Найти в Дзене

Письмо одиннадцатое. Право на доступ: когда закон — не единственный аргумент

Дорогой друг! Пишу тебе этим прохладным осенним вечером, сидя у окна с чашкой ароматного чая. За стеклом — тихий городской пейзаж, огни фонарей, редкие прохожие, спешащие по своим делам. А теперь и дождь начался — сначала робкие капли, будто неуверенные воспоминания, постучали по стеклу. Но вот они собрались с духом, зазвучали чаще, превратились в настоящую барабанную дробь — словно отголоски событий, которые мы фиксируем, переживаем, пропускаем через себя. В такие минуты особенно хочется поделиться тем, что накопилось в душе, тем, о чём не скажешь в суете редакционных будней. Дождь как будто смывает лишнюю суету, оставляя только главное — те мысли и чувства, которыми так важно поделиться с тем, кто поймёт. Гадаю: вручили ли тебе уже нашу «волшебную корочку» — удостоверение журналиста с гордыми золотыми буквами «ПРЕССА»? Если пока нет — не переживай, всё впереди. Я помню свой первый такой документ: как трепетно держала его в руках, как переливались на свету те самые золотые буквы… Каза
ИИ Алиса
ИИ Алиса

Дорогой друг!

Пишу тебе этим прохладным осенним вечером, сидя у окна с чашкой ароматного чая. За стеклом — тихий городской пейзаж, огни фонарей, редкие прохожие, спешащие по своим делам. А теперь и дождь начался — сначала робкие капли, будто неуверенные воспоминания, постучали по стеклу. Но вот они собрались с духом, зазвучали чаще, превратились в настоящую барабанную дробь — словно отголоски событий, которые мы фиксируем, переживаем, пропускаем через себя.

В такие минуты особенно хочется поделиться тем, что накопилось в душе, тем, о чём не скажешь в суете редакционных будней. Дождь как будто смывает лишнюю суету, оставляя только главное — те мысли и чувства, которыми так важно поделиться с тем, кто поймёт.

Гадаю: вручили ли тебе уже нашу «волшебную корочку» — удостоверение журналиста с гордыми золотыми буквами «ПРЕССА»? Если пока нет — не переживай, всё впереди. Я помню свой первый такой документ: как трепетно держала его в руках, как переливались на свету те самые золотые буквы… Казалось, будто получила пропуск в иной мир.

Но знаешь, что я понял за годы работы? То, о чём хочу рассказать, важно знать каждому из нас — вне зависимости от того, лежит ли у тебя в кармане это удостоверение.

Магический ключ с подвохом: правда о “корочке”

Да, «корочка» действительно открывает многие двери. Кажется, будто обладаешь неким магическим ключом, с которым можно проникнуть куда угодно: в закрытые кабинеты, на закрытые мероприятия, туда, куда обычным людям путь заказан.

Но вот парадокс: та же самая корочка порой… закрывает двери. Отрезает пути. А в самых трагичных случаях — ставит точку в жизни.

Помню, как один старый коллега, много лет отработавший в профессии, сказал мне: «Это не пропуск в рай, а меч с двумя лезвиями. Одно режет путь вперёд, другое — может ранить тебя же». Тогда я не до конца поняла его слова. А теперь, пройдя через разные ситуации, осознаю их глубину.

Именно об этой двойственности — о силе и опасности нашего удостоверения — я и хочу поговорить с тобой сегодня. Потому что ты — не просто коллега. Ты — друг, которому хочется передать то, что узнала сам, уберечь от ошибок и показать все грани этой непростой, но такой завораживающей профессии.

Так что давай поговорим начистоту. Выпей чаю, устройся поудобнее — и в путь. А за окном всё стучит дождь, будто отсчитывает ритм нашей профессии: то тихо, то громко, то вкрадчиво, то напористо. Как и наша работа — то осторожный подход, то стремительный рывок к правде.

Скрип замка вместо „добро пожаловать“: реалии журналистской работы

Слушай, вот о чём я думаю. Наша главная задача как журналистов — рассказывать людям о том, что происходит. (Кстати, «население» — какое‑то холодное слово, правда? Лучше просто «люди».)

По идее, у нас должно быть право зайти куда угодно и побывать на любом мероприятии — закон это гарантирует. Но знаешь, как бывает на практике? Вместо «Добро пожаловать!» чаще слышишь скрип поворачивающегося в замке ключа.

Почему? Да потому что правда не всем выгодна. Ни большим начальникам, ни тем, кто поменьше, но очень уж осторожничает. С таким мы сталкиваемся постоянно.

Ты, может, ещё не сталкивался с этим ощущением: стоишь перед закрытой дверью, а за ней — важное событие, о котором люди должны знать. Или вот ещё неприятная ситуация: тебя вежливо, но твёрдо просят выйти из зала. И ты идёшь к выходу под десятками взглядов, а в спину летит шёпот: «Они останутся, они всё подслушают …» Как будто там, за дверью, происходит что‑то настолько важное, что простым смертным знать не положено.

Знакомо? Увы, да. Но знаешь, что? С этим можно и нужно бороться.

Бессилие за дверью: почему правда всегда находит выход

Конечно, в такие моменты становится не по себе. Но вот что забавно: сама закрытая дверь — уже новость. Полунамёк, полусигнал: «Тут что‑то скрывают».

И парадокс в том, что нас эти барьеры особо не останавливают. Если надо выяснить, о чём говорили за закрытой дверью, — мы выясним. Журналисты ведь как сыщики: у каждого своего набора хитростей и обходных путей. Способы добыть информацию всегда найдутся — это не проблема.

Вот только суть не в том, что там за дверью якобы творится что‑то невероятное. Чаще всего — ничего особенного. Люди боятся не правды, а собственного бессилия. Боятся показать:

  • что не знают, как решить проблему;
  • что годами ничего не делали;
  • что управляют спустя рукава;
  • что равнодушно смотрят на чужие беды.

Вот чего на самом деле страшатся те, кто закрывает перед нами двери.

Слушай, картина простая: «наша хата с краю — и дверь на замке». Вот так это выглядит на деле.

Пресса — только на праздник»: кто решает, что нам можно знать

И знаешь, что? Такая история уже не редкость — стало массовым явлением. Прессу попросту отстраняют. Почему? Да потому что по сути ничего серьёзного не решается. А журналисты‑то быстро чуют это бессилие — и могут так пройтись по персонам, что мало не покажется. Стыдно будет, а то и до проверяющих органов дойдёт.

Вот и думают они: «Давай лучше соберёмся тесным кружком, порешаем свои дела, а потом отчитаемся — красиво, помпезно. Провели, мол, рабочую встречу, обсудили — и хватит. А пресса? Пусть жуёт то, что им положат на тарелку».

Конечно, это иллюзия. Но факт остаётся фактом: ситуация вышла на поток. Теперь прессу зовут только на «праздники жизни»: где все поют, танцуют, вручают грамоты и торжественно сажают деревья. А по‑настоящему важные решения — без нас.

Когда медиа режут по живому: личный опыт сопротивления

Перехожу от слов к делу — расскажу конкретный случай.

Помнишь, в первом письме я упоминала, как меня уволили? Так вот: приказ об увольнении я не подписала. Имела полное право — и воспользовалась им.

А ещё была программа, которую я вела. Мы выпустили её в прямой эфир — и тут же получили запрет. Всё случилось в те самые неспокойные времена, когда закрывали НТВ и так называемые «губернаторские» телеканалы. Наша редакция тоже попала в этот водоворот.

Что тогда творилось? Делили власть, деньги, сферы влияния — и, конечно, перекраивали медиапространство. Я оказалась в самом эпицентре этого переплёта.

Так выглядит профессия, когда правила пишут не журналисты. Однако даже в таких обстоятельствах можно сказать „нет“ — я сказала.

Суд, власть, компромисс: как сложилась моя история победы

В итоге моя фраза «С приказом ознакомлена, оставляю за собой право обжаловать в суде» принесла маленькую, но победу.

В суде я выиграла — формально из‑за косяков работодателя: меня отстранили без подписанного приказа и без выдачи трудовой. Чистое нарушение.

Но дело не только в формальности. Время поменялось, власть обновилась — новые руководители пошли на мировую. Фактически признали, что ситуация была некорректной. Меня восстановили в должности и даже компенсацию выплатили.

Кто победил? Ну, ты и сам понимаешь… Только вслух об этом лучше не кричать — мы же с тобой «полевики», знаем: закон на нашей стороне, но осторожность никто не отменял. Это не хитрость — это мудрость.

Чем живёт журналист в России: какие законы его защищают (и ограничивают)

Знаешь, работа журналиста — это как хождение по канату. С одной стороны — право говорить правду, с другой — куча правил, которые надо соблюдать. Разберёмся, на что мы можем опираться по закону. Может показаться немного сухо, но по-другому невозможно, язык юриспруденции лаконичен и прям.

Вот ключевые законы, которые регулируют работу журналиста в России — простыми словами и без сложных терминов.

1. Закон РФ «О средствах массовой информации» (№ 2124‑I)
Что даёт: это главный закон для журналиста. Он:

o разрешает создавать СМИ (газеты, сайты, телеканалы);

o гарантирует право запрашивать информацию у чиновников и организаций;

o защищает от принуждения к публикации или отказу от материала;

o устанавливает правила аккредитации журналистов.
Проще говоря: это «устав» профессии — здесь прописано, что журналист может и чего не может требовать.

2. Конституция РФ (ст. 29)
Что даёт:

o право свободно искать, получать и распространять информацию;

o гарантию свободы слова и запрета цензуры;

o ограничение только по закону (например, нельзя разглашать гостайну или призывать к насилию).
Проще говоря: основа всех прав — ты можешь писать и снимать, если не нарушаешь другие законы.

3. Уголовный кодекс РФ
Что важно: есть статьи, которые могут коснуться журналиста:

o клевета (если ты сознательно распространяете ложь, порочащую честь);

o разглашение гостайны или персональных данных;

o призывы к экстремизму или нарушению закона.
Проще говоря: за серьёзные нарушения могут привлечь к уголовной ответственности — всегда проверяй факты и источники.

4. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП)
Что важно: штрафы за:

o нарушение правил предвыборной агитации;

o несоблюдение требований к маркировке контента (например, иноагенты);

o незаконную съёмку в закрытых зонах.
Проще говоря: мелкие нарушения грозят штрафами, а не тюрьмой, но лучше их избегать.

5. Гражданский кодекс РФ
Что даёт:

o право защищать свою честь и достоинство, если тебя оклеветали;

o обязанность возмещать ущерб, если ты сам допустил ошибку в публикации.
Проще говоря: если ты ошибся — придётся исправлять и компенсировать вред; если ошиблись в твой адрес — можно отстоять правду в суде.

6. Закон «О персональных данных» (№ 152‑ФЗ)
Что важно: нельзя публиковать чужие ФИО, адреса, телефоны, фото без согласия человека (кроме случаев, когда это общественно значимо).
Проще говоря: хочешь назвать имя героя статьи? Убедись, что он не против — иначе могут быть проблемы.

7. Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (№ 149‑ФЗ)
Что даёт: правила работы с интернет‑контентом:

o запрет на распространение запрещённой информации (например, про наркотики или суицид);

o требования к хранению данных.
Проще говоря: в сети действуют те же законы, что и в офлайн, — нельзя публиковать всё подряд.

8. Закон «О государственной тайне»
Что важно: запрещено раскрывать сведения, которые государство считает секретными (военные объекты, данные разведки и т. п.).
Проще говоря: если тебе «по секрету» рассказали что‑то про оборону — не спеши писать. Сначала проверь, не попадает ли это под гостайну.

Коротко о главном:

  • Твой главный инструмент — Закон о СМИ.
  • Конституция даёт свободу, но с ограничениями.
  • УК и КоАП — это «красные линии»: за их пересечение будут последствия.
  • ГК помогает защищать себя и отвечать за ошибки.
  • Всегда думай о персональных данных и гостайне — это частые «ловушки».

Совет: если сомневаешься — проконсультируйся с юристом СМИ или проверь нормы на официальных порталах (например, pravo.gov.ru)

Сила в праве: что даёт журналисту знание законов

Все эти законы и акты — не просто бумажки. Это наш защитный каркас.

Он дает нам силу, но требует умения. Ты можешь:

  • задавать острые вопросы;
  • добывать правду;
  • защищать свои принципы.

Но помни: всё это — в рамках закона и профессиональной этики. Иначе вместо героя рискуешь стать антигероем.

Не бодаться, а договариваться: простой секрет журналистской этики

Я старалась рассказать о сложном так, чтобы было понятно каждому. Тема ведь и правда не из простых…

А я для себя давно решила: главное — вежливость и уважение. Не нужно сразу «бодаться» из‑за мелочи. Лучше спокойно действовать по правилам, но так, чтобы не ущемлять интересы профессии.

Да, у нас много возможностей: мы можем попасть почти куда угодно и написать о чём угодно. Но это не значит, что можно забыть о такте. Уважай тех, о ком пишешь, уважай их границы.

Ну а попросить разрешение на съёмку или визит — это же не трудно, правда?

Будь как мудрый лис: как получать доступ к информации без конфликтов

Вот тебе лайфхак: не сломаешься — позвони, договорись, согласуй.

Где угодно: в школе, садике, больнице, на заводе — везде работает одно правило. Звони, будь милым, объясняй, зачем тебе это нужно. Не забывай: люди работают, а не прохлаждаются!

Когда ты звонишь, они немного напрягаются — это нормально. В голове уже крутится «отказать», но ты их переубеди. Расскажи, почему их история достойна внимания, почему людям важно об этом знать. Покажи, как их участие сделает материал круче.

Не надо давить и ломить дверь ногой. Даже если тебе жёстко отказали — это уже новость. И если ты об этом напишешь, люди вряд ли скажут: «О, какие молодцы!» Скорее подумают: «Хм, наверное, что‑то скрывают».

Я не буду закидывать тебя всеми этими законами и подзаконными актами — иначе получится не письмо, а целая диссертация. Главное, что хочу сказать: у тебя полно прав, но не будь буквоедом. Будь человеком — умей общаться, договариваться, располагать к себе. И тогда информации будет — завались!

В общем, будь как мудрый лис. Иначе никак.

Без права на ошибку: кодекс бдительности журналиста

Друг мой, хочу предупредить: порой журналист может попасть в неприятную ситуацию из‑за простой человеческой доверчивости.

Запомни на будущее: профессионал не должен терять бдительности — ни при каких обстоятельствах. Даже когда ты дома, в кругу друзей, за кружкой пива или выбираешь цветы для любимой. Всегда будь начеку, держи ухо востро, оставайся в боевой готовности.

Почему так важно? Потому что ты всегда находишься в поле зрения заинтересованных лиц. При любом удобном случае кто‑то может попытаться воспользоваться твоими материалами. Ведь ты — настоящая кладовая фактов, а твои информационные ресурсы обладают огромной ценностью.

Не тот зритель: когда рабочий материал становится оружием

Однажды мой коллега‑журналист в составе съёмочной группы освещал мероприятие с участием высокопоставленных лиц. После официальной части по традиции гостеприимства для чиновников устроили неформальный обед.

Ситуация типичная: съёмочная группа нередко остаётся на таких мероприятиях. Коллеги продолжали съёмку, стараясь не акцентировать внимание на застолье, но фиксируя происходящее — речи, приветствия, всё согласно сценарию. В программе были и развлекательные номера.

В итоге материал получился абсолютно нейтральным. Съёмка шла в штатном режиме: отсняли много кадров, а в эфир вошло лишь самое существенное — коротко и по делу.

И вдруг утром мы узнаём: журналиста отстранили от работы. Выяснилось, что он передал рабочий материал одному из участников мероприятия — и эти записи послужили основанием для снятия с должности высокопоставленного чиновника.

Виноват ли журналист? На мой взгляд — да.

Рабочий материал — не сувенир»: почему нельзя пересылать записи «по‑дружески»

Прежде всего запомни раз и навсегда: рабочий материал — будь то видео‑ или аудиозапись — это табу. Передавать его можно исключительно по официальному запросу правоохранительных органов или суда, поскольку он имеет статус официального документа. В личное пользование такие материалы не передаются ни при каких обстоятельствах.

Вот к чему привёл, казалось бы, безобидный поступок. А ведь мы нередко — по доброте душевной или из дружеских побуждений, всегда без злого умысла — пересылаем рабочие материалы участникам событий. И даже не задумываемся, какими последствиями это может обернуться.

Так что не теряй бдительность, тебя могут использовать и в любом случае, ты будешь виноват.

Право есть, конфликта — нет: искусство не доводить до крайности

Я придерживаюсь простого правила: никогда не доводить ситуацию до конфликта — в частности, до противостояния журналиста и участников съёмки.

Да, закон предоставляет нам значительные гарантии: препятствовать съёмке, а тем более изымать съёмочный материал — уголовно наказуемое деяние.

Нашу профессиональную деятельность защищает статья 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов». Она предусматривает серьёзную ответственность за любые попытки помешать работе репортёров — особенно если это:

  • связано с использованием служебного положения;
  • сопровождается угрозами или применением насилия.

Получается, мы под защитой закона. Но…

Когда закон молчит: история одной журналистской уловки

Случай из практики.

После съёмки бурного собрания — жители одного поселения горячо высказывали претензии властям — нас по дороге в редакцию остановили представители неких силовых структур и потребовали отдать рабочий материал. В то время мы работали на мини‑DV.

Ситуация, конечно, неприятная. Мы выразили возмущение, попытались отстоять свои права, но в итоге оператор всё‑таки отдал кассету. Казалось, на этом всё закончилось: стороны мирно разошлись.

Однако сюжет мы всё‑таки подготовили — и он вызвал серьёзный резонанс, заставив ответственных лиц отреагировать на проблемы жителей.

Как это удалось? Всё дело в профессиональной предусмотрительности. Наученные горьким опытом, после острых съёмок наш оператор всегда записывал материал на два носителя:

  • первый — с самыми важными кадрами — сразу убирал в карман, поближе к сердцу;
  • второй оставался в камере — на нём было видео попроще, пригодное лишь для перебивок.

Почему журналисту нужен адвокат (и пара трюков в запасе)

Так что наш «спектакль» чаще всего удавался. Нехитрый, но действенный приём — маленькая профессиональная хитрость, которая позволяла сохранить главное.

Потом нам угрожали, пытались запугать — но это лишь усилило бы общественный резонанс. В итоге всё обошлось: мы остались целы и здоровы, а самое важное — материал действительно помог людям.

В отношении нас был нарушен закон, но это было уже не важно…

По опыту скажу: журналисты часто слишком мягко реагируют на посягательства на их права. Мол, «пройдёт», «не стоит ссориться». Но лучше не рисковать — каждому не помешает свой адвокат.

«Закон — не враг, а щит»: напутствие журналисту

Ну что ж, пора закругляться.

В моей комнате тепло и уютно, горит настольная лампа, от которой на стол ложится уютный золотистый круг. Чашка травяного чая чуть подрагивает в руке — то ли от сквозняка, то ли от волнения, с которым я подбираю слова. Хочется, чтобы ты почувствовал: это не просто наставление, а разговор по душам, как с младшим братом или давним другом.

Надеюсь, мои советы спасут тебя от досадных промахов и убедят: закон — это не враг, а твой надёжный щит. По крайней мере, он для этого создан! И как любой щит, он не сделает за тебя работу — но защитит, если ты знаешь, как его держать.

Заруби на носу: закон — каркас профессии. Это как фундамент дома: невидимый, но без него всё рухнет. Не знаешь правил — рискуешь либо нарушить, либо упустить своё право. Да, тебе многое можно, но не всё подряд. Закон тебя прикрывает, но и ты в ответе за свои тексты. Каждое слово — как кирпич в стене: положишь криво — и вся конструкция покосится.

Смелость, талант и… закон: три кита журналистской работы

Представь, что ты идёшь по минному полю. Страшно? Но если знаешь карту, если видишь флажки, обозначающие безопасный путь, — можно пройти без потерь. Так и с законом: он не ставит преграды, а показывает, где можно идти смело.

Так что береги себя и не забывай про закон — у тебя ещё столько историй ждёт своего часа! Столько судеб, о которых нужно рассказать, столько правды, которую важно донести. И чтобы дойти до конца, нужны не только смелость и талант, но и знание правил игры.

Пока я писала это письмо, дождь за окном постепенно стих. Теперь тишина — такая, какая бывает только после ливня. А на горизонте уже брезжит рассвет: первые робкие лучи пробиваются сквозь тучи, обещая ясное утро. И это хороший знак.

До новых писем, дорогой друг!

Пусть новый день принесёт тебе вдохновение и силы для новых свершений.

Твоя мудрая защитница

P.S. Задумалась: в чём сила журналистского слова? В правде! А в чём же свобода слова? Об этом — в следующем письме.

Оно уже в пути!

МУДРЫЙ ПОДВАЛ. 60 ВОПРОСОВ РОСТА.

ИНТЕРВЬЮ С ТОБОЙ.

-2

Давай закрепим всё, о чём говорили: ответь на вопросы виртуального интервью. Просто напиши свои мысли и скинь мне на почту или пиши в комментариях, если читаешь онлайн. Можешь отправить аудио, сделаем подкаст.

А вдруг из этого получится крутая книга, и ты окажешься одним из её главных героев? Звучит как план, правда? Так что не стесняйся — давай, загляни в себя и пиши.

1.Как ты обычно готовишься к материалу, если чувствуешь: тут могут быть правовые риски? Идёшь к юристу, перечитываешь законы, советуешься с коллегами? А если времени нет — на что полагаешься? Используешь ли документ – редакционное задание?

2. Бывало, что ты понимал: тебя пытаются запугать, намекают на проблемы с законом, но на деле — никаких оснований нет? Как ты это распознаёшь? И что делаешь, чтобы не поддаться на давление?»

3.Есть ли у тебя свои „правила безопасности“ — не юридические, а житейские? Например: никогда не работать в одиночку, всегда иметь копию материала в облаке, заранее предупреждать коллег о выезде. Поделись парой таких правил.»

очередное письмо уже в пути...