Найти в Дзене

Запрет парковки во дворе: новое решение Верховного Суда

"Верховный суд РФ запретил оставлять автомобили во дворах жилых домов". Верховный Суд Российской Федерации вынес прецедентное решение, касающееся правил парковки автомобилей во дворах многоквартирных жилых домов. Основываясь на нормативах СанПиН 2.1.2.2645-10, Суд фактически запретил постоянным жильцам оставлять свои личные автомобили на дворовой территории и прилегающих зонах. Единственным исключением теперь считается гостевая парковка, которая по определению должна быть временной. Суть постановления сводится к тому, что постоянная стоянка личного транспорта жильцов, особенно в условиях дефицита парковочных мест, является нарушением санитарных норм. В то же время, как отмечают эксперты, позиция Верховного Суда входит в противоречие с нормами Жилищного (ст. 39) и Гражданского (ст. 210) кодексов РФ, которые закрепляют за собственниками квартир право общего пользования прилегающей к дому территорией. Для большинства опытных водителей картина во дворах многоэтажек знакома до боли: десятки
Оглавление

"Верховный суд РФ запретил оставлять автомобили во дворах жилых домов".

Что случилось

Верховный Суд Российской Федерации вынес прецедентное решение, касающееся правил парковки автомобилей во дворах многоквартирных жилых домов. Основываясь на нормативах СанПиН 2.1.2.2645-10, Суд фактически запретил постоянным жильцам оставлять свои личные автомобили на дворовой территории и прилегающих зонах. Единственным исключением теперь считается гостевая парковка, которая по определению должна быть временной.

Суть постановления сводится к тому, что постоянная стоянка личного транспорта жильцов, особенно в условиях дефицита парковочных мест, является нарушением санитарных норм. В то же время, как отмечают эксперты, позиция Верховного Суда входит в противоречие с нормами Жилищного (ст. 39) и Гражданского (ст. 210) кодексов РФ, которые закрепляют за собственниками квартир право общего пользования прилегающей к дому территорией.

Своими словами..

Для большинства опытных водителей картина во дворах многоэтажек знакома до боли: десятки машин, припаркованных впритирку, на газонах, иногда даже перекрывая проезд или доступ к подъездам. Причина проста и понятна: у значительной части автовладельцев, имеющих нередко по две и более машины, нет собственных гаражей или машино-мест, а на всех имеющихся парковочных площадок физически не хватает. Правила дорожного движения, как ни странно, этот вопрос прямо не регулируют и не запрещают парковку во дворе как таковую, что порождает правовую неопределенность и конфликты между соседями.

И вот, наконец, в дело вмешивается Верховный Суд, который решил исправить ситуацию, сославшись на Санитарно-эпидемиологические правила. Логика вроде бы железная: постоянное скопление машин рядом с домом может негативно влиять на экологию и санитарное благополучие жильцов. Изящным юридическим маневром постоянным жильцам фактически отказывают в праве на парковку у своего же дома, оставляя это право лишь гостям. Это тот самый случай, когда формальная причина инициативы звучит благородно, как забота о здоровье граждан, но давайте посмотрим, какие реальные последствия это будет иметь для обычного водителя.

-2

Наш комментарий

На мой взгляд, перед нами классический пример попытки решить системную проблему "на коленке", перекладывая всю ответственность и издержки на плечи автовладельцев. Согласитесь, каждый, кто хоть раз пытался найти парковку в спальном районе после 8 вечера, понимает: дефицит мест — это не прихоть водителей, а провал градостроительной политики и отсутствие адекватного планирования при массовой застройке.

В чем же кроется скрытый мотив?
Официальная версия про СанПиН — это, конечно, хорошо. Однако реальная проблема дворов — это не столько «гостевая» или «жильцовая» парковка, сколько
отсутствие альтернативы. Этим постановлением Суд, по сути, вынуждает миллионы людей искать платные паркинги или гаражи, которых в шаговой доступности просто нет. Это очень похоже на мягкое, но настойчивое стимулирование спроса на коммерческие парковочные места, пусть даже их пока недостаточно. Складывается ощущение, что это решение — не о чистоте воздуха, а об упорядочивании хаоса путем запрета, а не путем создания инфраструктуры.

Отдельно стоит отметить юридический казус. Верховный Суд с изяществом хирурга решает проблему, о существовании которой на уровне ПДД многие и не подозревали, но при этом игнорирует фундаментальные статьи Жилищного и Гражданского кодексов. Думаю, многие из нас сталкивались с ситуацией, когда нормативные акты противоречат здравому смыслу или друг другу. Собственники квартир, по закону, имеют право пользоваться общим имуществом — а придомовая территория, куда входит и двор, является именно таковой. Запрещать собственнику пользоваться его же землей — это, простите, уже выглядит как интеллигентная ирония над самим понятием частной собственности. Пока это решение остается прецедентом, оно создает правовую ловушку, где водитель, действуя по Жилищному кодексу, может получить штраф за нарушение СанПиН, и наоборот.

-3

Вопрос к читателям

Уважаемые коллеги-автомобилисты, как Вы считаете: является ли это решение Верховного Суда первым шагом к наведению порядка во дворах, который заставит власти, наконец, строить цивилизованные паркинги, или же это лишь очередная попытка создать новый вид штрафа и загнать водителей в правовой тупик, не предложив взамен никакой реальной инфраструктурной альтернативы?

читайте дальше:

Ещё больше интересных новостей и актуальных лотов с аукционов вы можете найти в нашей группе Вконтакте и в нашем Telegram-канале.