Найти в Дзене
barashe_haha

Почему мы любим фильмы, которые заставляют нас «додумывать» сюжет?

Что делает кино великим? Сюжет, актёры, спецэффекты, саундтрек, всё вместе? Вроде бы да, но порой даже самые качественные проекты не находят отклика у аудитории. Напротив, фильмы с открытым финалом, недосказанностью, множеством неразрешенных сюжетных линий и философской глубиной часто вызывают бурные обсуждения и остаются в памяти надолго. В отличие от историй, где каждая точка над «i» расставлена, такое кино предлагает не только развлечение с попкорном у экрана, но и умственную работу после ухода из кинотеатра/выключения телевизора. Именно после просмотра мы, пассивные зрители, превращаемся в активных соавторов режиссера, определяя, будет ли фильм забыт спустя 5 минут после просмотра, или запомнен и передан будущим поколениям как эталон качества. Почему же нас так цепляют истории с недосказанностью, открытыми финалами и многослойными метафорами? Почему простая и яркая история часто забывается сразу после просмотра, а та, что заставляет мозг шевелиться, остается с нами на годы? Кинемат
Оглавление

Что делает кино великим? Сюжет, актёры, спецэффекты, саундтрек, всё вместе? Вроде бы да, но порой даже самые качественные проекты не находят отклика у аудитории. Напротив, фильмы с открытым финалом, недосказанностью, множеством неразрешенных сюжетных линий и философской глубиной часто вызывают бурные обсуждения и остаются в памяти надолго.

В отличие от историй, где каждая точка над «i» расставлена, такое кино предлагает не только развлечение с попкорном у экрана, но и умственную работу после ухода из кинотеатра/выключения телевизора. Именно после просмотра мы, пассивные зрители, превращаемся в активных соавторов режиссера, определяя, будет ли фильм забыт спустя 5 минут после просмотра, или запомнен и передан будущим поколениям как эталон качества.

Почему же нас так цепляют истории с недосказанностью, открытыми финалами и многослойными метафорами? Почему простая и яркая история часто забывается сразу после просмотра, а та, что заставляет мозг шевелиться, остается с нами на годы? Кинематографисты намеренно используют разные приёмы, вызывающие глубокие размышления и чувство удовлетворения у зрителя. Давайте разберём это на конкретных примерах.

Статью можете расценивать как рекомендацию интересных фильмов — популярных, но которые уже начали забывать. Стареньких, но не постаревших. И некоторых таких, о которых забывать не следует.

Искусство недосказанности

Самый мощный инструмент в арсенале режиссера — это то, что он решает нам не показывать. Почему старые фильмы ужасов кажутся более пугающими, чем современные, несмотря на их впечатляющие спецэффекты? Всё дело в том, что даже самые передовые компьютерные технологии не могут превзойти нашу врожденную способность к воображению.

-2

Вспомним классику — «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999). Сказать, что это малобюджетное кино — это ничего не сказать. Это даже будет оскорблением малобюджетному кино. В «Ведьме» до титров постоянно сомнения, был ли там вообще бюджет. Непрофессиональные и дёрганые кадры, низкое качество записи видео и звука. Увидели бы это братья Вачовски, они бы заплакали, как девочки.

Однако это один из немногих фильмов, который наводит ужас не скримерами, расчленёнкой и даже не атмосферой. Он пугает тем, что мы не видим и не слышим. Ведьма ни разу не показывается на экране, но мы буквально чувствуем, что она где-то рядом. Актёры передают это «присутствие» идеально. Весь фильм — это тотальная импровизация троих талантливых людей, которые одной только своей паникой заразили и миллионы поклонников картины.

Для тех, кто не смотрел и понятия не имеет, о чём я. Фильм снят в псевдодокументальном стиле, возродив жанр найденной плёнки. Главные герои отправляются в лесную глушь, чтобы снять фильм о городской байке про ведьму. Они теряются и несколько дней скитаются, постоянно сталкиваясь с мистикой, которую и сами не понимают, и зрителю особо не показывают — камеры ужасные, фонарики тусклые. Например, они спят ночью в палатке и слышат, как снаружи смеются детишки, ломаются ветки, потом рушится их маленькое укрытие. Они в панике выбегают и впотьмах делают ноги от неопознанной угрозы. При этом через диалоги и визуальное отображение ничего непонятно: герои, может, и видели что-то, но побоялись это на камеру обсуждать или даже вслух проговаривать. А тем временем фонарик с трудом освещает окрестности, дыхание сбивается, и зритель в абсолютных непонятках. Но оттого и страшно.

Фантазия — наш верный друг и злейший враг. Мозг, получая скудные данные такого рода, начинает достраивать образ самого страшного монстра, который только может представить. Для одного это древняя старуха с когтями, для второго — бестелесная демоническая сущность, для третьего — маньяк. Режиссёр предоставил нам каркас, а мы сами наполнили его плотью и кровью из собственных фобий. Этот монстр будет уникальным для каждого, кто вышел из кинозала, и поэтому — в разы страшнее любого стандартного голливудского чудовища.

Однако достраивание страшного образа работает не только в хорроре. Сейчас порекомендую очень классный, но очень старый фильм. В «Процессе» (1962) Орсона Уэллса, основанного на одноимённом романе Франца Кафки, мы погружаемся в бюрократический абсурд. Главного героя обвиняют непонятно в чём, непонятно кто, непонятно зачем. Пытаясь разобраться в ситуации, получается нечто вроде детектива, показывающего пороки подавляющей человека иррациональной бюрократической системы. Если описать фильм одним прилагательным — он некомфортный. Не только из-за сюжета, гениальной режиссуры Уэллса и несовершенства картины в техническом аспекте (как-никак ему больше 60-ти лет, и он чёрно-белый). Он некомфортный, потому что мы, сопереживая главному герою, сами чувствуем себя потерянными и загнанными в угол из-за отсутствия чётких правил игры. Недосказанность делает своё дело, и чувство тревоги не оставляет зрителя все 2 часа хронометража. Несмотря на древность фильма — он даже сейчас может пощекотать нервы любому, тем более с учётом актуальности его смыслов.

Более современный и не самый заезженный пример — «Подозрительные лица» (1995) Брайана Сингера. В нём тоже идёт расследование, и, как и в предыдушем примере, антагонист не показывается прямо. К концу просмотра каждый зритель придёт к своему умозаключению, исходя из способности доверять и сомневаться.

Заметьте — к недосказанности прибегают только топовые сценаристы и режиссёры. На это нужна определённая смелость, потому что после выхода из кинотеатра зритель будет достраивать сюжет сам. И здесь высок риск вызвать на себя лавину критики. По этой причине недосказанность можно считать актом доверия режиссёра к зрителям.

Однако интерес к незавершённому — это не новинка, принесённая кинематографом. В психологии есть явление, называемое «Эффектом Зейгарник». Открыла его советская учёная, и суть его заключается в том, что человек лучше запоминает незавершённые действия, чем завершённые. Незаконченный сюжет создаёт когнитивное напряжение, которое наш мозг стремится разрешить. Мы не можем просто выкинуть фильм из головы — он будет циркулировать в наших мыслях, пока мы не придём к своему варианту его завершения.

-3

Знаете лайфхак: «если у вас в голове играет песня, от которой вы хотите избавиться — доиграйте её до конца»? С фильмами точно такая же ситуация.

Однако это не единственный «подарочек» от человеческого мышления, которым пользуются при создании кассового кино.

Разгадай загадку — получи вознаграждение

На наше счастье мозг устроен так, что мы получаем удовольствие от процесса поиска информации. Знаете, если человек добивается многого, то на пути к цели скорее празднует маленькие победы, тогда как большой триумф воспринимает как нечто само собой разумеющееся. Если перенести эту схему на фильмы — она повторится в точности. Самый пик удовольствия наступает не в момент получения ответа на наши вопросы, а в момент предвкушения решения и его самостоятельного нахождения. Момент, когда все пазлы встают на место в нашей голове, вызывает катарсис и приятное озарение.

Просматривая в уме возможные варианты развития событий, мы тренируем префронтальную кору, отвечающую за планирование и моделирование будущего. Полезная когнитивная тренировка. Можете даже небольшой тест провести — если не смотрели, советую «Шестое чувство» (1999).

Жизнь — тоже незавершённая штука

Вернёмся к философии. Жизнь — тоже своего рода незаконченная штука с неудобным открытым финалом. Отношения заканчиваются без объяснения причин, друзья расходятся, а мотивы поступков окружающих остаются загадкой. Фильмы с открытым финалом честнее отражают эту реальность, чем классические истории с хеппи-эндом.

-4

Отсутствие внятной концовки — один из основных способов для режиссера подчеркнуть философскую составляющую картины. Можно, конечно, в хронометраж вставлять пафосные диалоги о вечных ценностях и морали, но оставить зрителя после просмотра сводить самого себя с ума от мыслей гораздо лучше. «Нефть» (2007) Пола Томаса Андерсона не приводит к сказочному концу: добро не побеждает зло, алчность не получает наказания, лицемерие получает, но сомнительным образом. Финал не ставит точку истории, а скорее оставляет зрителя теряться в догадках о судьбе нашего предпринимателя и поднимает вопросы о человеке и Боге, оправданности наших действий, чести и совести. Пища для размышлений на недели вперёд — прекрасный предлог для повышения обсуждений фильма и определяющий пункт кассовости проекта. Из этого тезиса прямо вытекает следующий.

Социальный аспект

Люди смотрят фильмы по-разному. Если раньше о достижениях синематографа можно было узнать в кинотеатре, со слов знакомых или, будучи сказочно богатым, на частных показах, то сейчас достаточно включить любое устройство с возможностью просмотра видео (здесь могла быть реклама, но нет). Вуаля, ближайшие несколько часов вы можете отдыхать, погрузившись в видение режиссёра, совершенно одни.

Однако социальный аспект просмотра никуда не ушёл. Люди обожают делиться с близкими тем, что им понравилось. Чем больше эмоций или пищи для размышлений — тем больше шансов, что о картине узнают. А уж если что-то нужно «додумать» после просмотра — бурные дискуссии гарантированы.

-5

В этой связи хочется вспомнить фильм «Выживут только любовники» (2013), который произвёл впечатление на фанатов не только вампирской тематики, но и тех, кто изучает искусство. Будучи сюжетно простой, картина привлекла внимание к проблемам современного общества, исчезновения культурного наследия и места человека в истории. Теории, споры, фан-арт — всё это продлевает жизнь кино далеко за пределы времени его просмотра.

На этой почве мощное развитие получили сериалы. Дробление на эпизоды и растягивание проекта — идеальная схема, которая позволяет поддерживать интерес в течение нескольких месяцев/лет/десятилетий, вызывая практически не затихающие обсуждения. Примеров здесь можно подобрать немерено — за это спасибо телевидению. Сейчас появилась новая тенденция — выпускать сезон целиком (за что спасибо Netflix). Это логичный переход от телевидения к стриминговым сервисам, который вовсе не убил активные обсуждения в социальных сетях, а только подзадорил. Вспомним хотя бы «Игру в кальмара» (2021-2025) — тема о капитализме и экономическом неравенстве и без того вечна, а их приятная упаковка в качественный проект просто не могла не привлечь массовое внимание. Здесь всё тоже очень логично: находя единомышленников, разделяющих вашу теорию, вы чувствуете себя частью сообщества, частью «посвященных», которым открылась та или иная истина. Это создает мощную эмоциональную связь как с произведением, так и с другими зрителями.

Подытожим. Почему мы любим фильмы, которые заставляют нас «додумывать» сюжет? Это глубинная потребность нашей психики в активности, осмыслении и соучастии. Уважая интеллект зрителя, режиссёр даёт нам право на изобретение новых трактовок по мере изменения нашего собственного жизненного опыта.