Найти в Дзене
Шагающий экскаватор

Филип Дик, «ВАЛИС»

Страниц: 300 Оценка: 6/10 Первое издание: 1981 г. Увлекательность: 5/10 Прописанность героев: 6/10 Сюжет: 5/10 Глубина: 8/10 Эмоции: 5/10 Идея: 6/10 Вы представить себе не можете, сколько раз я пожалела в процессе, что взяла эту книгу, и как её возненавидела. И всё при том, что Филипа Дика я люблю безудержно. Однако «ВАЛИС» оказался очень крепким орешком. Это адская смесь религии, «Муравечества» и «Убика». Начинается роман вполне обыденно, хотя уже и тогда можно было заподозрить неладное. Рассказчик повествует нам о Толстяке-Лошаднике, его грусти от самостоятельного антиоживления подруги, от неудавшегося брака. И тут мелькает фраза: «Я – Толстяк-Лошадник, однако пишу эти записки от третьего лица ради того, чтобы добиться столь необходимой объективности». Я не придала этому особого значения. Однако дальше взаимодействие рассказчика и Толстяка-Лошадника начало развиваться так, словно они полноценно общаются, а затем ещё добавилось несколько героев, которые как будто тоже часть это

Страниц: 300

Оценка: 6/10

Первое издание: 1981 г.

Увлекательность: 5/10

Прописанность героев: 6/10

Сюжет: 5/10

Глубина: 8/10

Эмоции: 5/10

Идея: 6/10

Вы представить себе не можете, сколько раз я пожалела в процессе, что взяла эту книгу, и как её возненавидела. И всё при том, что Филипа Дика я люблю безудержно. Однако «ВАЛИС» оказался очень крепким орешком. Это адская смесь религии, «Муравечества» и «Убика».

Начинается роман вполне обыденно, хотя уже и тогда можно было заподозрить неладное. Рассказчик повествует нам о Толстяке-Лошаднике, его грусти от самостоятельного антиоживления подруги, от неудавшегося брака. И тут мелькает фраза: «Я – Толстяк-Лошадник, однако пишу эти записки от третьего лица ради того, чтобы добиться столь необходимой объективности». Я не придала этому особого значения. Однако дальше взаимодействие рассказчика и Толстяка-Лошадника начало развиваться так, словно они полноценно общаются, а затем ещё добавилось несколько героев, которые как будто тоже часть этой личности. Я начала что-то подозревать.

Книга посвящена тому, что герои — которые на самом деле один человек — разговаривают о религии и ищут некое божественное начало. Толстяк-Лошадник рассказывает о его контакте с ВАЛИСОМ — VALIS — Vast Active Living Intelligence System, который посылает ему розовым лазерным лучом указания из космоса.

И, на самом деле, это автобиографичный роман. Филип Дик здесь описывает контакт, который, как он верил, произошёл у него в 1974 году. Тогда некая сущность якобы наградила его мистическим знанием. При этом он пытается переосмыслить этот опыт через героя Толстяка-Лошадника и ВАЛИС.

Филипу Дику в видении открылось, что у сына, который живёт отдельно с бывшей женой писателя, проблемы со здоровьем — грыжа, и он настоял на том, чтобы показать мальчика врачу. На приёме оказалось, что догадки Дика верны, и благодаря срочной операции ребёнку спасли жизнь. Так писатель уверился в том, что ему открылись какие-то божественные откровения, и он даже начал писать трактат по собственной религии на восемь тысяч страниц — «экзегезу».

«ВАЛИС» — это художественное изложение этой самой экзегезы. То есть, по сути, мы читаем о мистическом опыте гениального, но не совсем здорового психически человека.

Сюжет здесь какой-никакой присутствует, но он тонет под метафорами и метафизическими переживаниями героя/героев, которые порой сложно приземлить на понятную реалистичную почву. По уровню дереализации для меня это похоже на «Муравечество», но там я довольно неплохо справлялась с тем, чтобы всю эту калейдоскопичность понять. Здесь всё не так. Здесь во главе мистический опыт автора-рассказчика, а логику лучше не искать. Например — думаю, вы не сочтёте это за спойлер — в конце Толстяка-Лошадник уезжает искать мессию и присылает остальным личностям, оставшимся в США, письма.

В общем, я считаю это скорее большим эссе, автобиографией, но не художественным произведением. К «ВАЛИСУ» нужно подходить готовым к чтению подобного уровня и подготовленным. Это совершенно не про удовольствие от сюжета и прописанных героев.