От Логойска до Щучина 240 км, едем последовательно по трассам М3, М14, М6. Разрешенная скорость 100 и 120 км/час, таким образом, преодолеть это расстояние можно за ~ 2.5-3 часа. Но мы с таксой Ко́рой не торопились. Позавтракали в придорожном кафе «Парк» [деревня Шараи].
Подкрепились яичницей; поболтали с жителями Калининграда, которым предстоял переезд через Сувалкский коридор, они чуть-чуть волновались.
Наша поездка носила чисто деловой характер. В идеале, жить 4 дня нужно было не в Щучине, а в Мостах. Увы, подходящего варианта в Мостах я не нашла, пришлось остановиться в отеле «Уют» [Гродненская обл., г. Щучин, пл. Свободы, д. 7].
Маленький гостиничный номер не очень подходит для проживания с собакой, но выбора не было. Внутри уютно, простите за каламбур.
Раз судьба забросила меня в Щучин, буду знакомиться с городом.
Тем более, все рядом - сквер, парк, достопримечательности, кафе, Горсовет, дедушка Ленин.
«Уют» занимает историческое здание 1895 года в самом центре города. В конце XIX — начале XX вв. примерно так выглядели дома вокруг главной Базарной площади.
Ее, как и сейчас, украшала башенка с часами. Современный «Биг-Бен по-щучински» восстановили в 2007 году к 470-летию города.
Относительно даты основания местечка мнения историков расходятся.
Официально за отправную точку принимали 1537 год, когда некая Барбара Кищина, жена воеводы Киевского Ежи Радзивилловича переписала унаследованное от мужа имущество на князя ВКЛ Сигизмунда I Старого. В описи упомянут и Щучин.
Неожиданно город постарел на 100 лет...
В Российском государственном архиве древних актов нашелся документ о том, что трокский воевода Петр Лелюш 11 октября 1436 года заложил в местечке Ščučyn костел Святого апостола Иакова.
Два века спустя деревянный костел передали монахам пиаритам. Орден утвержден Папой Климентом VIII и существует до сих пор, его цель - обучение и христианское воспитание детей, создание «Благочестивых школ».
Король Владислав Ваза в 1641 году пригласил пиаров в Речь Посполитую, пытаясь избавиться от монополии иезуитов в области образования.
Надо сказать, в итоге пиариты проиграли иезуитам в борьбе за молодые умы.
Открытие монастыря с Коллегиумом в Щучине спонсировал местный магнат Андрей Иосифович Хлебницкий. Братии выделили также два поместья и значительный земельный участок под огород. По инициативе монаха Юндила, прозванного в народе «Щучинский Коперник», разбили Ботанический сад.
К сожалению, он не сохранился. Краеведы до сих пор спорят о его местонахождении: в центре города или в одной из усадеб [~ 1.5 км от монастыря]. Важно — щучинцы сохранили любовь к растениям. Город очень, очень зеленый.
В XVIII веке Коллегиум ежегодно принимал на обучение 70-120 юношей из семей шляхтичей и мещан. Полный курс образования составлял 7 лет. Преподавали теологию, историю, восточные языки, риторику, логику, метафизику, ботанику, поэзию и другие предметы.
Щучинскую школу закончили: Игнатий Ипполитович Домейко - участник освободительного движения, геолог, минеролог, почетный гражданин Чили; Казимир Даниэль Нарбут — философ, автор первого польско-язычного учебника «Логика или наука о размышлении и рассуждении»; Онуфрий Петрашкевич — общественный деятель, один из основателей общества филоматов, близкий друг Адама Мицкевича.
К Коллегиуму примыкает костел Святой Терезы Авильской, возведенный в 1829 году на средства князя Франциска Ксаверия Друцкого-Люберецкого.
После подавления Польского национально-освободительного восстания [1831 -1832 гг.] власти Российской империи сильно сократили число католических монастырей и учебных заведений на вольнодумных территориях. Коллегиум пиаритов в Щучине упразднили, монахов выслали. Костел получил статус приходского. Многократно закрывался, использовался для самых разных целей, возрождался благодаря усилиям общественности и с 1989 года возобновил деятельность.
В алтаре находится фигура Матери Божией Фатимской - подарок Папы Римского Иоанна Павла II.
Здание Коллегиума тоже не пустует, работает историко-культурно-просветительский центр. Большинство афиш и анонсов посвящено мероприятиям, связанным с популяризацией беларуского языка.
Не удивительно. Во-первых, «вымывание» русского идет в Беларуси повсеместно; во-вторых, в здешних краях родилась Алоиза Пашкевич [псевдоним Тетка]. Девушка появилась на свет 15 июля 1876 года в шляхетской семье. Училась в Вильно и Санкт-Петербурге. Работала учительницей, фельдшером, актрисой в труппе Игната Буйницкого [основателя беларуского национального театра], сестрой милосердия в годы Первой мировой войны.
В отличие от многих соотечественников-современников Алоиза писала стихи и прозу не на польском, а именно на беларуском языке. Ее перу принадлежит несколько сборников стихов, новелл, рассказов, книги для детей.
Из известного нам — песня «Кася» [оригинальное название «Лето»] в исполнении группы «Сябры».
Умерла Тетка от тифа 5 февраля 1916 года. Похоронена в родной деревне Старые Дворы.
Памятник, на мой взгляд весьма удачный, открыт в 1991 году возле дворца культуры Щучина. Автор — гродненский скульптор Алесь Липень.
Еще одна достопримечательность городского центра — Церковь во имя Святого Архистратига Михаила. Симпатичный голубой храм заложили 9 марта 1865 года в день памяти 40 мучеников Севастийских. Строительством руководил представитель царской администрации капитан лейб-гвардии Преображенского полка Всеволод Федорович Панютин. Деньги, 4651 рубль 64 копейки, выделили из императорской казны. Работы провели быстро, освятили церковь 22 октября 1865 года.
После разгрома восстания под руководством Кастуся Калиновского [1863-1864 гг.] подобные храмы вырастали в Беларуси как грибы, их называли «муравьевками», по имени виленского генерал-губернатора Михаила Николаевича Муравьева, идеолога политики русификации в бывшей Речи Посполитой.
Для осмотра прочих знаковых местами Щучина нам придется перейти на другой берег реки Туровки.
Продолжение следует.
Спасибо за внимание.