Найти в Дзене

Дисграфия или безграмотность?

«У нас нет дисграфии, просто ученик безграмотный!» – с такими заявлениями обращаются к нам некоторые родители школьников. Может ли неуспеваемость по русскому языку иметь место вне причин, связанных с дисграфией? Попробуем разобраться. Письмо – сложная психомоторная функция, результат достаточной зрелости и развития слухоречевой деятельности человека. Обучаемость письму, как и продуктивному чтению, находится в прямой зависимости от созревания определенных зон коры головного мозга. Раз обучение проходит не очень успешно, с трудностями и препятствиями, этому есть вполне конкретные причины. Дисграфия – это мозговая дисфункция. Она может возникнуть вследствие небольших повреждений, отставания в развитии определённых зон мозга – речевых систем. Проявление дисграфии – это резкое снижение внимания, его нарастающий дефицит в момент письма. Внимание «отключается», ученик не понимает смысл написанного, делает глупые и нелепые ошибки, не соответствующие его возрасту и развитию. Письмо дисграфика и

«У нас нет дисграфии, просто ученик безграмотный!» – с такими заявлениями обращаются к нам некоторые родители школьников.

Может ли неуспеваемость по русскому языку иметь место вне причин, связанных с дисграфией? Попробуем разобраться.

Письмо – сложная психомоторная функция, результат достаточной зрелости и развития слухоречевой деятельности человека. Обучаемость письму, как и продуктивному чтению, находится в прямой зависимости от созревания определенных зон коры головного мозга. Раз обучение проходит не очень успешно, с трудностями и препятствиями, этому есть вполне конкретные причины.

Дисграфия – это мозговая дисфункция. Она может возникнуть вследствие небольших повреждений, отставания в развитии определённых зон мозга – речевых систем. Проявление дисграфии – это резкое снижение внимания, его нарастающий дефицит в момент письма. Внимание «отключается», ученик не понимает смысл написанного, делает глупые и нелепые ошибки, не соответствующие его возрасту и развитию. Письмо дисграфика изобилует разрывами слов («во круг школы», «не по далеку», «говорит не правду», «ни кто не пришёл») и необъяснимыми искажениями гласных («упрОжнение», «собирал грЕбы»). Таким школьникам не помогает ни повторение материала, ни зубрёжка правил, ни написание по двадцать раз одного и того же слова. Им нужны специальные тренинги для абилитации письма. Их цель – выработать внимание, понимание входящей информациии, создание правильного стереотипа здорового письма. Наши курсы помогли преодолеть дисграфию ученикам уже нескольких поколений.

У учащихся с устойчивым нейропсихологическим статусом стереотип правильного письма вырабатывается сам собою по мере его роста и развития (разумеется, если мы имеем в виду школьника, живущего в нормальной и благоприятной языковой среде).

Может ли школьник без дисграфии делать ошибки? Конечно. Но характер этих ошибок совершенно иной. Это совсем другие ошибки, чем у дисграфика. Они могут быть вызваны непониманием конкретных ситуаций в грамматике. Так происходит с написанием ряда частиц (полчаса, оттого, также), производных предлогов «(не)смотря», «(в)течени…», «(в) следстви…», суффиксов некоторых причастий (неприемл...мый, бор...щиеся). Широко распространены ошибки, вызванные неправильным применением причастного оборота. Таким ученикам помочь легче всего. Школьники и взрослые у нас учатся справляться с трудностями при письме при помощи простых в усвоении алгоритмов. После обучения учащиеся из групп «Идеальная грамотность» могут легко писать тексты любой длины и сложности.

Есть ли те, кому помочь мы не сможем? Для того, чтобы это выявить, всегда проводится предварительная консультация. Мы не возьмёмся отвечать за обучение школьников с тяжёлыми эмоционально-поведенческими нарушениями. У них может и не быть дисграфии, но они не могут нормально обучаться совсем из-за других проблем. Здесь требуется внимание специалистов иного профиля.

Всем остальным наши курсы помогут избавиться от ошибок, убрать зажатость и страх перед письмом, подготовиться ко всем типам экзаменов и научиться полноценно писать на родном языке тексты любой направленности.

Наталья Романова, автор книг "Идеальная грамотность" и "Пиши без правил"
Наталья Романова, автор книг "Идеальная грамотность" и "Пиши без правил"

Ближайшие курсы в СПб пройдут 6-24 декабря. Запись по тел. +7-911-924-48-52 (WhatsApp, Telegram)

Ближайшие курсы в Москве пройдут 20 февраля – 1 марта 2026 г. Запись по тел. +7-903-190-05-65 (WhatsApp, Telegram)

-2