Найти в Дзене
Art Review

Пикассо против Пикассо: Вечный кубизм под маской классицизма

🔸 Картина «Три женщины у фонтана» (Tre donne alla fontana, 1921) представляет собой один из самых интригующих жестов в творчестве Пабло Пикассо: это внезапный и демонстративный отход от аналитической фрагментации кубизма в сторону монументальной иератической классической фигуры. Созданная в его так называемый «неоклассический период», работа ошеломляет зрителя: вместо геометрических плоскостей и деконструкции, на полотне доминируют три женщины, чьи тела напоминают безмолвные, тяжеловесные, почти архаичные памятники, вписанные в пространство с торжественной статичностью. 🔸 Этот переход на первый взгляд кажется капитуляцией Пикассо перед «плотью» и «формой». Тела женщин, изображенные с внушительной физической мощью, отходят от абстрактной геометрии кубизма. Они перестают быть формами для расчленения и становятся «присутствиями», которые требуют уважения и созерцания. Фигуры выглядят так, будто они были высечены из камня времени, и в этом поиске мифологического, плотского и вечного худ

🔸 Картина «Три женщины у фонтана» (Tre donne alla fontana, 1921) представляет собой один из самых интригующих жестов в творчестве Пабло Пикассо: это внезапный и демонстративный отход от аналитической фрагментации кубизма в сторону монументальной иератической классической фигуры. Созданная в его так называемый «неоклассический период», работа ошеломляет зрителя: вместо геометрических плоскостей и деконструкции, на полотне доминируют три женщины, чьи тела напоминают безмолвные, тяжеловесные, почти архаичные памятники, вписанные в пространство с торжественной статичностью.

🔸 Этот переход на первый взгляд кажется капитуляцией Пикассо перед «плотью» и «формой». Тела женщин, изображенные с внушительной физической мощью, отходят от абстрактной геометрии кубизма. Они перестают быть формами для расчленения и становятся «присутствиями», которые требуют уважения и созерцания. Фигуры выглядят так, будто они были высечены из камня времени, и в этом поиске мифологического, плотского и вечного художник, казалось бы, нашел новую живописную истину. Возникает закономерный вопрос: побеждает ли «плоть» «куб»?

🔸 Если следовать буквальному прочтению, то да: конкретная человеческая форма будто бы триумфирует над абстракцией. Однако необходимо глубже проанализировать природу этой «плоти». Является ли она живой, свободной, субъектом? Или это плоть застывшая, кристаллизованная в иконе, лишенная движения и индивидуальности? Возможно, «куб» в действительности не уступил контроль, а просто изменил свою маску. В этой работе Пикассо выступает как демиург, который реифицирует женщину, лишая ее живого начала и заменяя реальную личность собственным эстетическим конструктом.

🔸 Критики не раз обвиняли Пикассо в нарциссизме и мизогинии. Как может художник с такой репутацией изображать женщин в облике «священных присутствий»? Этот жест становится оксюмороном: это акт эстетической аппроприации, который, возможно, лишь является очередной маской вечного патриархата, который сначала использует женский образ, а затем его же мифологизирует. Тем не менее, даже в своих самых мрачных и эгоцентричных проявлениях Пикассо не мог игнорировать архетипическую силу женского начала.

🔸 В контексте «Трех женщин у фонтана» эти фигуры не являются ни объектом любви, ни объектом ненависти. Они выступают как необходимость, как фундаментальная константа, подобно самой воде в фонтане. Пикассо в этом произведении отказывается от своей прежней эстетики, но остается верен себе в стремлении к доминированию над материалом. Даже в классицизме он сохраняет свое право на «финальный суд», преобразуя то, что осталось от реальности, в вечную живопись. Он просто надел еще одну свою маску — маску иллюзиониста и престидижитатора прекрасного, превращающего bello в sublime.

#Пикассо #ТриЖенщиныУФонтана #Неоклассицизм #Кубизм #Искусство #АнализЖивописи #Модернизм