Найти в Дзене
Жизнь и Чувства

Должен ли я уважать старшее поколение?

Представьте себе типичную сцену, которая тысячами вариаций кочует по социальным сетям. Молодой человек спокойно ест свой обед, сидя на парковом газоне, параллельно снимая видео для своего блога. И тут в кадре появляется она — пожилая женщина с лицом, искаженным неправедным гневом. Ее монолог, полный язвительности, мата и немотивированной агрессии, начинает рушить безмятежную картину дня. Она требует «не позориться», «убираться», обвиняет в том, что «молодежь пошла не та», хотя ее вообще не трогали, ей не мешали и закон этикета не нарушался. Зритель, наблюдающий за этим через экран, ощущает приступ праведного возмущения. Эта виральная сцена — лишь один из тысяч примеров, которые ежедневно ставят под сомнение один из самых устойчивых и безапелляционных общественных догматов: «Старших нужно уважать». Почему? За что? И главное — всегда ли? Уважение к старшим Веками этот принцип был краеугольным камнем социального порядка. Уважение к старости коренилось в практической необходимости: старик

Представьте себе типичную сцену, которая тысячами вариаций кочует по социальным сетям. Молодой человек спокойно ест свой обед, сидя на парковом газоне, параллельно снимая видео для своего блога. И тут в кадре появляется она — пожилая женщина с лицом, искаженным неправедным гневом. Ее монолог, полный язвительности, мата и немотивированной агрессии, начинает рушить безмятежную картину дня. Она требует «не позориться», «убираться», обвиняет в том, что «молодежь пошла не та», хотя ее вообще не трогали, ей не мешали и закон этикета не нарушался.

скриншот одного из недавних видео, разлетевшихся по соцсетям
скриншот одного из недавних видео, разлетевшихся по соцсетям

Зритель, наблюдающий за этим через экран, ощущает приступ праведного возмущения. Эта виральная сцена — лишь один из тысяч примеров, которые ежедневно ставят под сомнение один из самых устойчивых и безапелляционных общественных догматов: «Старших нужно уважать». Почему? За что? И главное — всегда ли?

Уважение к старшим

Веками этот принцип был краеугольным камнем социального порядка. Уважение к старости коренилось в практической необходимости: старики были живыми носителями знаний, ремесел, традиций и навыков выживания. В мире без интернета и цифровых архивов седина была синонимом мудрости, а морщины — картой пережитого, достойного изучения. Это был акт коллективного выживания и поддержания установленной иерархии. Хотя, при этом, нужно признать что и «сажать на лубок» не вымышленный исторический феномен.

Но сегодня смартфон в руках у двадцатилетнего содержит больше информации, чем мог узнать за всю жизнь человек старшего поколения. Опыт поколения, выросшего в одной социально-экономической парадигме, зачастую бесполезен или даже вреден для поколения, живущего в совершенно другой. Время настолько изменилось, что сегодня, зачастую, младшие поколения учат старшие встраиваться в современный технологический мир.

И здесь на сцену выходит главный разоблачитель — видеокамера. Она стала тем самым беспристрастным зеркалом, которое отражает не парадный портрет «уважаемого возраста», а сырую, неприукрашенную реальность. Мы видим не абстрактных «старших», а конкретных людей. И далеко не все они выглядят достойно.

Социальные сети очень часто демонстрируют нам хамоватых пенсионеров, которые с чувством глубокого морального превосходства отчитывают и нецензурно выражаются в адрес других. Мы наблюдаем, как «бабушки» с яростью обрушиваются на молодых матерей с колясками, а «дедушки» могут перевернуть мусорное ведро.

известный ролик на котором представитель старшего поколения переворачивает мусорное ведро, а девочка на следующее утро поправляет его на место
известный ролик на котором представитель старшего поколения переворачивает мусорное ведро, а девочка на следующее утро поправляет его на место

Камера фиксирует момент, в котором возраст сталкивается с невоспитанностью, агрессией и полным отсутствием эмпатии. И в этот самый момент тысячелетний общественный договор о безусловном уважении дает существенную трещину.

-3

Возникает закономерный и болезненный вопрос: а за что, собственно, уважать этого конкретного человека? Просто за то, что он старый? Но возраст — это не личное достижение, это биологический факт. Дожить до седин, не вырасти как личность, не научиться уважать чужие границы и права — разве ж это подвиг?

Старикам везде у нас почёт?

Здесь мы подходим к ключевому моменту: люди стареют по-разному. И старость — это не стиратель личности, а ее усилитель. Тот, кто всю жизнь был невоспитанным хамом, в старости не станет благородным старцем — он станет старым невоспитанным хамом, чье поведение лишь усугубляется с ощущением безнаказанности и социальной брони из седых волос. Тот, кто всегда был добр, любознателен и уважителен к другим, пронесет эти качества через годы, и его седина будет вызывать искреннее, а не формальное уважение. Похожее происходит и в семьях. Вместо образа мудрого наставника из фильмов иногда можно получить капризного и избалованного ребенка или домашнего тирана, который давит на чувство вины, закатывает скандалы в автобусе или с удовольствием читает лекции задерганной молодой матери. Все это подается под соусом «я же добра желаю» и «мне позволено с высоты возраста».

Уважение — это не валюта, которую мы обязаны платить авансом при виде седых волос. Это высокая и сложная эмоция, которая строится на взаимности и заслугах. Оно рождается из восхищения силой характера, добротой, мудростью, профессионализмом. Оно вызывается способностью человека быть справедливым даже в гневе, оставаться человечным в споре, помогать без требования благодарности. Мы интуитивно тянемся к «сказочным, добрым, умудренным бабушкам» и вежливым седовласым джентльменам, потому что их внутренний свет не погас с годами. И так же интуитивно отстраняемся от тех, кто ведет себя как та «старая яга» и старается, чтобы и окружающим стало как можно хуже.

Автоматическое уважение к возрасту в современном мире не просто устарело — оно становится опасным. Оно покрывает социальным иммунитетом хамов, агрессоров и тех, кто, прячась за своим возрастом, считает себя вправе вершить собственный суд и унижать других.

Взаимозависимость отношений между поколениями

И здесь мы подходим к тонкому и парадоксальному моменту, который требует отдельного глубокого анализа. В нашей социальной среде существует любопытный, почти узаконенный феномен: хамство как защитная реакция и инструмент коммуникации. Пока ты ведешь себя вежливо и держишь дистанцию, хамоватые люди от тебя не отстанут и будут задавливать своей агрессией и хамством. Но стоит перейти на язык агрессора — ответить тем же тоном, дать жесткий отпор, — как высока вероятность, что отстанут. Этот принцип был гротескно, но точно показан в сериале «Интерны», где медсестра Люба учила: «Хамить надо в ответ!»

-4

В этой системе координат вежливость воспринимается как слабость, приглашение к дальнейшему давлению, а встречное хамство — как демонстрация силы, устанавливающая незримые, но четкие границы. В таких ситуациях классическая вежливость действительно оказывается бесполезным инструментом, что ставит перед нами новый сложный вопрос: как защищать свое достоинство, не опускаясь до уровня хама? Но это — тема для отдельной статьи.

Так что же делать? Полностью отказаться от уважения к пожилым? Впасть в другую крайность — тотального неуважения? Нет. Речь идет о том, чтобы заменить слепой диктат возраста на трезвый, взрослый и справедливый подход.

Нужно учиться отделять возраст от личности. Да, перед вами пожилой человек. Но если ведет он себя как хам, то он — хам. А хамам, независимо от их возраста, не место на пьедестале уважения. Достойным — наше глубочайшее уважение, помощь и поддержка.

Агрессивная «карга» с газона заслуживает не нашего почтения или уважения, а нашего спокойного и твердого отпора. Не опускаясь до ее уровня, не отвечая хамством на хамство, а защищая свои права и личное пространство с холодной решимостью. При этом, проявление базовой вежливости — это не дань уважения, это признак собственного достоинства. Мы вежливы не потому, что они этого заслуживают, а потому, что мы сами — цивилизованные люди.

-5

Итог прост и сложен одновременно. Седые волосы перестали быть автоматическим пропуском в клуб уважаемых людей. Этот статус теперь нужно подтверждать. Не годами, прожитыми на этой планете, а качеством личности, проявленной в эти годы. И в этом нет ничего безнравственного. Это, наоборот, самый честный и справедливый подход, который заставляет нас смотреть не на дату в паспорте, а на человека, который за ней стоит.