Найти в Дзене

«Я прожила сложную, но прекрасную жизнь»

– С утра «Вести» посмотрела, распереживалась, вот тебе и результат, – делится Евдокия Яковлевна. – Никак нашу матушку Россию в покое не оставят. Так было и в моём детстве, когда вся страна бросилась на борьбу с фашистской Германией. Мне было тогда всего пять лет, но хорошо помню, как один за другим уходили на фронт братья. Нас у родителей восемь было, две девочки, остальные пацаны. Самый старший брат Ваня был призван в ряды Красной армии ещё в 1939 году, а во время Великой Отечественной воевал в войсках противовоздушной обороны. Демобилизовался он только в конце 1947 года. И всю жизнь прожил и проработал учителем в селе Городок. В самом начале войны ушёл на фронт Алёша. Воевал в пехотных войсках, принимал участие в освобождении Румынии, Чехии, Венгрии. Вернулся инвалидом в 1946 году, проживал в селе Восточное. В 1942 году был призван Костя, воевал на Курской дуге на «катюше», дошёл до Кенигсберга. В 1945 году его направили на сопки Маньчжурии. Домой он тоже вернулся только после оконча

Она знает, что происходит в стране и в мире, читает местную прессу, переживая о том, собрали ли урожай наши аграрии. Может сварить себе щи или кашу, сходить в магазин или поболтать с правнуками по телефону. Даже в столь преклонном возрасте, а ведь ей почти 90 лет, Евдокия Яковлевна ШАРЫПОВА не скучает и не жалуется на болячки. Давление только иногда докучает, но поднимается оно исключительно от плохих новостей по телевизору.

– С утра «Вести» посмотрела, распереживалась, вот тебе и результат, – делится Евдокия Яковлевна. – Никак нашу матушку Россию в покое не оставят. Так было и в моём детстве, когда вся страна бросилась на борьбу с фашистской Германией. Мне было тогда всего пять лет, но хорошо помню, как один за другим уходили на фронт братья.

Нас у родителей восемь было, две девочки, остальные пацаны. Самый старший брат Ваня был призван в ряды Красной армии ещё в 1939 году, а во время Великой Отечественной воевал в войсках противовоздушной обороны. Демобилизовался он только в конце 1947 года. И всю жизнь прожил и проработал учителем в селе Городок.

В самом начале войны ушёл на фронт Алёша. Воевал в пехотных войсках, принимал участие в освобождении Румынии, Чехии, Венгрии. Вернулся инвалидом в 1946 году, проживал в селе Восточное.

В 1942 году был призван Костя, воевал на Курской дуге на «катюше», дошёл до Кенигсберга. В 1945 году его направили на сопки Маньчжурии. Домой он тоже вернулся только после окончания войны, трудился на заводе «Металлист». В 17 лет ушёл воевать в 1944 году и наш брат Василий. Он также был в Маньчжурии, где волею судьбы встретился с Костей. Спасая пассажирский поезд с солдатами, который ехал по заминированным рельсам, Вася получил контузию. После войны он много лет отработал на Абаканской железной дороге электромонтёром.

Это мамины молитвы помогли моим братьям вернуться с Великой Отечественной войны живыми! Ведь редко какая семья не получала похоронки с фронта, каждого коснулась эта война.

Не будешь работать, припишем падёж

Вся жизнь Евдокии Яковлевны прошла в селе Колмаково. Девочка переехала туда с семьей из Бурят-Монголии еще малышкой. А до этого родители и старшие дети прошли долгий путь из Татарстана в Сибирь.

– Папа Ярхам рассказывал, что не пожилось им в Иркутской области, голодно было, а семью кормить надо, – вспоминает бабушка. – Кто-то из знакомых присмотрел колмаковские просторы, и родители решились на переезд. Но и здесь богато не жили, с чего было разживаться-то… Потому и работали с детских лет: табак сажали, сено косили.

В школу я только в девять лет пошла. Семь классов окончила, ни паспорта, ни справок никаких нет. Как дикари тогда жили. С горем пополам добилась, чтобы мне документы сделали, четыре месяца проучилась в Минусинске в школе «Маслопрома» на маслодела.

Ещё будучи в девках, пошла в колхоз работать. И с телятами управлялась, и боронили практически вручную, техники же почти не было. Еще и пугали: мол, не будешь с телятами работать, припишем падёж. Даже прокурор как-то в деревню приехал, за тунеядство нас обещал посадить, а какие в те годы тунеядцы, работали все от мала до велика.

А ещё отправляли Евдокию Яковлевну на колхозные станы. Это километров семь от деревни. Там посменно работали и днём, и ночью. Добирались пешком, никто не возил. Позже перевели в весовщики. Бывало, до трёх часов ночи ждала женщина, когда комбайнёры соберут урожай с полей, и только потом каждый грузовик зерна нужно было взвесить и отчитаться.

– Много лет отработала счетоводом, – рассказывает Евдокия Яковлевна. – И нефтепродукты, и запчасти, и заработная плата – всё было на мне. Но признаться, никогда мы не роптали, как-то с детства приучено наше поколение трудиться. И свою работу я всегда любила.

Муж мой Михаил тоже работал в колхозе, на тракторе. Двоих прекрасных детей, Виктора и Елену, вырастили и воспитали мы в селе. И сегодня Виктор продолжает работать в родной деревне директором сельской школы.

Мне повезло с детьми, да и с людьми тоже по жизни везло. Коллектив у нас всегда дружный был, и в деревне окружали отзывчивые и добрые люди.

Надо быть честным с собой и с людьми

Когда вместе с перестройкой хозяйства стали разваливаться, Евдокия Яковлевна поехала учиться в Абакан на специалиста искусственного осеменения и до пенсии работала по новой профессии. Несколько раз ей с мужем давали бесплатные путёвки за хорошую работу. Благодаря этому они побывали в Пятигорске, Смоленске, Минске, Риге, Ленинграде и Пскове. А ещё Михаил вместе с сыном Виктором ездил в Польшу и Чехословакию. Эти счастливые моменты навсегда остались в памяти Евдокии Яковлевны.

– Я прожила сложную и в то же время прекрасную жизнь, – говорит пенсионерка. – Есть что вспомнить и чему научить молодое поколение. Главное – это любить свою Родину, сохранять её лучшие традиции, беречь семейные ценности, почитать старшее поколение и стараться быть честным и справедливым по отношению к себе и к людям.

Уже много лет Евдокия Яковлевна на заслуженном отдыхе. Сейчас она живёт вместе с дочерью в Минусинске. Но не потому, что немощная, а потому что одной в деревне управляться уже тяжеловато. А здесь она всегда под приглядом, хоть и не требует к себе особого внимания. И тем не менее внуки и правнуки никогда не забывают бабушку. Часто созваниваются с ней и приезжают в гости.

– Они у меня очень заботливые, – признаётся Евдокия Яковлевна. – Всегда обнимут, поцелуют, справятся о самочувствии. Вот штаны внучка недавно купила, спрашивает: баба, ну как, греют? Греют, внучка, греют!

По традиции семья часто собирается за большим столом на праздники и торжества. Бабушкино 90летие – не исключение. Все готовятся встретить этот день с добрыми эмоциями и пожеланиями. Сама Евдокия Яковлевна о возрасте не заботится, сколько Бог отмерил, столько и будет жить.

– Чувствую себя как человек, которому уже много лет. За эти годы было всякое, но я благодарна жизни за всё. Наверное, это великое счастье, что вокруг меня есть близкие люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Раньше мы с Мишей были для них опорой, сейчас они для меня. И этим я горжусь и за это благодарю.

Иван Залилеев был призван в армию в 1939 году. Воевал в войсках ПВО. Демобилизовался в 1947-м
Иван Залилеев был призван в армию в 1939 году. Воевал в войсках ПВО. Демобилизовался в 1947-м
Алексей Залилеев ушел на фронт в 1941 году. Служил в пехотных войсках. Демобилизовался в конце 1946 года
Алексей Залилеев ушел на фронт в 1941 году. Служил в пехотных войсках. Демобилизовался в конце 1946 года
Константин Залилеев был призван в 1942 году. Воевал на знаменитой “катюше”. Демобилизовался в 1946-м
Константин Залилеев был призван в 1942 году. Воевал на знаменитой “катюше”. Демобилизовался в 1946-м