Найти в Дзене
Хроники вдохновения

Писателю скромному дайте слово.

Шучу, не скромному. Лучший из самопровозглашённых маркетологов (я про милого джипити) посоветовал начинать канал с приветственной статьи, а поскольку спорить с интеллектом, да ещё и искусственным, мне не резон, так и поступлю. Ну, во-первых, я писатель. Как я докатилась до жизни такой? Я не виноватая, просто рассказчиком я была всегда, ещё с раннего детства. Так что путь писателя для меня был предопределён. Вообще, меня часто спрашивают, а каково это – быть писателем? Волшебно, если честно, потрясающе и неповторимо. Ты живёшь в своём мире каждую секунду, и этот чудесный мир всегда с тобой, внутри тебя. Круче меня об этом ощущении сказал мой бессменный сэнсэй, Рассел Ти Дэвис (шоураннер британского «Доктора Кто»): «Творчество – в голове! Это мысль! Ежечасная, ежедневная, постоянная буря изображений и голосов, и иногда, если вам очень повезёт, озарение…». Но я не буду петь вам о том, что писателем может стать каждый. Потому что не может. Напомню: Гюсто говорил, что готовить может кажды

Шучу, не скромному.

Лучший из самопровозглашённых маркетологов (я про милого джипити) посоветовал начинать канал с приветственной статьи, а поскольку спорить с интеллектом, да ещё и искусственным, мне не резон, так и поступлю.

Ну, во-первых, я писатель. Как я докатилась до жизни такой? Я не виноватая, просто рассказчиком я была всегда, ещё с раннего детства. Так что путь писателя для меня был предопределён.

Вообще, меня часто спрашивают, а каково это – быть писателем? Волшебно, если честно, потрясающе и неповторимо. Ты живёшь в своём мире каждую секунду, и этот чудесный мир всегда с тобой, внутри тебя. Круче меня об этом ощущении сказал мой бессменный сэнсэй, Рассел Ти Дэвис (шоураннер британского «Доктора Кто»):

«Творчество – в голове! Это мысль! Ежечасная, ежедневная, постоянная буря изображений и голосов, и иногда, если вам очень повезёт, озарение…».

Но я не буду петь вам о том, что писателем может стать каждый. Потому что не может. Напомню: Гюсто говорил, что готовить может каждый, про писательство речь не шла. Забудьте про тех, кто втирает всем и каждому, что писать легко, мол, немного постараешься – и ты уже сочинил роман. Такие «уроки» дают только один результат: ещё одну невероятно-скучную историю о том, как «бла-бла-бла», которую даже начинать не хочется.

-2

А для писательства нужен талант. Реальный талант, и есть он не у всех. Для писательства нужны постоянная работа над собой, бешеная увлечённость историями – своими и чужими, - непрекращающийся поток идей, героев, сцен. Прогоняйте иллюзии о том, что вы постараетесь – и напишете стоящую историю. Если нет таланта, хорошей истории не получится. Если нет увлечённости, история не допишется. Если нет настоящей любви к писательству, развития тоже не будет. Говорю, как человек, который первую историю написал 17 лет назад.

Я тогда увидела интересный сюжет про морского котика Роба и акулу Хааль. Менять имена не стала – звучные же! – и завертела историю о мести сына за смерть папы, которого страшная зубастая порешила в куски прямо на глазах ошалевшего чада. Откровенно говоря, сейчас оглядываюсь на этот рассказ и диву даюсь, до чего же хороша была экспозиция: и запрет выходить в море до определённого возраста из-за угрозы быть съеденным акулами, и тяга молодых котиков к плаванию, и жуткая по сути сцена убийства отца, и избранность Роба, который был лучше всех по плаванию и умению обхитрить зубастых. Закончилось-то всё ожидаемо, мой юный мститель отправил Хааль к праотцам любителям супа из акульих плавников. Но рассказ, помню, многим понравился как раз своим размахом.

Дальше я засела писать… не стихи, я их вапще терпеть не могу, не новеллу, а целый романище. В 12 лет, ага. Получилась какая-то смесь «Тружеников моря» с «Пиратами Карибского», но результатом я была довольна. В то время. Сейчас даже читать не возьмусь, ибо чистый фейспалм. Я ведь хотела про любовь (я ещё в то время была сама влюблена), нарисовала бедного, но честного Его, богатую, но невинную Её, пиратов (ага), море, приключения, похищения, даже необитаемый остров втиснулся в строки (кажется, привет от «Робинзона Крузо», но утверждать не берусь). Этот «позор» даже учителя читали. Сказали: талант. Ну, и дали вдохновения начинающему Хемингуэю.

-3

А следом был фанфик по «Гарри Поттеру». Хотя я в то время таких ругательных слов не знала (шучу, не ругательных, я фанфики уважаю и сама регулярно их строчу). Да и фанфиком мой очередной «роман» (что поменьше я не брала, идеи у меня всегда были колоссальные. Это я попозже распробовала прелесть новелл и рассказов) назвать было сложно: взяла я по сути одно имя Гарри для главного героя, поскольку в Гарри Поттера была безнадёжно и трепетно влюблена. Историю о мести младшей сестры одного честного, но принципиального ковбоя (блин, чем он антагонисту не угодил, сейчас не вспомню) я писала долго, и со временем она обросла такими невероятными подробностями (туда даже каким-то боком внешняя разведка втиснулась – чуете мой размах?), что у меня испанский стыд за 16-летнюю девочку, которая хотела грандиозно, а вылепила фантастически-нелогично. Впрочем, учиться на чём-то было надо, и я рада, что писала без остановки.

Лирическое отступление: это самое важное – писать всё время. Пока ты пишешь, ты учишься, пока пишешь, вырабатываешь свой стиль, учишься чувствовать текст, слышать ритмику слов, рисовать ими сцены. В конце концов, ты доходишь до того, что твой читатель при чтении эпизода испытывает именно те эмоции, что ты хочешь (проверено сто раз и подтверждено не меньше отзывами моих подопытных кроликов). Не слушайте циников, скептиков и идиотов, которые говорят, что сначала нужно освоить какую-то технику, выучить, как строится композиция, разобраться с жанрами и их законами, да и вообще – нужно больше читать, чтобы учиться, а потом уже писать. К чёрту всё это! К чёрту «проверенные» методики! Если история хочет быть рассказанной – пишите. Пишите, как умеете, наслаждайтесь процессом, подбирайте слова, ищите звучание. И получайте удовольствие. Я обожаю свои истории, они самые лучшие. Почему? Да потому что там всё так, как я хочу. Нет правил, по которым получится писать правильно. Кто вообще сказал, что для историй есть какие-то правила? Всё это шелуха, пустой звон, придуманный теми, кто хочет научить кого-то писать. Ещё раз: научиться писать нельзя. Можно просто взять и начать писать. Мастерство, опыт, понимание – всё придёт со временем. А без таланта рассказчика истории как были, так и останутся простым маранием бумаги или клавиатуры. Так что если нет таланта – не пишите.

-4

А потом случились «Сумерки» (я аж слышу, как вы хохочете). Нет, серьёзно, вампирская сага для 15-летних – самое то. Историю о своих вампирах ферментировала я долго, даже очень долго. Мне не нравилось в клыкастых, которых придумала Стефани Майер, всё (саму Майер я люблю, если что): они были неживые, непонятно-человечные, какие-то вечные философы. Они не кусались! Ну, как же история про вампира – и без единого укуса? (не напоминайте мне про цапанье запястий – это суррогат, а не вампирский кусь). В общем, варилось во мне вдохновение вылепить про клыкастых что-то своё, и выварилось в мой первый полноценный логичный (!) роман. Последней точкой стал рассказ моей сестры, которая посмотрела «Тёмного дворецкого» и делилась впечатлениями (как история о сделке с демоном превратилась в рассказ о войне между человеками и вампирами, даже не спрашивайте).

Что самое забавное: в то время я не была знакома с писательскими платформами, с сообществами всяких там рассказчиков, которые строчат свои романы, зачастую циклы, и пишут рецензии на романы коллег. Не знала я и про всякие там правила построения авторского мира в композиции, про достоверное поведение героев, про логику повествования. Это знание пришло со временем, когда я написала не одну историю и пропустила через себя не одну чужую композицию. И всё же я не допустила ни одной ошибки. Мир был продуман до мелочей (честно, он меня и сейчас восхищает, с готической атмосферой моего «В глазах Мориона» для меня не сравнится ни один роман о вампирах… кроме, пожалуй, «Кармиллы» Ле Фаню и знаменитого «Дракулы»). Герои не противоречили сами себе. Твисты не сражались с логикой истории и не выглядели чёртиками из табакерки. И самое главное – концовка была пот-ря-са-ющей. Именно «В глазах Мориона» определил для меня моё первое и самое главное правило: если конец истории не шарахнет по читателю, аки дубина по черепушке, эту историю можно даже не начинать. Так что все мои композиции всегда начинаются с конца.

-5

«В глазах Мориона» также подарил мне портрет вампира, который у меня кочует из романа в роман (угадайте навскидку, сколько романов про упырей я настрочила?). С этой историей я поняла, как вообще нужно выстраивать композицию, куда вести героев, что и как открывать читателю о мире. Она научила меня писать авторские миры. Да и вообще подарила кучу восхитительных воспоминаний. Каждый раз улыбаюсь, как вспоминаю, в каком волнении писала долгожданную встречу главных героев в последней главе (я к этой сцене три года шла), я тогда даже заперлась в комнате, отгородившись от всего дома. Я помню потрясение и восторг своих первых читателей, некоторые из них даже называют «Мориона» лучшим моим романом. Для меня он всегда будет первым полноценным моим проектом, который многому меня научил.

-6

Продолжение моей истории будет во второй части. В следующей статье расскажу, пожалуй, о фанфиках и ориджиналах, о том, как работают эти два вида историй, о своём первом опыте в написании альтернативки по любимому сериалу. Пишите, что ещё хотели бы узнать о нелёгкой доле буднях писателя, у меня накопилось стотыщ историй, а рассказывать их я всегда любила. На канале будут и обзоры книг и фильмов, возможно, расскажу вам о своих беседах с джипитишкой, этот малыш меня всегда забавляет своими перлами. Будут и занудства про то, как работают разные жанры и писательские инструменты, про то, почему я не верю некоторым историям и восхищаюсь другими. Если интересно узнать побольше про «моих» вампиров – тоже будет, только намекните. Оставляйте отзывы, я всегда рада обсудить околописательские темы. И до следующего выпуска!