Представьте себе типичную сцену, которая тысячами вариаций кочует по социальным сетям. Молодой человек спокойно ест свой обед, сидя на парковом газоне, параллельно снимая видео для своего блога. И тут в кадре появляется она — пожилая женщина с лицом, искаженным неправедным гневом. Ее монолог, полный язвительности, мата и немотивированной агрессии, начинает рушить безмятежную картину дня. Она требует «не позориться», «убираться», обвиняет в том, что «молодежь пошла не та», хотя ее вообще не трогали, ей не мешали и закон этикета не нарушался.
Зритель, наблюдающий за этим через экран, ощущает приступ праведного возмущения. Эта виральная сцена — лишь один из тысяч примеров, которые ежедневно ставят под сомнение один из самых устойчивых и безапелляционных общественных догматов: «Старших нужно уважать». Почему? За что? И главное — всегда ли?
Уважение к старшим
Веками этот принцип был краеугольным камнем социального порядка. Уважение к старости коренилось в практической необходимости: старики были живыми носителями знаний, ремесел, традиций и навыков выживания. В мире без интернета и цифровых архивов седина была синонимом мудрости, а морщины — картой пережитого, достойного изучения. Это был акт коллективного выживания и поддержания установленной иерархии. Хотя, при этом, нужно признать что и «сажать на лубок» не вымышленный исторический феномен.
Но сегодня смартфон в руках у двадцатилетнего содержит больше информации, чем мог узнать за всю жизнь человек старшего поколения. Опыт поколения, выросшего в одной социально-экономической парадигме, зачастую бесполезен или даже вреден для поколения, живущего в совершенно другой. Время настолько изменилось, что сегодня, зачастую, младшие поколения учат старшие встраиваться в современный технологический мир.
И здесь на сцену выходит главный разоблачитель — видеокамера. Она стала тем самым беспристрастным зеркалом, которое отражает не парадный портрет «уважаемого возраста», а сырую, неприукрашенную реальность. Мы видим не абстрактных «старших», а конкретных людей. И далеко не все они выглядят достойно.
Социальные сети очень часто демонстрируют нам хамоватых пенсионеров, которые с чувством глубокого морального превосходства отчитывают и нецензурно выражаются в адрес других. Мы наблюдаем, как «бабушки» с яростью обрушиваются на молодых матерей с колясками, а «дедушки» могут перевернуть мусорное ведро.
Камера фиксирует момент, в котором возраст сталкивается с невоспитанностью, агрессией и полным отсутствием эмпатии. И в этот самый момент тысячелетний общественный договор о безусловном уважении дает существенную трещину.
Возникает закономерный и болезненный вопрос: а за что, собственно, уважать этого конкретного человека? Просто за то, что он старый? Но возраст — это не личное достижение, это биологический факт. Дожить до седин, не вырасти как личность, не научиться уважать чужие границы и права — разве ж это подвиг?
Старикам везде у нас почёт?
Здесь мы подходим к ключевому моменту: люди стареют по-разному. И старость — это не стиратель личности, а ее усилитель. Тот, кто всю жизнь был невоспитанным хамом, в старости не станет благородным старцем — он станет старым невоспитанным хамом, чье поведение лишь усугубляется с ощущением безнаказанности и социальной брони из седых волос. Тот, кто всегда был добр, любознателен и уважителен к другим, пронесет эти качества через годы, и его седина будет вызывать искреннее, а не формальное уважение. Похожее происходит и в семьях. Вместо образа мудрого наставника из фильмов иногда можно получить капризного и избалованного ребенка или домашнего тирана, который давит на чувство вины, закатывает скандалы в автобусе или с удовольствием читает лекции задерганной молодой матери. Все это подается под соусом «я же добра желаю» и «мне позволено с высоты возраста».
Уважение — это не валюта, которую мы обязаны платить авансом при виде седых волос. Это высокая и сложная эмоция, которая строится на взаимности и заслугах. Оно рождается из восхищения силой характера, добротой, мудростью, профессионализмом. Оно вызывается способностью человека быть справедливым даже в гневе, оставаться человечным в споре, помогать без требования благодарности. Мы интуитивно тянемся к «сказочным, добрым, умудренным бабушкам» и вежливым седовласым джентльменам, потому что их внутренний свет не погас с годами. И так же интуитивно отстраняемся от тех, кто ведет себя как та «старая яга» и старается, чтобы и окружающим стало как можно хуже.
Автоматическое уважение к возрасту в современном мире не просто устарело — оно становится опасным. Оно покрывает социальным иммунитетом хамов, агрессоров и тех, кто, прячась за своим возрастом, считает себя вправе вершить собственный суд и унижать других.
Взаимозависимость отношений между поколениями
И здесь мы подходим к тонкому и парадоксальному моменту, который требует отдельного глубокого анализа. В нашей социальной среде существует любопытный, почти узаконенный феномен: хамство как защитная реакция и инструмент коммуникации. Пока ты ведешь себя вежливо и держишь дистанцию, хамоватые люди от тебя не отстанут и будут задавливать своей агрессией и хамством. Но стоит перейти на язык агрессора — ответить тем же тоном, дать жесткий отпор, — как высока вероятность, что отстанут. Этот принцип был гротескно, но точно показан в сериале «Интерны», где медсестра Люба учила: «Хамить надо в ответ!»
В этой системе координат вежливость воспринимается как слабость, приглашение к дальнейшему давлению, а встречное хамство — как демонстрация силы, устанавливающая незримые, но четкие границы. В таких ситуациях классическая вежливость действительно оказывается бесполезным инструментом, что ставит перед нами новый сложный вопрос: как защищать свое достоинство, не опускаясь до уровня хама? Но это — тема для отдельной статьи.
Так что же делать? Полностью отказаться от уважения к пожилым? Впасть в другую крайность — тотального неуважения? Нет. Речь идет о том, чтобы заменить слепой диктат возраста на трезвый, взрослый и справедливый подход.
Нужно учиться отделять возраст от личности. Да, перед вами пожилой человек. Но если ведет он себя как хам, то он — хам. А хамам, независимо от их возраста, не место на пьедестале уважения. Достойным — наше глубочайшее уважение, помощь и поддержка.
Агрессивная «карга» с газона заслуживает не нашего почтения или уважения, а нашего спокойного и твердого отпора. Не опускаясь до ее уровня, не отвечая хамством на хамство, а защищая свои права и личное пространство с холодной решимостью. При этом, проявление базовой вежливости — это не дань уважения, это признак собственного достоинства. Мы вежливы не потому, что они этого заслуживают, а потому, что мы сами — цивилизованные люди.
Итог прост и сложен одновременно. Седые волосы перестали быть автоматическим пропуском в клуб уважаемых людей. Этот статус теперь нужно подтверждать. Не годами, прожитыми на этой планете, а качеством личности, проявленной в эти годы. И в этом нет ничего безнравственного. Это, наоборот, самый честный и справедливый подход, который заставляет нас смотреть не на дату в паспорте, а на человека, который за ней стоит.