Найти в Дзене
Лилла Аскеза

ДУЭЛЯНТ ПУШКИН

Пушкину было предопределено и уготовано погибнуть на очередной дуэли. У него не было шансов избегнуть этой участи. Известно о необычайном количестве дуэлей в жизни Пушкина. Но  явилось ли это причиной смерти поэта или следствием некой глобальной проблемы, в результате которой поэт ввязывался в бесконечные смертельные поединки? Чтобы аккуратно и последовательно разобраться в логике причинности, следует обратиться к известным достоверным фактам. Пушкин до встречи с Натальей Александр Пушкин родился в обедневшей дворянской семье. По протекции друзей Пушкины устроили 12-летнего сына в элитное заведение. Изначально здесь собирались готовить детей из императорской семьи и их сверстников к высшим гражданским чинам, хотя статус лицея был понижен. После окончания лицея Пушкин получил чин коллежского секретаря и зачислен в Коллегию иностранных дел. Вскоре его повысили до титулярного советника. Это IХ  чин в Табели о рангах в статской службе, что давало право на дворянство. В 1823 году Пушкин пе

Пушкину было предопределено и уготовано погибнуть на очередной дуэли.

У него не было шансов избегнуть этой участи.

Известно о необычайном количестве дуэлей в жизни Пушкина. Но  явилось ли это причиной смерти поэта или следствием некой глобальной проблемы, в результате которой поэт ввязывался в бесконечные смертельные поединки?

Чтобы аккуратно и последовательно разобраться в логике причинности, следует обратиться к известным достоверным фактам.

Пушкин до встречи с Натальей

Александр Пушкин родился в обедневшей дворянской семье. По протекции друзей Пушкины устроили 12-летнего сына в элитное заведение. Изначально здесь собирались готовить детей из императорской семьи и их сверстников к высшим гражданским чинам, хотя статус лицея был понижен.

После окончания лицея Пушкин получил чин коллежского секретаря и зачислен в Коллегию иностранных дел. Вскоре его повысили до титулярного советника. Это IХ  чин в Табели о рангах в статской службе, что давало право на дворянство.

В 1823 году Пушкин переехал в Одессу. Здесь он устроился в канцелярию графа Воронцова. Однако вскоре служебные и личные конфликты (оказывание непристойных знаков внимания жене Воронцова) привели к тому, что Пушкин попросил отставки. Меж тем в Москве в 1824 году полиция вскрыла письмо Пушкина, в чём посодействовал граф Воронцов: тот писал Кюхельбекеру об увлечении «атеистическими учениями». За такие высказывания поэту грозила не просто отставка. Пушкина отправили в настоящую ссылку в семейное имение в селе Михайловском Псковской губернии. Писателя лишили скромного жалованья, установили надзор, а конец срока наказания никак не обозначили.

Личная жизнь после встречи с Натальей

В 1829 году на одном из балов Александр Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. Девушке на тот момент было 16 лет, поэту — почти 30.

Ее отец Николай Афанасьевич был родом из семьи купцов и промышленников, получившей дворянство во времена правления императрицы Елизаветы Петровны. Сама Наталья являлась представительницей обедневшего дворянского рода.

Красавица сразу покорила Пушкина, и через несколько месяцев он сделал Гончаровой предложение. Однако ее мать сослалась на юный возраст девушки и сразу согласия не дала.

Свадьбе мешал тот факт, что у Пушкина не было никакого имущества. Тогда отец поэта выделил сыну часть родового имения Болдино Нижегородской губернии, деревню Кистенево, вместе с двумя сотнями крестьян.

Жизнь в столице была дорога, но из соображений престижа молодая семья продолжала жить в большом доме. Избранница поэта любила выходить в свет, а супруг иногда играл в карты и чаще проигрывал. Семья постоянно находилась в затруднительном финансовом положении.

В Санкт-Петербурге красота жены поэта произвела впечатление на местное светское общество. Она быстро освоилась, став частой гостьей культурных мероприятий.

В 1832 году у влюблённых родилась дочь Мария. В следующем году родился второй ребёнок — сын Александр. В этом же году Николай I пожаловал классика литературы в младший придворный чин камер-юнкера, чем Пушкин был крайне недоволен. Эту должность поэт считал оскорбительной для своего возраста. Данный чин давал право присутствовать с супругой на балах при Дворе. Он понимал, что Николай хотел, чтобы Наталья Николаевна чаще присутствовала на балах. Уже тогда ходили слухи, что император к ней неравнодушен.

Финансовое положение Пушкиных

Наряду с некоторыми подробностями светской жизни четы Пушкиных следует рассмотреть соответствие их расходов и материального положения для круга общения, в который была допущена семейная пара.

Должность, пока Пушкин работал, не приносила больших денег. В ссылке он был лишён даже скромного содержания, проживая лишь на доходы от имения. Заработки от литературной деятельности, хотя и были приличными в пору известности, не могли сравниться с состояниями окружающих его людей в столице. Наталья и вовсе была бесприданница.

Время от времени Пушкин был обласкан вниманием двора и получал денежные выплаты и дорогие подарки для жены по распоряжению Николая. Причина такой щедрости не могла не настораживать поэта, но другого способа вывести жену в свет в столице не представлялось возможным. Много или мало составляли те пушкинские тысячи царского содержания и периодические десятки тысяч от литературных гонораров в первой трети XIX века для жизни в столице и вращения в высшем обществе?

Известен факт, когда сестре Пушкина была выслана 1000 рублей от мужа и 2000 рублей от батюшки на срок в 10 месяцев, пока её супруг находился в командировке вдали от семьи по служебной необходимости за границей. С напутствием, что эта сумма предназначена «на развлечения» на этот период времени. Насколько данная сумма соответствовала возможности «развлекаться» в столице в высшем свете, интересно разобраться основательнее.

Стоимость «развлечений» высшего общества в Санкт-Петербурге

Сколько рублей стоила корова, и делать на основе этого расчёты – разговоры ни о чём. Поведение, одежда и даже смена одежды в зависимости от местонахождения и времени суток были регламентированы намного строже, чем сейчас. Необходимо было абсолютно точно придерживаться устоявшихся правил этикета. Иначе неотвратимо следовало всеобщее порицание и запреты появляться во многих заведениях. А рухнувшая репутация и отставка от многих домов сделала бы жизнь невыносимой.

Напротив, строгие правила регламентировали появления в присутственных местах или на приёмах в определённой форме одежды, как, например, в цилиндре или в треугольной шляпе, сюртуке или мундире.

Развлечения – это, разумеется, балы, приёмы и выезды в свет.

Бал

Это квинтэссенция светской жизни. Если мужчина мог позволить себе игнорировать подобные развлечения, как, например, Рылеев, человек не светский, то для девушки вся жизнь была заточена под появление на балу. Единственное место, где можно было проявить себя и быть замеченной в расчёте на хорошую партию. Это была самая престижная ярмарка невест. Для замужних дам непосещение определённого количества подобных мероприятий грозило выпадением из светской жизни и забвением на задворках общества. Придворный бал – самое роскошное, торжественное и долгожданное мероприятие. Бал в благородном или дворянском собрании считались рангом ниже. Частные балы, танцевальные вечера и званые приёмы проводились чаще, но и не считались исключительным событием.

Выездка

Пешком заявиться на бал или в театр было невозможно. Арендованный экипаж тоже не годился в качестве транспорта. Существовали определённые права на выезд в зависимости от чина в Табели о рангах. Каждому чину соответствовало определённое количество лошадей в упряжке. Имея право на шестёрку лошадей, воспользоваться четвёркой означало показать окружающим наличие проблем и дать волю слухам.

Одежда

Среди мужчин самыми статусными и популярными являлись офицеры, особенно гвардейские офицеры. Одно это звание подразумевало солидное богатство. Жалованье офицера не окупало необходимые траты как в военное, так и в мирное время. Содержание лошадей, регулярное посещение театра, где надлежало выкупать места не далее 5-го ряда партера от императорской ложи, покупка оружия, постоянные тренировки и покупка мундира – всё это за свой счёт. Полный комплект офицерского обмундирования мог стоить дохода от нескольких деревень.

Но девушкам и женщинам приходилось тратиться несравнимо больше на наряды.

Для Натальи, обладавшей изысканным вкусом, естественно выглядевшей элегантно, тем не менее, даже теоретически не представлялось возможным считаться иконой стиля. Для этого требовались сумасшедшие деньги. Невозможно сравнивать с сегодняшним днём, когда можно выделиться оригинальными мелкими деталями, переделкой покроя, сочетанием необычных расцветок, перешитой оборочкой. Если мужчинам было достаточно потратиться единожды, то женщинам приходилось каждый раз обновлять наряды. Ценились исключительно новые модели платьев из свежих парижских коллекций. Прийти в переделанном единожды надетым ранее считалось позволительным лишь представительницам обедневшего рода или провинциалкам.

Количество платьев также сильно различалось с современными требованиями.

– утреннее платье. Предназначено для домашнего пользования, которое будет видеть только семья, например, спуститься в этом платье к завтраку

– если намечался визит, то следовало переодевание в визитное платье, более элегантное и нарядное

– платье для второй половины дня

– вечернее платье. Более открытые плечи, руки. Но здесь существовала градация в зависимости от места посещения. Для театра требовался один вариант наряда, торжественный домашний ужин и такой же в гостях подразумевал разные виды платьев.

– бальное платье. Наиболее роскошное и раскрепощённое, с обнажёнными руками и плечами. Длина допускалась слегка короче, и по известным обстоятельствам использовались самые лёгкие материалы типа шёлка, кисеи, тюля. В бархат наряжались дамы, не планировавшие танцевать.

Последние два вида платьев надлежало каждый раз сменять и приобретать новые для каждого последующего выхода.

Причёска

Повседневная сильно отличалась от парадной. Гораздо более, нежели сейчас модная стильная причёска от свадебной. На голове создавались настоящие шедевры из волос с поддержкой в виде изощрённых сооружений и затейливых конструкций бесчисленными вариантами вплетения в них волос. Своих волос, даже длинных до талии, для исполнения изысканных композиций обычно не хватало, отчего было широко распространено использование шиньонов.

Украшения и награды

Легче всего приходилось мужчинам. Достаточно было иметь звание кавалера и не носить награды и ордена постоянно. И без того объявлялись все титулы и звания прибывших гостей в бальную залу. Женщин же, как «витрины достижений своего мужчины», останавливали лишь полёт фантазии и финансовые возможности супруга.

Портрет

Являлся непременным атрибутом. Требовалось хотя бы раз позировать мастеру для создания образа. Цена зависела от престижности и авторитета художника.

Отвечая на вопрос о сестре Пушкина, достаточно посчитать поездку в театр. Рядовое событие означало: покупка билета, приобретение нового платья, дорогой экипаж на выезд, новая причёска, что в сумме составляло не менее 150 рублей. В целях экономии бедняжке приходилось ездить на извозчике к родственникам или хорошим знакомым исключительно в дни, когда там не могли появиться посторонние.

Ознакомившись с подробностями стоимости жизни в столице, можно смело утверждать, что чета Пушкиных, если рассчитывать на собственные средства, проживая в Санкт-Петербурге, должна была ощущать себя весьма стеснёнными, практически нищими и во многом себе отказывать. Регулярное посещение балов и приёмов, особенно при дворе, не могло состояться без должного вспомоществования, не говоря уже о гипотетическом проведении собственных приёмов и отсутствии жилья в столице. Временные непостоянные заработки не покрывали всех расходов. Долги постоянно сопровождали Пушкина. Пушкин являлся безнадёжным перманентным банкротом. После гибели поэта император выплатил его долги в размере 136 тысяч рублей, которые сам Пушкин вряд ли когда мог оплатить самостоятельно. Примечателен этот факт не только величиной неподъёмной для вдовы суммы, но и оказанной милостью избежать судебных преследований и изъятия имения в счёт неоплаченных долгов. Не припоминаются другие вдовы опальных писателей, удостоенные столь благосклонного жеста. По всей видимости, интерес к блистательной красавице держал императора в тонусе.

Интерес царствующей особы к Пушкиной не проходил мимо внимания статусных персон и их жён. Насмешки над малообеспеченной по сравнению с ними четой Пушкиных составляли непременное развлечение для многих, кои завидовали таланту гения. Кроме того следует учесть военную касту, имевшую недосягаемый авторитет. Сравнительно недавно они, герои без преувеличения, топтали пыльные парижские улицы, унавоживали широкие проспекты и поили боевых коней в Сене, походу вводя новые слова во французский лексикон и отважно задирая юбки в будуарах покорённых аборигенок. Пушкин даже в этом не мог похвастаться какими-либо достижениями и успехами. Для них он не мог являться никем иным как гражданской штафиркой. Красота Натальи только разогревала неприятие не столь обласканных природой статусных дам и давала широкое поле для язвительных сплетен и обидных замечаний. Странно и наивно было бы отрицать, что Наталье импонировало внимание императора. Была ли она фавориткой в полном смысле этого слова? Неизвестно. С солидной долей уверенности можно говорить, что завистливые соперницы всенепременнейше распускали такие слухи, стараясь, чтобы они обязательно достигли ушей мужа.

Анализ всех дуэлей Пушкина показывает 4 основных повода для вызова:

– взаимные оскорбления – 10

– случайные –10

– реакция на свою и чужую литературной деятельностью –

– связанные с женщинами – 5

На первый взгляд кажется, будто влияние женщин на поводы для дуэли сильно преувеличено. Но причиной большинства конфликтов, связанных с оскорблениями, послужила реакция поэта на обидные замечания в присутствии женщин или связанные с ними события.

Следующий примечательный момент – случайные и связанные с литературной деятельностью почти все, за исключением юношеских разногласий с Кюхельбекером, были отменены. Тогда как связанные с женщинами состоялись все.

Наконец, в подавляющем большинстве конфликтов Пушкиным бросался вызов намного более статусным и состоятельным персонам.

Практикующий психолог Владимир Тополов диагностирует компенсаторный механизм выхода из постоянного невроза, в котором пребывал поэт, с помощью дуэлей: «Он ненавидел эту липкую паутину условностей. Носил с вызовом цилиндр, когда предписывалось надевать треуголку. Каждый вызов на дуэль – это удар кулаком в парадные витражи аристократического салона: «Впустите! Я – свой!» Но стекло не разбивалось. Оно лишь пускало блики от роскоши внутреннего убранства, сквозь которые все смеялись ему прямо в лицо.

Причина невроза очевидна: он хотел стать своим среди тех, кто никогда не примет его. Гений, которому не хватало места в мире, где правят не стихи, а титулы. Он не мог смириться. Вместо этого — вызовы на дуэль. Они же насмехались за спиной, потому что настоящая власть — не в оружии, а в деньгах, связях, в том, чего у него не было и никогда не будет».

Никакое количество дуэлей не могло избавить поэта от репутации экстравагантного выскочки, не обладающего высоким статусом и финансово стеснённого, не способного обеспечить супруге равный статус дамам высшего общества.

История неизменно повторяется тривиальными сюжетами.

Бесприданница настолько частое явление, что знаменитые писатели неоднократно затрагивали эту тему. На память приходит пьеса «Бесприданница» Александра Островского, изданная полувеком позже.

В пьесе Лариса упоминает, что: «Юлий Капитоныч хочет в мировые судьи баллотироваться».

Следует вспомнить, кто мог претендовать на должность мирового судьи в те времена. Существовали три ценза:

1. Возрастной – не менее 25 лет от роду

2. Служебно-образовательный – образование в высших или средних учебных заведениях, или соответствующее испытание, или служба не менее трёх лет в таких должностях, которые дозволяли приобрести практические сведения в производстве судебных дел

3. Имущественный – кандидат или его родители либо жена должны были владеть землёй вдвое больше того, сколько требовалось для непосредственного участия в избрании гласных в уездные земские собрания. Или иной недвижимостью на сумму не менее пятнадцати тысяч рублей, а в городах – недвижимой собственностью, оценённой для взимания налога: в столицах не менее шести тысяч, в прочих городах не менее трёх тысяч рублей

То есть, кандидат в мировые судьи должен был владеть сотнями гектаров земли. Карандышев вовсе не бедняк. Он вполне солидный землевладелец. Помещик. Хотя в пьесе имеются сведения о мещанском происхождении, дворянское звание тоже упоминается.  Кроме того, дела у него идут куда лучше, нежели у Паратова, который для покрытия долгов вынужден продать "Ласточку" и жениться, чтобы поправить дела богатым приданым.

Нельзя не отметить поразительное сходство финансового положения Карандышева и Пушкина в известных пропорциях. И тот и другой были достаточно обеспечены, чтобы взять в жёны бесприданницу и содержать её.

Но их общее несчастье заключалось в том, что оба неоправданно пытались или были вынуждены вращаться в недоступном для их материального положения круге: Пушкин в высшем свете с посещением балов при дворе, Карандышев был нестатусен и скромен в доходах на фоне богатых соседей и знакомых Ларисы.

Чтобы соответствовать, Карандышев неумело подменял этикетки на винах. Пушкину приходилось выслушивать насмешки аристократов и высшего офицерского сословия и ухаживания царя за своей женой в обмен на дорогие подарки и денежные подачки и пожалование унижающего достоинство придворного чина. Но иначе у Натальи не было шанса присутствовать на придворных балах. У Пушкина даже не нашлось свободных средств приобрести подобающий мундир, который был изготовлен и подарен ему друзьями. Раздираемый противоречиями, Пушкин принимал чины, деньги и дорогие подарки от власти и одновременно обличал её со всей возможной страстью. Не удивительно, что он бросался с кулаками в сторону малейших подозрений в оскорбительных комментариях и не пропускал возможность вызвать на дуэль даже за кажущиеся намёки на неоднозначные обстоятельства своей жизни.

В пьесе финал развивается стремительно; пушкинский финал растянут во времени. Трагический финал у Карандышева сохранял интригу, что именно он собирался сделать: убить свою жену, её любовника или обоих вместе. У Пушкина ответ на «что?» не составлял вариантов – дуэль.  Когда именно состоится смертельный для него поединок, уже не имело значения.

Компенсация собственного несовершенства и слабостей дуэлями — попытка заштопать душу на живую нитку. Она лишь рвётся ещё сильнее. Но другого выхода нет. Конец у этой истории всегда один, потому что игра ведётся не с людьми, а с собственной тенью.

Лилла Аскеза ©, ссылка на канал обязательна

Лилла Аскеза | Дзен