Найти в Дзене
ABW

Обзор Mazda MX-5 на гоночном треке

«За эти деньги я Tesla взял бы лучше, ну какой понт в этой Mazda?» – не понимает знакомый, когда мы заводим разговор о MX-5. Если весь смысл в понтах, то маленький родстер рассматривать не имеет смысла. А в чем тогда есть смысл? Давайте начистоту, чтобы сразу определиться. Если есть плюс-минус $29 тысяч в эквиваленте на покупку автомобиля, то подавляющее большинство потратит их на какой-нибудь кроссовер или седан/универсал. Родстер, купе или тарга? Найдется сотня аргументов: «Ну нам же не 20 лет, семья есть, спина болит, соседи не поймут». А если все-таки есть запал купить что-то быстрое и из ряда вон выходящее, то оставшаяся часть покупателей пойдет за каким-нибудь Perfomance-электромобилем, чтобы пулял со светофора до потемнения в глазах! По логике таких автомобилистов, быстрее тот, кому раньше вызывают реанимационную бригаду. И лишь небольшая часть людей вспомнит о Miata, она же Mazda MX-5. Маленькая, смешная, несерьезная машинка. Ее длина – меньше четырех метров, в салоне нет даже
Оглавление

«За эти деньги я Tesla взял бы лучше, ну какой понт в этой Mazda?» – не понимает знакомый, когда мы заводим разговор о MX-5. Если весь смысл в понтах, то маленький родстер рассматривать не имеет смысла. А в чем тогда есть смысл?

Что угодно, кроме…

Давайте начистоту, чтобы сразу определиться. Если есть плюс-минус $29 тысяч в эквиваленте на покупку автомобиля, то подавляющее большинство потратит их на какой-нибудь кроссовер или седан/универсал. Родстер, купе или тарга? Найдется сотня аргументов: «Ну нам же не 20 лет, семья есть, спина болит, соседи не поймут».

А если все-таки есть запал купить что-то быстрое и из ряда вон выходящее, то оставшаяся часть покупателей пойдет за каким-нибудь Perfomance-электромобилем, чтобы пулял со светофора до потемнения в глазах! По логике таких автомобилистов, быстрее тот, кому раньше вызывают реанимационную бригаду.

И лишь небольшая часть людей вспомнит о Miata, она же Mazda MX-5. Маленькая, смешная, несерьезная машинка. Ее длина – меньше четырех метров, в салоне нет даже нормального перчаточного ящика, а багажник – смехотворные 160 литров. Засунули с фотографом два рюкзака – и все, место кончилось. Остальное он везет в руках.

Но те, кто смотрит на машину с точки зрения «сколько людей и вещей поместится», никогда не будут оценивать MX-5 всерьез. Ну да, забавная, но «вот я бы за эти деньги…». Ай, вы стали слишком взрослыми!

-3

MX-5, хотя и обладает абсолютно несерьезной внешностью, не автомобиль – глыба, живая легенда! Фанаты модели расскажут о ней еще больше, а нефанатам быстренько растолкую ситуацию. В мире, где спортивные машины или стоят конских денег, или подсели на электроиглу массового одобрения, MX-5 – последняя настоящая. Такая, какой должна быть трушная бюджетная спортмашина: легкая, не безумно мощная, но дико веселая и без всяких электромоторов.

С 1989 года отсчет ведет уже четвертое поколение. Передняя часть Miata всегда отдавала «мультяшностью», первое поколение с подъемными фарами и вовсе превратилось в мем, который захватил Instagram и автофестивали. Если всмотреться в «мордочку» нынешней MX-5, то она явно широко улыбается с хитринкой в глазах: «Скорее залезай, повеселимся!»

-4

А мы и не против!

Антивещизм

Процесс посадки-высадки в MX-5 – это то еще цирковое представление, когда тебе за 30. Сразу вспоминаются обидные мемы, что после этой возрастной отметки садиться и вылезать из автомобиля можно только с плохо сдерживаемым кряхтением. Машина очень низкая (высота – меньше 1,3 метра!), дверной проем широкий, но невысокий – в общем, даже моя личная и низкая Mazda 6 после MX-5 кажется чуть ли не кроссовером. Сидишь на такой высоте (точнее, низоте), что можно диагностировать подвеску и рамы проезжающих мимо грузовиков.

-5

И даже если вы проскочите за руль, легко не будет. Выше 180 см? Соболезную: я со своими 178 сантиметрами не сказать, что был в идеальной позиции. Хотя японцы пытались выкрутиться, как могли: руль регулируется не только по наклону, но и по вылету (хотя хотелось бы вытянуть его на себя еще сильнее), угол подушки кресла в том числе можно отрегулировать, как и наклон спинки, а также продольное расположение сиденья.

Фотограф сидит справа и жалуется – спинка стоит слишком вертикально, хочется откинуть ее сильнее, а некуда! Кокпит на этом заканчивается, переходя в часть жесткой крыши и багажник. А в левую ногу фотографа упирается дополнительный подстаканник. Точнее, единственный.

Внутри места настолько мало, что эта машина как манифест культуре антивещизма: здесь тебе ничего не нужно, возьми с собой только ключи и документы. В противном случае все придется держать в руках. Даже любители найти место для смартфона окажутся недовольными: полка для смартфона есть, но она настолько миниатюрная, что из нее не будет вываливаться разве что Nokia 3310.

Все заточено под езду, весь смысл в ней. Приборы крупные, шкалы хорошо читаются? Да, особенно если ориентироваться на систему измерений в милях. Крутилки температурного блока такие крупные, что их можно нащупать даже в полной темноте. Позаботились и о комфорте, есть круиз-контроль. А оформление мультимедиа знакомо по другим Mazda тех лет.

Разве что зеркала – боль: салонное перекрывает добрую четверть лобового стекла в правой стороне (ведь сидишь низко, близко), а боковые могли быть и побольше, и более удачной формы.

-7

«Машина приехала из Грузии только пару недель назад, поэтому есть вопросы по ABS и системе стабилизации, учитывай это», – сразу предупреждает Владимир, друг нашей редакции и хозяин этой MX-5. Да, подавляющее большинство таких Mazda приезжают из Штатов, что сказывается на их состоянии: если не «биток», то будут вопросы по электронике, с которыми придется считаться. Но мы отправимся на MX-5 туда, где помощники не так важны…

Дом, милый дом

Конечно, это картодром РСТЦ ДОСААФ в Стайках – вот где можно разгуляться на MX-5! Приезжаем на место, а там как раз идет тренировка на ярко-алой «подруге» нашей машины. Mazda – лучшая машина для Time Attack?

-8

Дмитрий Бруцкий, инструктор по контраварийному вождению и преподаватель в гоночной школе, с нами согласен: как входной билет в мир любительского автоспорта и трек-дней MX-5 – то, что надо. «Правда, японцы решили, что в четвертом поколении Mazda нужно разжать подвеску, чтобы можно было ездить не только по треку. Сейчас ты выедешь на трассу и обратишь внимание, насколько сильные крены в стоковой машине. Зато занос развивается очень плавно, есть время на коррекцию, что ценно для новичков», – напутствует Дима.

Пока обсуждаем с ним тонкости настройки MX-5 и проблемы экземпляров из Штатов («взяли «утопленника», все было хорошо, а через год «отъехал» ЭБУ»), в глаза бросается, насколько низкая соседка рядом с нашей машиной. Заводские амортизаторы заменены на стойки Koni, что добавило жесткости и уменьшило клиренс. Наша MX-5 на ее фоне как лифтованный внедорожник!

«Зато цвет у твоей необычный, мне он больше нравится, чем этот Soul Red Crystal, – задумчиво говорит Дмитрий. – Да и салон какой-то необычный, мажорный: никогда не видел светлые интерьеры в MX-5, хотя ко мне их приезжало много…»

И вот мы уже готовы выезжать на трассу, как подходит другой преподаватель, Егор Подрезов, который проводит занятия в мотошколе.

«Хм, Mazda, – оценивает он. – Сейчас я покажу тебе одно видео, сразу пропадет запал геройствовать на треке». На экране смартфона Стайки, трек-день и белая MX-5, которая жестко прилетает в бетонный забор задней левой стороной. База короткая, машину заносит на выходе из ходового поворота, а затем хлыстом резко выбрасывает в сторону ограждения. Машинка маленькая, но с характером, нужно быть начеку. Как говорится, спасибо за напутствие…

-10

А ведь у нас под капотом 2.0 SkyActiv-G – тот самый, с упомрачительной степенью сжатия 13:1! Такие же моторы ставятся в другие модели Mazda, поэтому ничего необычного на трассе не ожидаю. В конце концов, в моей личной «шестерке» 2,5 «скайактивных» литра – ну чем там меня можно удив…

Ого! Снаряженная масса Mazda – чуть больше 1,1 тонны, поэтому этих двух литров и 184 «лошадей» в Стайках ей хватает за глаза. Ходовые передачи – вторая и третья, главное не стесняться держать мотор в тонусе в районе 3000–5000 об/мин. Стоит слегка снять руку от руля, как она тут же ложится на миниатюрный рычаг 6-ступенчатой механики с коротенькими ходами. Выверенная эргономика!

-11

Тормозов тоже хватает: на замедлении перед поворотом после трамплина бью в центральную педаль, а колеса не блокируются, машина эффективно тормозит без блокировки колес. А тут точно есть проблемы с ABS или это я слишком медленный?

И на кой нужны те бездушные электрические ускорения, когда разгон до «сотни» на MX-5 занимает почти семь секунд, но эмоций дарит больше? «Сколько мы разогнались, 100?» – испуганно спрашивает фотограф. Вообще-то, всего 65 км/ч – зато какое впечатление, насколько энергичное выстреливание с места!

С места водителя капот кажется длиннее, чем все остальная часть машины. Но двигатель запихнули как можно ближе к центру автомобиля, он в базе, а кресло расположено почти на задней оси. Из-за этого ощущения в поворотах Стаек максимально естественные: руль в меру тяжелый, с прозрачной обратной связью, а задние колеса чувствуются буквально пятой точкой. Начало скольжения проспать трудно: его не только видно, но и отчетливо слышно, поскольку шумоизоляция – не лучшая сторона MX-5. Но кому нужна шумоизоляция, когда едешь по гоночной трассе? Здесь чем больше звуков, тем информативнее!

«Вот в том повороте хорошо видно, как у тебя разгружается подвеска с внутренней стороны, – говорит Егор в паузе между нашими выездами. – Жаль, я не фотограф, не смог это снять». Впрочем, фотограф у меня есть – и оцените, как «играет» стоковая Mazda в резких виражах. Теперь понятно, почему в списке доработок для трек-дней другие амортизаторы – это одна из первых позиций.

Температура «охлаждайки» не выше 100 градусов, уровень масла в норме, штатные шины Bridgestone Potenza теплые – кажется, можно проехать еще кружок по картодрому, но… На выходе из послестартовой связки поворотов выскакивает надпись Power Steering Multifunction, ошибка по электроусилителю руля, а на подлете к «трамплину» приборная панель потухает и глохнет двигатель. Mazda замирает прямо посреди трассы – хорошо, что, помимо меня, на ней только 50-летний мотоциклист, который в очень неспешном темпе учит трассу и привыкает к 390-кубовому KTM Duke. А я все, «приехал»? Вот же неудобно будет перед хозяином машины…

Отставить панику: открываю капот, а причина моего «схода с дистанции» в слетевшей плюсовой клемме на аккумуляторе. На батарее нет страховочной планки крепления, и от мотания по трассе клемма просто съехала с аккумулятора. Вернул на место, закрутил гайку ключом на десять, который позаимствовал у парней из проката – и поехал дальше. Вот почему на трек-днях проверяют, чтобы из машины ничего не текло, а аккумулятор был надежно зафиксирован.

-14

Наш вердикт

Смысл Mazda MX-5 не только в том, что это идеальный Track Tool для начинающих. На ней можно ехать с огоньком и по обычной пустой двухполоске, при этом держа темп в пределах ПДД. Будет ли так же весело на такой скорости в какой-нибудь Tesla или «китайце»? Проверял: нет.

Выражаем благодарность РСТЦ ДОСААФ и автосалону GREEN CARS за помощь в организации съемок.

Технические характеристики Mazda MX-5

]]>