличие от дюралевого, почти не горел от зажигательных пуль. Мощная силовая рама, как сообщает источник, выдерживала прямые попадания 20-мм снарядов немецких пушек. Двигатель, хоть и перегревался, был на удивление живучим и часто дотягивал до аэродрома даже с пробитым радиатором.
ЛаГГ-3 превратился в «истребителя сопровождения штурмовиков» или, по сути, в легкий штурмовик сам. На него подвесили узлы ДЗ-40. Он брал две 100-килограммовые бомбы. Он нес шесть реактивных снарядов РС-82. И эта «неудачная» машина начала работать. Она рвала немецкие переправы под Сталинградом. Она гоняла танковые колонны на Кавказе. Она прикрывала свои войска под Новгородом. Да, это была не работа для асов-дуэлянтов. Это была грязная, кровавая, но жизненно важная работа «воздушного пулемета» у самой земли, на скоростях 400-450 км/ч.
Жестокая школа: кто выжил на ЛаГГе
Был у ЛаГГа и еще один, совершенно неочевидный плюс. Он был очень сложным в пилотировании. Длинный нос, тугие элероны, тяжелый крен. Для молодого пилота, только из училища, первый взлет на ЛаГГе был настоящей русской рулеткой. Машина не прощала ошибок. Вообще.
Это была самая жестокая, но и самая эффективная система отбора. Убийственная селекция. Те, кто выживал. Те, кто умудрялся не просто летать, а воевать на этой «деревяшке»… они становились богами. Как говорится в источнике, пилот, освоивший ЛаГГ, «тому Як-9 казался лёгкой игрушкой». Он уже ничего не боялся и умел все. ЛаГГ-3, сам того не желая, стал жесточайшей «академией», которая ковала лучшие кадры для будущих побед.
Трамплин для «Лавочкина»: как «гроб» стал «бабочкой»
Но главный секрет ЛаГГ-3 — в том, что он не был тупиком. Он был трамплином. Главной проблемой машины был не фюзеляж, а слабый, капризный, рядный двигатель Климова. И гений Лавочкина состоял в том, что он решился на святотатство.
Он взял тот же самый, уже отработанный в производстве, деревянный фюзеляж ЛаГГ-3. Он буквально отрезал от него «нос». И вкорячил туда то, что было под рукой, — огромный, мощный, как бычий торс, звездообразный (воздушного охлаждения!) мотор АШ-82.
Так родился Ла-5. А за ним — Ла-7. Один из лучших истребителей всей Второй мировой войны. И этот технологический рывок стал возможен только благодаря ЛаГГ-3. Заводы уже были «заточены» под его деревянную технологию. Рабочие знали, как работать со смолами и фанерой. Им не пришлось переучиваться и тратить драгоценные месяцы на освоение нового самолета. Они просто начали ставить на знакомый фюзеляж новый мотор. ЛаГГ-3 стал той самой «куколкой», из которой вылетела смертоносная «бабочка» Ла-7.
Уроки «неудачника»: проиграть бой, чтобы победить в войне
Так кем же был ЛаГГ-3? Звездой? Нет. Он не стал иконой, как Як-3, или легендой, как Ил-2. Он остался в памяти «неуклюжим, но честным тружеником». Он проиграл дуэли один на один. Но он спас стратегический металл для всей страны. Он дал фронту столь нужную штурмовую платформу в самый тяжелый год войны. Он подготовил кадры. И он стал технологическим мостиком к будущей победе. В 1941-м году, когда все висело на волоске, даже этого было более чем достаточно.
История — это не парад победителей. Это грязная, сложная работа, полная «неудобных» компромиссов. И «Лакированный Гроб» — лучший тому пример. Если вас зацепила это непарадная история - подписывайтесь на наш канал! Поставьте лайк, если тоже считаете, что вклад «рабочих лошадок» в победу не менее важен, чем подвиги асов.
И, конечно, ждем в комментариях: как вы думаете, что было важнее в 1941-м — технологическое совершенство или массовость и простота, как у Т-34 и ЛаГГ-3? Давайте спорить!
ID 33157