Найти в Дзене
частные суждения

Игра и аскеза.

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей». (с) Библия, 1-е послание Иоанна 2:15 «Своей игрою я рушил ваш мир». (с) Павел Пламенев, песня «Герой с тысячью лиц» Уход от мира и ограничение себя в общении с людьми есть в духовных практиках многих религий, даже тех, которые исходно предполагают активность именно в этом мире и среди людей, как например в исламе. Исключением, пожалуй, можно считать конфуцианство, но оно вообще к религиям не относится, это скорее идеология на базе чисто философского учения, никак не связанного с иными, духовными мирами. В том же Китае, в котором появилось и расцвело учение Конфуция, словно бы в компенсацию данному упущению, есть и местный исконный даосизм, который базируется на сознательном уходе от мирского, святые даосы в нём (во всяком случае исходно, сейчас это не так), как правило, являются отшельниками. Отшельниками в определённые периоды своей жизни были основатели мировых религий — Будда и Христос. В индуизме отше
«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей».
(с) Библия, 1-е послание Иоанна 2:15
«Своей игрою я рушил ваш мир».
(с) Павел Пламенев, песня «Герой с тысячью лиц»

Даос, фото из сети.
Даос, фото из сети.

Уход от мира и ограничение себя в общении с людьми есть в духовных практиках многих религий, даже тех, которые исходно предполагают активность именно в этом мире и среди людей, как например в исламе. Исключением, пожалуй, можно считать конфуцианство, но оно вообще к религиям не относится, это скорее идеология на базе чисто философского учения, никак не связанного с иными, духовными мирами. В том же Китае, в котором появилось и расцвело учение Конфуция, словно бы в компенсацию данному упущению, есть и местный исконный даосизм, который базируется на сознательном уходе от мирского, святые даосы в нём (во всяком случае исходно, сейчас это не так), как правило, являются отшельниками.

«Христос в пустыне», картина Ивана Крамского, 1872 г.
«Христос в пустыне», картина Ивана Крамского, 1872 г.

Отшельниками в определённые периоды своей жизни были основатели мировых религий — Будда и Христос. В индуизме отшельничество вообще одна из базовых практик, в теории обязательная для каждого мужчины после того, как он пожил мирской жизнью. Однако вот какой парадокс — само по себе отшельничество и буддисты, и христиане благом не считали. Точнее, это лучше, чем жить внутри общества и неизбежно грешить, но по мнению христианских богословов, одна лишь аскеза и жизнь вдали от людей духовной благодати не дадут, если не будет на то воля высшей силы. Ещё более показателен ключевой текст индуистской религии «Бхагавад-гита». Там Арджуна хочет стать аскетом, дабы не участвовать в братоубийственном (в буквальном смысле, ведь в стане противника его родственники) сражении, но Кришна (который считается воплощением бога Вишну) его всеми способами отговаривает.

Шаман, фото из сети.
Шаман, фото из сети.

Сама по себе практика ухода от людей ради обретения неких духовных достижений гораздо древнее не только религий современных, но даже и религий как таковых. Оно есть и в шаманизме — к примеру, так называемая «шаманская болезнь. Духи требуют от человека стать шаманом и он «сражается» с ними, пока не согласится и не обретёт могущество. Поскольку в процессе будущий шаман ведёт себя, с точки зрения окружающих, не слишком адекватно, на время этой «болезни» он живёт подальше от людей. Уходил в пустыню Христос, несколько лет провёл в лесу Будда, так что общая методика связи с иной, духовной реальностью даже для новых (в сравнении с древнейшими практиками) вер оставалась по форме такой же.

Пещеры Кумрана, где жили ессеи.
Пещеры Кумрана, где жили ессеи.

Обретя широкую социальную базу и врастая в общество, религии старались ограничить уход от социума. Ведь «вера без дел мертва», а отшельник в жизни общины не участвует, благотворительностью не занимается… Однако никакие увещевания не помогали, верующие стремились удалиться от греховных страстей мира сего, причём как можно дальше — в пустыню, в глухие лесные скиты. Иногда поодиночке, иногда группами. Впрочем, такая же тенденция была и в исходном по отношению к христианству иудаизме, если вспомнить общину ессеев. Пришлось смириться и сделать отшельничество системным, так появились монастыри, исихазм и много чего ещё.

Игнатий Лойола и обложка «Духовных упражнений».
Игнатий Лойола и обложка «Духовных упражнений».

Аскет в любой религии (или дорелигиозной духовной традиции) уходит от людей не просто так, а с целью обретения благодати (или могущества в мире духов в шаманизме). Для этого он погружается в медитацию, то есть внешне не занимается каким-либо делом, полностью уйдя в себя. Разумеется, там он оказывается во власти даже не обязательно неких злых духов (хотя о различных искушениях аскетов мешающими им бестелесными сущностями предупреждают во всех духовных практиках), но в первую очередь собственного необузданного воображения. Поэтому в традициях описывают различные способы направить свою душу в нужном направлении, для чего задаются конкретные темы для медитаций. Такое есть, например, в ордене Иисуса — иезуитам основатель этого христианского общества Игнатий Лойола оставил специальный сборник «Духовных упражнений» с темами для медитаций на четыре недели.

Хикикомори, фото из сети.
Хикикомори, фото из сети.

Осталось понять, что в современном мире соответствует аскезе и медитациям? Тут долго искать не надо, разумеется это хикикомори (само это слово переводится как «нахождение в уединении»). И компьютерные игры или любое другое хобби, которым можно заниматься в одиночестве. Оставляя в стороне духовное содержание данного, в наше время достаточно массового явления, следует признать, что причина ухода от общества не изменилась. Неучастие во зле, нежелание вписываться в социальные практики, калечащие душу — этими мотивами руководствовались как древние, так и современные отшельники.