Найти в Дзене

Дух поэзии и родство душ

Мой брат родной по музе, по судьбам? Пора, пора! душевных наших мук (А.Пушкин) Поэты и музыканты, которые вдохновляли поколения читателей, нередко становились предметом поклонения не только благодаря своему творчеству, но и благодаря "раскрученному имиджу", личной истории, благодаря которой они давали понять широкой публике, что их творчество - это нечто больше, чем упражнения в рифме. В подобную "сюжетную линию" легко вписывалась концепция родства душ, которая отражала исключительные свойства истории, приключившиеся с данным человеком. Однако же из песни слов не выкинешь, и подобные истории действительно существовали и становились вдохновением как для самих поэтов, так и для музыкантов и их поклонников. Наиболее яркими примерами являются истории Клары Шуман и Роберта Шумана, впоследствии Клары Шуман и ученика Шумана Йоганнеса Брамса, который никогда не женился. Это также союз поэтов Элизабет и Роберта Браунингов. Остановлюсь на этой истории, поскольку она была поистине исцеляющей для

Мой брат родной по музе, по судьбам? Пора, пора! душевных наших мук (А.Пушкин)

Поэты и музыканты, которые вдохновляли поколения читателей, нередко становились предметом поклонения не только благодаря своему творчеству, но и благодаря "раскрученному имиджу", личной истории, благодаря которой они давали понять широкой публике, что их творчество - это нечто больше, чем упражнения в рифме. В подобную "сюжетную линию" легко вписывалась концепция родства душ, которая отражала исключительные свойства истории, приключившиеся с данным человеком. Однако же из песни слов не выкинешь, и подобные истории действительно существовали и становились вдохновением как для самих поэтов, так и для музыкантов и их поклонников. Наиболее яркими примерами являются истории Клары Шуман и Роберта Шумана, впоследствии Клары Шуман и ученика Шумана Йоганнеса Брамса, который никогда не женился. Это также союз поэтов Элизабет и Роберта Браунингов. Остановлюсь на этой истории, поскольку она была поистине исцеляющей для Элизабет, которая к моменту знакомства была тяжело больна. Если в случае четы Шуманан все закончилось трагически, то здесь благодаря любви преданного Роберта удалось совершить невероятное - она прожила 15 счастливых лет с ним в браке. Хотя ее диагноз доподлинно неизвестен - ведь события случились в викторианскую эпоху, тем не менее, известно, что она страдала от проблем с позвоночником, истощения и болезни легких. Неисключено, что все это было результатом деспотичного обращения отца, который запрещал ей выйти замуж. Стихи поддерживали в ней горение жизни. История закончилась бы совсем трагично, если бы тайный роман с Робертом не привел ко браку, и супруги бы не сбежали в Италию, где благодатный климат и спокойствие помогли Элизабет наконец обрести так необходимую ей гармонию. В этот счастливый период она написала стихи "Сонеты с португальского" и даже родила здорового ребенка в 43 года, что в те времена при ее здоровье казалось почти чудом.

"ему попались на глаза два томика в зеленом переплете - "Стихотворения Элизабет Барретт". Он прочел стихи и был потрясен. Они дышали тем возвышенным интеллектом, о котором Роберт мечтал, их отличала необычайная и новая музыка, а также смелость мысли - явные признаки зрелости. Робертом овладело непреодолимое желание познакомиться с талантливой женщиной".

Как утверждают источники, на основе этого романа частично основан сюжет книги "Обладать" (Possession) А.С.Байетт. Эта история рассказывает о непреодолимой страсти двух поэтов, а также интересе двух исследователей, которые пытаются найти ключ к тому, существовала ли в действительности связь между этими поэтами.

Однако, как утверждают исследователи творчества Элизабет и Роберта, по мере того, как развивалось их знакомство, пропадало их единодушие. Оказалось, что они по-разному смотрят на вещи, да и быть непонятыми - это придавало особый смысл существованию поэта той эпохи. Тем не менее, до самой смерти Элизабет (15 лет спустя) им удавалось сохранить любовь, и ее смерть помогла любви перейти в вечность, а Элизабет осталась для Роберта вечной музой и святыней (он прожил еще 28 лет).

Как я люблю тебя? Считай.

Во-первых, я люблю тебя

Как простирается душа

До самой кромки бытия.

(Элизабет Браунинг)

Источник публикации:

Поэты и музыканты, которые вдохновляли поколения читателей, неред