Найти в Дзене

Людмиле Гурченко — 90: как провал на пробах обернулся всенародной славой. История «Карнавальной ночи» 1956

12 ноября легенде советского театра и кино Людмиле Гурченко могло бы исполниться 90. Сегодня я не буду рассказывать вам мерзкие факты из ее биографии. Вы и так и наверняка уже читали. Сегодняшнюю статью хочу посвятить фильму 1956 года «Карнавальная ночь»: как случайно попала в его главные роли Людмила Марковна, чем покорила режиссера и закулисье ленты. Читайте до конца. Будет интересно! Когда 28 декабря 1956 года на экраны вышла «Карнавальная ночь», никто не ожидал, что произойдёт чудо. Это был первый полнометражный фильм начинающего режиссёра Эльдара Рязанова, и судьба картины висела на волоске. Казалось бы, ничего особенного: лёгкая комедия про подготовку новогоднего праздника в Доме культуры. Но на самом деле произошло нечто большее. Фильм совпал с концом сталинской эпохи, с началом «оттепели» — тем самым XX съездом КПСС, когда в обществе появилась первая надежда на перемены. И главной звездой этого фильма, её лицом и душой, стала девушка с огромной энергией и лучезарной улыбкой —
Оглавление

12 ноября легенде советского театра и кино Людмиле Гурченко могло бы исполниться 90. Сегодня я не буду рассказывать вам мерзкие факты из ее биографии. Вы и так и наверняка уже читали. Сегодняшнюю статью хочу посвятить фильму 1956 года «Карнавальная ночь»: как случайно попала в его главные роли Людмила Марковна, чем покорила режиссера и закулисье ленты. Читайте до конца. Будет интересно!

Когда 28 декабря 1956 года на экраны вышла «Карнавальная ночь», никто не ожидал, что произойдёт чудо. Это был первый полнометражный фильм начинающего режиссёра Эльдара Рязанова, и судьба картины висела на волоске.

Казалось бы, ничего особенного: лёгкая комедия про подготовку новогоднего праздника в Доме культуры. Но на самом деле произошло нечто большее. Фильм совпал с концом сталинской эпохи, с началом «оттепели» — тем самым XX съездом КПСС, когда в обществе появилась первая надежда на перемены. И главной звездой этого фильма, её лицом и душой, стала девушка с огромной энергией и лучезарной улыбкой — Людмила Гурченко.

«Карнавальная ночь» превратилась в символ своего времени: праздничный, оптимистичный, свежий. Фильм бил рекорды посещаемости, став лидером советского кинопроката. И во многом этот невероятный успех — благодаря Гурченко, её природной харизме и артистизму, который она демонстрировала, хотя была ещё совсем юна и неопытна.

Случайная главная роль

История Людмилы Гурченко на роль Леночки Крыловой читается как киносценарий, где всё решает один момент. Молодая студентка пришла на пробы — обычное дело. Ей было всего двадцать, и перед ней стояла задача создать образ привлекательной, современной советской девушки. Казалось бы, как много претенденток на эту роль!

Пробы Гурченко завалила. Режиссёр Эльдар Рязанов сначала сомневался, может ли эта молодая актриса вообще играть. Её игра казалась ему «слишком манерной». Иван Пырьев, могущественный руководитель киностудии, тоже морщился, считая её «кривляющейся». Казалось, судьба уже была решена — на роль выбрали совсем другую актрису - Людмилу Касьянову.

-2

Актриса, начав сниматься, показала всё, на что она была способна. Выяснилось, что это был её творческий потолок — профессионализма, глубины, развития роли — ничего не было.

И тогда режиссёр сделал дерзкий шаг. Он вернулся к этой молодой девушке, которая не произвела впечатления на пробах, — к Гурченко. Друг Рязанова, кинокритик Василий Катанян, записал в дневнике одну короткую, но ёмкую запись:

«Люся 1 – Касьянова заменена Люсей 2 – Гурченко. Замена произведена была ко всеобщему удовольствию».

Гурченко ухватила эту невероятную возможность обеими руками. Вторая, но очень важная попытка, и она не собиралась её упускать.

Как молодая актриса покорила режиссёра во второй раз

Когда Гурченко пришла на съёмочную площадку второй раз, она прекрасно понимала, что у неё нет права на ошибку. Молодая студентка не имела опыта, но у неё была колоссальная воля и желание. Рязанов наблюдал, как его сомнения начали таять.

Гурченко справилась с волнением так, как будто всю жизнь была готова к этому моменту. Её природная энергия, которая сначала казалась манерностью, вдруг заиграла новыми красками. Она была не актриса, которая «кривляется» на сцене, — она была живой девушкой, которая ощущала, дышала, искренне проживала роль.

Рязанов увидел потенциал, который он пропустил при первых пробах. Не было времени оплакивать упущенные возможности — нужно было работать, снимать, развивать этот талант. И режиссёр отдался этому с головой.

Первые дни в кино: Школа на площадке

Для Людмилы Гурченко съёмки «Карнавальной ночи» стали настоящей школой. До этого она имела совсем небольшой опыт в кино, и вот теперь её окружали профессионалы, артисты с огромным стажем. Рядом работал легендарный Игорь Ильинский, настоящий мастер комедии с многолетним опытом на сцене. Это была уникальная возможность учиться на ходу.

-3

Рязанов, хотя и был молодым режиссёром, требовал от всех — и от опытных артистов, и от Гурченко — полной отдачи. Многие сцены переснимались по несколько раз. Каждый кадр, каждое движение актрисы тщательно обсуждались, корректировались, оттачивались.

Гурченко быстро поняла, что нельзя просто «играть» перед камерой так, как она это делала в театре. Кино требует совсем другого — максимальной естественности

Съёмки проходили не в павильоне, а в интерьерах театра Советской Армии. Это создавало дополнительные сложности, но и придавало проекту масштабность. Площадка была тесной, душной, люди постоянно друг другу мешали. Летняя жара, огромные светильники, которые добавляли ещё тепла, — всё это испытывало физически актёров.

Театр Советской Армии
Театр Советской Армии

Сколько раз нужно было повторять один и тот же дубль, один и тот же диалог, пока режиссёр не находил нужное выражение лица, нужный тон голоса.

-5

«Пять минут»: Рождение легенды

И вот пришёл момент, когда на съёмочной площадке стали готовить финальный музыкальный номер. «Пять минут» — песня, которая потом войдёт в сердца миллионов. Композитор Анатолий Лепин и поэт Владимир Лифшиц вместе с Рязановым обсуждали замысел этого номера.

Сначала возникла мысль о пяти минутах до конца старого и начала нового года. Потом появилась идея: описать в тексте, что можно успеть за столь короткий период. Почему пять минут? Потому что именно столько остаётся до боя курантов, символизирующих приход нового года.

Декорация получилась потрясающей: гигантские часы, которые отсчитывают 5 минут до 12. Музыканты оркестра расположились рядом с циферблатом на разных уровнях. А главная героиня Леночка Крылова выходила прямо из часов и начинала петь, спускаясь в зал, подходя к разным столикам.

-6

Для Гурченко этот номер был настоящим испытанием. Ей нужно было и петь, и танцевать, и играть одновременно. Многие сложные эпизоды, включая сцену с исполнением песни, пришлось переснимать.

Когда песня, наконец, была снята так, как нужно было Рязанову, в этом пении звучала вся беззаботность молодости, вся надежда на перемены, вся энергия девушки, которая верит, что жизнь только начинается.

Её партию подпевали «поющие официантки» — трио сестёр Шмелёвых и женский квартет «Улыбка», но голос Гурченко явно доминировал в номере

-7

«Пять минут» стала хитом мгновенно после выхода фильма. Песня разлетелась по стране, её напевали везде — в квартирах, на улицах, на вокзалах. Она стала символом Нового года, праздничным гимном, который не забыли и по сей день, почти семьдесят лет спустя.

Закулисье и триумф на экране

Ильинский заметил, что молодая актриса обладает редким даром — её можно учить на ходу, у неё идеальное чувство сценического времени и партнёра. Когда они репетировали свои диалоги, когда он видел, как естественно она реагирует, как чувствует ритм комедии, — опытный мастер понял, что перед ним будущая звезда.

На одном из просмотров почти полностью отснятого фильма в маленьком кинозале студии присутствовали только трое: Игорь Ильинский, Эльдар Рязанов и Людмила Гурченко. Когда завершился просмотр, легендарный актёр обернулся к молодой девушке и произнёс пророческие слова:

«Чую… После этой картины ты будешь очень популярной. Так что готовься…»

Гурченко вздрогнула. Она никогда не была уверена в себе на сто процентов, хотя работала не покладая рук.

Съёмочный процесс: Трудности и находки

Съёмки длились всё лето 1956 года. Рекордный срок по тем временам — всего пять месяцев на полнометражный фильм! Обычно такие проекты снимали годами. Здесь всё было на пределе возможностей.

Нет кондиционеров, летняя жара, тесное пространство, постоянные ошибки и новые дубли. А режиссёр, молодой, энергичный, требовательный, не давал никому расслабиться.

Многие моменты, которые потом зрители видели в готовом фильме, рождались импровизационно, на месте. Например, эпизод с лектором по астрономии — человеком с портфелем, который поёт про Марс. Этого не было в первоначальном сценарии.

-8

Главная героиня, Леночка Крылова в исполнении Гурченко, шесть раз меняет платье в течение фильма. Все они — настоящий диоровский стиль. Белая меховая муфта, которую носит героиня в одной из сцен, покорила сердца каждой советской девушки. После выхода фильма в моду вошли шотландская клетка и свитера с оленями.

-9

Реакция зрителей: Мгновенная популярность

Когда фильм вышел в кинотеатры 28 декабря 1956 года, его никто не ждал и не рекламировал. И произошло невероятное.

Люди хлынули в кинотеатры. После долгих лет давления, когда искусство было жёстко регламентировано и контролировалось, вдруг появился фильм, в котором люди просто веселились, танцевали, пели, влюблялись. В котором даже критика бюрократизма звучала весело и шутливо, а не мрачно и устрашающе.

Билеты раскупались как горячие пирожки. Люди приходили на фильм по несколько раз — такое советское кино они давно не видели.

«Карнавальная ночь» побила все рекорды по посещаемости и стала лидером советского кинопроката 1956 года. По некоторым оценкам, её посмотрели около 48,64 миллиона человек.

А Людмила Гурченко вмиг стала звездой. Письма от поклонников завалили студию. Прессе хотелось интервью. На улице её узнавали и приветствовали. Несколько месяцев назад она была безвестной студенткой театрального училища, а теперь весь Советский Союз знал её в лицо.

Трамплин в большое будущее

Для Людмилы Гурченко роль Леночки Крыловой стала настоящим трамплином в большое кино. Это была третья её роль в кино, но первая главная, которая так резко изменила её жизнь.

Ее карьера оказалась плодотворной. Она снималась в десятках фильмов, работала с великими режиссёрами, получала разные роли — как комические, так и драматические.

-10

Прошло почти семьдесят лет. На стене столько раз висели новые календари. Люди, которые смотрели «Карнавальную ночь» в кинотеатрах тогда, уже ушли из жизни. Но фильм остался.

Но Людмила Гурченко до сих пор считается «лицом» новогоднего праздника в кино. До сих пор, когда наступает декабрь, когда люди начинают готовиться к Новому году, когда включают телевизор, — где-нибудь обязательно крутится эта картина. Огромные часы с белым циферблатом, молодая девушка, выходящая оттуда, её энергия, голос и улыбка.

Песня «Пять минут» стала символом, гимном, неотъемлемой частью русской культуры. Её поют дети, её напевают взрослые, на концертах и по радио. За семьдесят лет её исполнили десятки певцов и певиц. Но оригинал, исполнение Гурченко, остаётся волшебным, неповторимым.

А какая сцена из «Карнавальной ночи» больше всего запомнилась вам? И какая роль Гурченко осталась глубоко в вашем сердце? Делитесь в комментариях!