Найти в Дзене

Психология первого впечатления: оценка по косвенным признакам

Олег: (Вваливается в студию, снимая намоченный дождиком пиджак) Ну все, я, кажется, только что испортил первое впечатление на всю жизнь. Лифт застрял, я с ней один на один, и... и я начал рассказывать про то, как устроен механизм безопасности лифтов. Она смотрела на меня так, будто я только что признался, что коллекционирую высохших лягушек. Оля: (Сидит, поджав под себя ноги в огромном кресле, закидываясь китайской лапшой) О боже... Олег, ты хоть понял, в чем был косяк? Не в лифтах дело. А в том, что в стрессовой ситуации твой мозг... э-э-э... откатился к чему-то вроде «режима Википедии». Безопасно, информативно, и смертельно скучно. Олег: (Плюхается в кресло, проводя рукой по лицу) Скучно? Да я ей все разжевывал! Объяснял! Она должна была оценить мою... компетентность! Оля: (Ставит контейнер на стол, вытирает губы тыльной стороной ладони) Она оценила. И вынесла вердикт: «ботан-зануда, способный на романтический ужин принести папку с распечатками». Первое впечатление - это же не про то

Олег: (Вваливается в студию, снимая намоченный дождиком пиджак) Ну все, я, кажется, только что испортил первое впечатление на всю жизнь. Лифт застрял, я с ней один на один, и... и я начал рассказывать про то, как устроен механизм безопасности лифтов. Она смотрела на меня так, будто я только что признался, что коллекционирую высохших лягушек.

Оля: (Сидит, поджав под себя ноги в огромном кресле, закидываясь китайской лапшой) О боже... Олег, ты хоть понял, в чем был косяк? Не в лифтах дело. А в том, что в стрессовой ситуации твой мозг... э-э-э... откатился к чему-то вроде «режима Википедии». Безопасно, информативно, и смертельно скучно.

Олег: (Плюхается в кресло, проводя рукой по лицу) Скучно? Да я ей все разжевывал! Объяснял! Она должна была оценить мою... компетентность!

Оля: (Ставит контейнер на стол, вытирает губы тыльной стороной ладони) Она оценила. И вынесла вердикт: «ботан-зануда, способный на романтический ужин принести папку с распечатками». Первое впечатление - это же не про то, что ты говоришь. Это про то, какую потребность ты закрываешь. Ей было страшно, дискомфортно. А ты предложил ей... лекцию. Нужна была ей твоя лекция, как телогрейка в пустыне.

-2

Олег: (Достает из кармана смятый чек и начинает его нервно складывать) А что, надо было пританцовывать? Или сделать вид, что я супермен, и выломать дверь? Ну так это ж нереально!

Оля: Реально было... заметить ее. Сказать что-то вроде: «Похоже, у нас теперь есть эксклюзивное приватное время. Я, кстати, Олег. И, кажется, это самый странный способ познакомиться за всю мою карьеру». Перевести стрелки на общность ситуации, а не на свои знания. Первое впечатление - это всегда ответ на невысказанный вопрос: «Безопасно ли мне с тобой? Интересно ли? Можно ли расслабиться?». Твой техно-прапор ответил: «Нет. Нет. И еще раз нет».

Олег: (Закончив складывать из чека лягушку, ставит ее на стол) То есть, все, что не «ой, какая ты милая» - это провал? Просто сменить тему на что-то... нежное и пушистое?

Оля: (Смотрит на бумажную лягушку, и уголки ее губ дергаются) Вовсе нет! Можно и про лифты. Если бы ты сказал это с искоркой в глазах и самоиронией. Типа: «Простите, это профессиональная деформация. Я как вижу что-то с моторчиком – вообще не могу удержаться. Как тот пес, что на колеса кидается». Показал бы не «ходячую энциклопедию», а живого человека со странностями. Это срабатывает на раз. А у тебя в сухом остатке... как у пустого экрана после заставки. Ничего не зацепило.

-3

Олег: (Смотрит на свою лягушку) Странности... Хм. А если бы я, не знаю... начал делать вот таких лягушек из всего, что под руку попадется? Это сработало бы лучше?

Оля: (Не выдерживает и смеется) Смотря в каком контексте! Если бы ты сделал это с таким вот... потерянным и сосредоточенным видом, а потом вдруг вручил ей со словами «Это наш тотем на удачу» - возможно, да. Это была бы непредсказуемость в рамках безопасного абсурда. А это... чертовски притягательно. Потому что скучные люди - предсказуемы. А с предсказуемыми... ну, знаешь. Не зажигают звезды.

Олег: (Поднимает на нее взгляд, и в его глазах проскальзывает тот самый азарт) Значит, ты предлагаешь мне не готовить темы, а... готовить... странности? Прокачивать не навык собеседника, а навык быть немного... сумасшедшим?

Оля: (Наклоняется к нему через стол, понижая голос до конспиративного шепота) Я предлагаю тебе не бояться показывать изнанку. Ту самую, на которой есть и дырки, и торчащие нитки. Потому что идеально отглаженная лицевая сторона - она не для близкого рассмотрения. Она - для витрины. А в лифте... в лифте хочется разглядывать именно изнанку. Потому что она - настоящая.

Олег: (Молча смотрит на нее несколько секунд, затем разворачивает свою лягушку обратно в чек) Что ж... Ладно. В следующий раз, если что, начну с того, что предложу сложить из чека целый зоопарк. А там - посмотрим.

-4

Оля: (Откидывается в кресле, довольная) Вот теперь ты говоришь как человек, который понял настоящий секрет. Главное - не переборщить и не начать делать жирафа из сервировочной салфетки в дорогом ресторане. Хотя... зная тебя, это именно то, что ты попробуешь сделать.

Олег: (Встает, пряча разглаженный чек в карман) Может, и попробую. А ты потом расскажешь, насколько это было... непредсказуемо.

Оля: (Уже снова уткнувшись в монитор, но явно улыбаясь) Договорились. Только чур, если будут жалобы от администрации - я тебя не знаю. Моя роль - лишь наблюдать и фиксировать твой... э-э-э... творческий порыв.