Найти в Дзене
Алексей Туркин

ТЕЗИСЫ О ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ

1. Ближайшие десятилетия будут годами перестройки всей промышленности и всего земледелия страны, годами рационализации всего производства, механизации его, периодом усиленного приложения к производству откры­тий науки. 2. Предстоящий период революционной перестройки всего производства потребует обширных кадров политех­нически подготовленных работников, способных приспо­собляться к изменяющимся условиям, быстро ориентиро­ваться в них, умеющих обращаться с новыми машинами и т. д. 3. В силу вышесказанного у нас в России в данный период развитие политехнического образования имеет исключительно важное значение. 4. Политехническое образование в возрасте 13—17 лет имеет ещё и то значение, что оно развивает в подро­стках общие конструктивные способности, облегчающие затем изучение всякой специальности. Это с одной сто­роны. С другой стороны, политехническое образование как нельзя лучше выявляет физические и умственные способ­ности подростков и позволяет им в 16—17 лет выбрать уже сознательно
Надежда Константиновна Крупская
Надежда Константиновна Крупская

1. Ближайшие десятилетия будут годами перестройки всей промышленности и всего земледелия страны, годами рационализации всего производства, механизации его, периодом усиленного приложения к производству откры­тий науки.

2. Предстоящий период революционной перестройки всего производства потребует обширных кадров политех­нически подготовленных работников, способных приспо­собляться к изменяющимся условиям, быстро ориентиро­ваться в них, умеющих обращаться с новыми машинами и т. д.

3. В силу вышесказанного у нас в России в данный период развитие политехнического образования имеет исключительно важное значение.

4. Политехническое образование в возрасте 13—17 лет имеет ещё и то значение, что оно развивает в подро­стках общие конструктивные способности, облегчающие затем изучение всякой специальности. Это с одной сто­роны. С другой стороны, политехническое образование как нельзя лучше выявляет физические и умственные способ­ности подростков и позволяет им в 16—17 лет выбрать уже сознательно специальность.

5. Политехническое образование должно падать глав­ным образом на вторую ступень, которая, однако, органи­чески связана, с одной стороны, с первой ступенью, с дру­гой — с профессиональной школой.

6. Первая ступень (7—12 лет) даёт грамотность об­щую, математическую и графическую, учит, как сделать книгу, математику, рисунок орудием труда; учит наблюдать, делать обобщения, проверять их опытом, даёт основ­ные методы самообразования, даёт элементарное знание окружающей действительности (изучение природы и об­щества). На первой ступени знания даются путём трудового метода; труд на первой ступени не сводится никоим образом только к самообслуживанию; труд на первой ступени должен носить характер коллективного участия в элементарных формах общественного труда и давать элементарные трудовые навыки.

7. Первая ступень даёт основы, на которых может строиться вторая ступень.

8. На второй ступени (13—17 лет) изучается произ­водство в целом. Изучается как теоретически, так и прак­тически. Изучаются самые основные отрасли производ­ства, причем обращается особое внимание на теоретиче­ское освещение практической деятельности. Параллельно с этим изучается история труда, в связи с ней история классовой борьбы, а затем и политическая история, исто­рия религиозных верований, история революций, револю­ция 1917 года и т. д.

9. Практическая работа зимой должна носить инду­стриальный характер, тесно быть связана с работой на крупных фабриках и заводах, на электрических станциях и т. п., летом должна производиться в крупных совхозах и т. д.

10. Политехническая школа осуществима лишь в тес­ной связи с работой экономических комиссариатов (зем- отделов, совнархозов, отделов труда и пр.), при содей­ствии профсоюзов и агрономических и технических школ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

11. Необходимо немедленно же разработать програм­мы как школ I, так и школ II ступени. Эти про­граммы должны быть обсуждены на особом совещании со спецами по земледелию, по технике, с профсоюзами, должны быть разработаны вариации программ, в зависи­мости от местных условий.

12. Необходимо немедля же устроить совещание с отде­лом совхозов Наркомзема и с заведующими опытными земледельческими станциями, чтобы выяснить, как и в каких хозяйствах можно организовать труд подростков, где и на сколько человек. Послать специальных лиц для организации дела.

13. Основными базами должны быть агрономические школы, ученики которых могут явиться инструкторами подростков II ступени. Относительно всего этого надо снестись с агрономическими школами.

14. Работу подростков сосредоточить в образцовых ударных предприятиях; . с заводскими комитетами этих предприятий и спецами должно быть установлено, какие работы могут производить подростки, и пр. Профсоюзы должны выделить специальных инструкторов для их инструктирования.

15. Надо повести агитацию за политехнические школы среди профсоюзов. Их участие в организации политехни­ческих школ подрастающего поколения особенно ценно.

16. Возлагать политехническое образование на учи­телей невозможно, тут необходимо привлечение специа­листов всех сортов и рангов.

17. Через политехническую школу осуществится и та связь с трудовым населением на деловой почве, которая будет воспитывать и молодое поколение и перевоспитает и самих учеников 1.

Н.К. Крупская, ПСС, т.4, 1920 г.

1 По-видимому, следует читать «учителей».— Ред.