Заметила, что мои викторины с угадыванием товаров и услуг у товарных знаков многим нравятся. Решила подробнее рассказать, почему одни «общеупотребимые» слова можно зарегистрировать в качестве товарных знаков, а другие - нет.
🖋 Роспатент при анализе обозначений на возможность регистрации (и словесных, и изобразительных, и всех иных) условно делит их на 3 большие группы:
- описательные,
- ложные (вводящие в заблуждение),
- фантазийные.
🔹 Описательные (пп.1-4 п. 1 ст. 1483 ГК) – прямо указывают на товар/услугу, на вид, качество, свойства, материал, назначение, цену. Такие элементы должны оставаться в свободном обороте для всех предпринимателей.
➡️ «Молоко» для молока.
🔹 Ложные или вводящие в заблуждение (пп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК) – потребитель может быть обманут или введен в заблуждение, если увидит обозначение на «ненадлежащем» товаре/услуге.
➡️ «Парикмахерская» для услуг ремонта техники.
🔹 Фантазийные – обозначение не указывает прямо на товар/услуг и не вводит в заблуждение, порождает у потребителей различные ассоциации. Это может быть как реально существующее слово, так и вымышленное, вновь придуманное или образованное.
➡️ «Аквалор», «Индилайт», «Apple».
А теперь самое интересное: магия контекста! 🎩
Одно и то же слово для разных товаров и услуг может быть признано как описательным, так и ложным, так и фантазийным.
Давайте на примерах, так будет интереснее.
1️⃣ Словосочетание «Контурная карта»:
▪️ будет описательным для производства такой печатной продукции как контурные карты,
▪️ но ложным для других подобных товаров, например, для энциклопедий.
▪️ А вот для юридических услуг – фантазийное (ТЗ № 1154067).
2️⃣ Или, например, обозначение «POPCORN».
▪️ Для попкорна – описательное,
▪️ для молока – ложное,
▪️ а для одежды – фантазийное (ТЗ №1162241).
3️⃣ И еще один – «The Piano».
▪️Несложно догадаться, что для производства пианино такое обозначение будет описательным,
▪️ а вот для баянов или скрипок - ложным.
▪️ Но зато мы можем зарегистрировать подобное слово для косметики (ТЗ № 1154018).
❓ Где грань между ложностью и фантазийностью?
В Регламенте Роспатента по регистрации товарных знаков есть мудрёная фраза:
Предполагаемая ложная ассоциация обозначения относительно конкретных товаров и услуг, не обладающая признаками правдоподобности, сама по себе придает обозначению фантазийный характер. Регистрация таких обозначений возможна
Объясню проще.
Если связь между словом и товаром настолько абсурдна, что ни один здравомыслящий человек в нее не поверит — значит, оно фантазийное и его можно регистрировать.
➡️ Например, «СЛАДКАЯ ВАТА» для одежды.
Никто же не подумает, увидев такое словосочетание на бирке кофты, что она сделана из сахара?
💬 Да, снова все упирается в субъективное восприятие. Часто вопрос решается исходя из здравого смысла и логики, но иногда доходит и до оспаривания в суде.
❤️ Лайк, если было полезно и интересно.
Буду очень рада вашей активности: пишите комментарии, ставьте лайки и делитесь с друзьями!
А если еще не подписаны, то обязательно подпишитесь! У меня много интересного 😊
📞 У меня также есть и другие соцсети: