Два вечера балетной музыки без балета случили у меня с разницей в пару дней. Сперва – Стравинский, а потом Десятников. Но впечатления были настолько разные, что до сих пор мне сложно объяснить эту загадку.
Именно в «Новой опере» в свое время я познакомилась с творчеством Леонида Аркадьевича, это был цикл песен на стихи Хармса и Олейникова и еще несколько камерных пьес – сразу в самое сердце. С тех пор стараюсь послушать все, что играют в Москве авторства ЛД.
Балет «Утраченные иллюзии» я не видела, он снят с репертуара Большого еще в 2015 году, но послушать музыку к балету в концерте, приуроченном к 70-летию композитора было очень интересно. Не в последнюю очередь, конечно, из-за дирижирующего Ф. Леднева, а еще любопытно было послушать игру Валентина Малинина – лауреата Конкурса Чайковского (2023), в целом все слагаемые меня устраивали.
Сюжет балета по роману Оноре де Бальзака был несколько переработан. У писателя главный герой Люсьен – поэт, в балете он – композитор и соответственно две героини-актрисы ( Корали и Флорина) стали балеринами.
Молодой, одуховторенный провинциал Люсьен стремится представить свою музыку в парижском театре Опера Гарнье. Не сразу, но у него получается добиться встречи с директором, Люсьен играет наброски своей балетной музыки, они оставляют руководство равнодушным. Однако балерина Корали замечает талант молодого человека, да и к тому же влюбляется в него. С ее помощью у композитора случается первый успех: балет поставлен, прима вызывает восхищение. Однако соперница Корали – Флорина одержима злостью и хочет отомстить. Различными уловками ей удается склонить Люсьена к написанию более примитивной, но популярной музыки, его успех повторяется, но от прежнего вдохновения и тонких лирических произведений не остается и следа. Первой иллюзии утрачивает Корали, а затем и Люсьен. Уже увлеченный игрой и всевозможными кутежами, он осознает, что предал и свою любовь, и свою музыку, но вернуть уже ничего нельзя.
С первых же нот исполнения, музыка Десятникова увлекла меня удивительным образом. Она оказалась не просто созданной для танцев, но и очень театральной, разножанровой.
В начале солирует сопрано (Валерия Пфистер), она поет на французском языке короткую, печальную песню-воспоминание о прожитых мгновениях с возлюбленным. Позже в очень правильно выбранном месте то же самое она повторяет на русском, да и заканчивается балет этой же самой песенной зарисовкой ( на стихи Тютчева, как выяснилось)
Основная часть - это конечно чисто оркестровая музыка, но когда необходимо представить на сцене и музыку Люсьена, и его его характер, появляется солирующее фортепиано.
Получается, на мой взгляд, такое изысканное полотно, расцвеченное еще и цитатами, аллюзиями, оммажами музыке времен Бальзака и более поздней французской музыке. Все это соседствует с современными приемами, с фрагментами, полными непременной музыкальной иронии Десятникова, однако же нет никаких заметных швов, эпохи так здорово вступают в диалог, сочетаются, сливаются.
К примеру, Люсьен же пишет псевдо-Сильфиду, но напоминающие ее мелодии не выглядят так, словно «пришли» на современную вечеринку в карнавальных костюмах ушедшей эпохи – вся музыка балета выглядит актуально дню сегодняшнему, просто среди тем, фрагментов есть удачно стилизованные.
Все слушатели «Новой оперы» могли читать титры - это очень помогало восприятию сюжета и вот, честно-честно, без танца музыка «Утраченных иллюзий» ничего не потеряла, она слушалась очень полноценно, самодостаточно. То и дело подмечала. как классно выражено в музыке то, о чем написано одной строкой. Вот суетится толпа и суета в партитуре такая яркая, а вот тема зависти - и мы слышим ее злой характер в ударных и медных, а тут игорный дом и используемый в этот момент в оркестре свисток, как будто бы символизирует, как исчезают деньги, скорбные, по-современному завывающие скрипки в момент осознания утраты иллюзий и невозможности играть так же стройно, как планировалось и так далее.
Как я прочитала, партитуру для исполнения подсократили, ибо у балета свои законы, к примеру балетные экзерсисы в Гранд-опера необходимы для иллюстрации среды, но музыка там условная, практически точечная, в концертном исполнении обошлись без нее.
К тому же оркестр был волен что-то менять в темпе, в паузах, ибо нет подстройки под танец. Я первый раз слышала музыку – и мне показалось, что она восхитительна, изобретательна и очень красива.
На фоне как-то плоско воспринятой балетной музыки Стравинского чуть ранее, я прямо-таки измучалась этой загадкой, чего же мне там не хватило, почему не было такой радости и полноты восприятия, как в случае с «Утраченными иллюзиями»?
Возможно, действительно не хватало простых титров, а может быть и сама работа композиторов была разной – Десятников все же 5 лет писал музыку, а ИС в достаточно сжатые сроки. И опять же, возможно ЛД, как человек талантливый впитал опыт стилизации в том числе и ИС , в чем-то более подстроил его под современные «уши»?
В общем и целом - восторг! Очень понравился Валентин Малинин, его «пианистический» Люсьен был таким изысканным, таким «французским» и очень здорово, что в концертном исполнении мы видим солиста.
Я же потом нашла запись этого спектакля Большого театра ( хореограф А. Ратманский), мне очень понравилась и постановка, и солисты блестящие ( Д. Вишнева, В. Лантратов и др), но мысленно сравнивая концертное исполнение и полноценный балет мне, например, не хватило пианиста, его эмоций ( в постановке, я так поняла, солист был вместе с оркестром).
И да, заметно, что концертная партитура сокращена, но ущерба точно не было.
Очень хочется теперь найти время и для одноименной книги Бальзака, хотя я понимаю, что там будет все иначе. Однако уже какое-то время я медленно читаю книгу об истории балета, она у меня идет с переменным успехом – и надо же, именно тогда, когда я послушала музыку «Утраченных иллюзий» мое чтение как раз оказалось на отрезке истории с Марией Тальони и Фанни Эльсьер – балетных противоположностях, воздушности и техничности. Как это было вовремя и тут уж книгу я стала читать с более живым интересом, ибо в сознании уже все несколько «проиллюстрировалось».
Еще раз повторю, что этот концерт был для меня, пожалуй, одним из самых ярких в начавшемся сезоне. Мое впечатление: Десятников написал сложный, разножанровый современный балет очень достойно и погружаясь в тему, и отстраняясь одновременно, выразив свое мнение по поводу балета прошлого и настоящего, какие иллюзии мы все еще питаем насчет этого жанра и какие из них уже умерли.