Найти в Дзене

Когда появилась коррупция на Руси?

Впервые в русском законодательстве антикоррупционные статьи(а значит осознание что мздоимство зло и с ним следует бороться) появляются в Псковской судной грамоте, памятнике права, составленном в период с конца XIV по середину XV в. Там было сказано: «А князь и посадник на вечи суду не судять, судити им у князя на сенех, взираа в правду по крестному целованию. А не въсудят в правду, ино Бог буди им судиа на втором пришествии Христове. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику». Переводя на современный язык, князю и посаднику запрещалось судить не праведным судом, и выносить решения за тайные посулы или попросту говоря взятки. Правда ответственность за нарушение этого правила наступала после второго пришествия или, проще говоря,после страшного суда. Фактически никогда. Интересно, что в южном диалекте немецкого языка эпохи позднего средневековья, существует различение таких понятий как «Schenken» и «Miet». Оба они означают «подношение», «подарок», но если первое слово имеет нейт

Впервые в русском законодательстве антикоррупционные статьи(а значит осознание что мздоимство зло и с ним следует бороться) появляются в Псковской судной грамоте, памятнике права, составленном в период с конца XIV по середину XV в.

Там было сказано: «А князь и посадник на вечи суду не судять, судити им у князя на сенех, взираа в правду по крестному целованию. А не въсудят в правду, ино Бог буди им судиа на втором пришествии Христове. А тайных посулов не имати ни князю, ни посаднику».

Переводя на современный язык, князю и посаднику запрещалось судить не праведным судом, и выносить решения за тайные посулы или попросту говоря взятки. Правда ответственность за нарушение этого правила наступала после второго пришествия или, проще говоря,после страшного суда. Фактически никогда.

Интересно, что в южном диалекте немецкого языка эпохи позднего средневековья, существует различение таких понятий как «Schenken» и «Miet». Оба они означают «подношение», «подарок», но если первое слово имеет нейтральный и даже положительный смысл, то второе – сугубо отрицательный.

Решающим фактором в данном случае была публичность подношения: «Schenken» делались открыто и даже заносились в особые регистры, в то время как «Miet» преподносились тайно и скрытно. Т.е. и у нас и в Европе одним из негативных факторов при оценке подношения служебному лицу был скрытный характер подарка.

Прямой запрет на взятки(посулы) появляется в судебнике Ивана Третьего от 1497 года.

Однако непосредственно наказания за взяточничество были введены впервые при Иване Грозном, за свою свирепость прозванным Васильевичем!

Окольничие, дьяки и подьячие карались за выявленное получение “посула” двукратным или троекратным взысканием в пользу казны полученную коррупционером сумму. Проще говоря имущество изымали уже тогда.

И так учим древнерусский коррупционный лексикон. И так на Руси существовала, как сейчас сказали бы госпошлина - “почесть” - некоторая сумма материальных благ, в виде натурального продукта или денежного эквивалента, которую чиновник получал в качестве платы за судебный процесс от потерпевшей стороны. Это абсолютно легальная плата, коррупцией не считается.

Далее идут “поминки” это тоже плата чиновникам, за ускорение тех или иных процессов, например чтобы дело было рассмотрено в ближайшее время. Эта плата тоже абсолютно легальная.


А вот дальше идет “посул”, что и является взяткой в нашем современном понимании, именно за посул Великие князья и карали своих подчиненных троекратными штрафами или ударами плетьми.

Но коррупция не стоит на месте, в судебнике Алексея Михайловича запрет на получение “посулов” повторяется, причем ответственность стали нести и третьи лица, участвовавшие в передаче посула. Ну например дьяк не сам получал взятку, а посылал жену, или дочь, или брата. Вот эти третьи лица в случае уличения, также несли ответственность.

Одним из видов наказания чиновников за коррупцию в судебнике 1649 года значится “лишение чести” мздоимца. Гусары молчать! Это не то что вы подумали. В данном случае имеется в виду то, что человека увольняли с государственной службы, а значит забирали поместья, которые чиновник получил от государя согласно занимаемой должности.

Так в 1658 году на имя московского государя поступила челобитная на Воронежского воеводу И.Я Кулешова, в которой служилые люди жаловались на поборы которые чиновник учинил со своих подчиненных. С каждого, казака, сына боярского и дворянина, проще говоря нижних служилых чинов коррупционер брал по 25 копеек. С тюремных целовальников и сторожей по полтора рубля что являлось четвертью годового дохода обычного стрельца в ту эпоху. А за взятки в 10-15 рублей отпускал на свободу воров и убийц пойманных с поличным. Вот за все эти деяния Иван Яковлевича и “лишили чести”, т.е. сняли с поста воеводы.

И напротив в другом случае один дворянин обратился к царю Алексею Михайловичу с просьбой дать ему в воеводство какой-нибудь город. Государь в Разрядном приказе (тогдашнее министерство обороны) поинтересовался есть ли какой-нибудь свободный город? На что из ведомства получил ответ мол Кострома без воеводы на данный момент имеется. Затем царь уточнил, сколько воевода должен за год заработать жалования? В приказе посчитали и выдали сумму, если честным способом, то до 600 рублей. Через год царь призвал к себе того дворянина назначенного воеводой Костромы и спросил, сколько он заработал? Тот ответил что 400 рублей. Тогда Алексей Михайлович послал в город агентов, чтобы они выяснили правду ли говорил тот дворянин, и нашли многочисленные свидетельства того, что новый воевода не лютовал, и брал то что подносили. Иными словами не вымогал у подопечных деньги, за исполнение должности брал то что давали. Удовлетворившись ответом государь приказал дать в управление этому дворянину другой более богатый город.

Отличный пример как чиновничья честность могла стать фактором способствующим старту социального лифта.

Подписывайтесь на наш телеграм канал. Мир вашему дому!