Найти в Дзене

Искусство оратора - держать и отпускать

Страх, который сидит в каждом, кто хотя бы раз выходил выступать перед публикой. Это страх потери контроля. Мы долго выстраиваем речь: выверенные тезисы, отточенные формулировки, заранее продуманные паузы и жесты. Мы сжимаем в руках невидимый руль и ведем свою речь по заданному маршруту, не позволяя себе свернуть. Потому что кажется: отпустишь - и всё рассыплется. Забыл тезис, запнулся, задали неудобный вопрос - катастрофа. Мы управляем каждым словом, каждым вздохом, пытаясь подчинить себе не только свою речь, но и реакцию зала. Но разве это возможно? И возможно ли окончательно подготовиться к публичному выступлению? Ответ - нет! Мы никогда не будем достаточно готовы! Но хорошие ораторы - и те, что на сцене, и те, что вдохновляют нас в жизни и с экрана, - владеют другой, более глубокой магией. Их секрет в том, чтобы в нужный момент… отпустить руль. Представьте, что вы говорите с человеком в последний раз. Что происходит с вашей речью? Она мгновенно преображается. Исчезает нарочитая п

Страх, который сидит в каждом, кто хотя бы раз выходил выступать перед публикой. Это страх потери контроля. Мы долго выстраиваем речь: выверенные тезисы, отточенные формулировки, заранее продуманные паузы и жесты. Мы сжимаем в руках невидимый руль и ведем свою речь по заданному маршруту, не позволяя себе свернуть. Потому что кажется: отпустишь - и всё рассыплется. Забыл тезис, запнулся, задали неудобный вопрос - катастрофа. Мы управляем каждым словом, каждым вздохом, пытаясь подчинить себе не только свою речь, но и реакцию зала. Но разве это возможно? И возможно ли окончательно подготовиться к публичному выступлению? Ответ - нет! Мы никогда не будем достаточно готовы!

Импровизационная работа на камеру
Импровизационная работа на камеру

Но хорошие ораторы - и те, что на сцене, и те, что вдохновляют нас в жизни и с экрана, - владеют другой, более глубокой магией. Их секрет в том, чтобы в нужный момент… отпустить руль.

Представьте, что вы говорите с человеком в последний раз. Что происходит с вашей речью? Она мгновенно преображается. Исчезает нарочитая правильность, уходит сухое следование плану. Появляется что-то неуловимое, но самое важное - подлинность. Вы уже не декламируете заученный текст, вы говорите. Говорите от сердца к сердцу. Вы смотрите в глаза не безликой аудитории, а живых людей, каждый из которых уникален. Вы позволяете себе отклониться от сценария, чтобы откликнуться на энергию зала, вступить в безмолвный диалог.

Я призываю вас говорить с каждым человеком так, будто вы видите его в последний раз в жизни! Тогда у вас к нему будет бережное отношение и тогда вы будете говорить только самое важное, чтобы принести ему максимальную пользу.

Это и есть высшее ораторское искусство - баланс между железной дисциплиной и смелой свободой. Вы должны управлять структурой, логикой, главной идеей. Это ваш каркас, ваш корабль. Но наполнять его жизнью нужно, отпуская контроль над каждым отдельным словом, доверяя своему чутью и моменту.

Когда оратор отпускает руль идеальной речи, он открывается для естественности звучания. Его голос становится живым голосом! Его жесты рождаются не из зубрёжки, а из порыва души. Он не боится честной паузы, потому что в ней - размышление, которое он делит с залом. Он не читает лекцию, он ведет беседу, даже если говорит один, и в этой беседе есть место для тишины, для эмоции, для непредвиденного.

Так рождается магия, которая превращает простое выступление в событие. Людей напрягаю безупречные выученные фразы, они ищут личность с ее не идеальностью. Их убеждает не логика, пропущенная через призму тотального контроля, а искренность, рожденная смелостью быть собой перед всеми.

Тренинг «Экспертная речь»
Тренинг «Экспертная речь»

Почему дети-отличники, которых приводят к нам в медиашколу - скучно слушать? Потому что у них идеальная память, но часто отсутствует навык импровизационной речи. Им везде и всегда нужна подготовка. Но жизнь - это не стих, выученный наизусть! Слово - это творение. Творение именно в этом моменте. Без подготовки.

Выступление в РГГУ с тренингом по ораторскому искусству
Выступление в РГГУ с тренингом по ораторскому искусству

С чем мы сталкиваемся при работе на интервью у актёров! Молодые ребята умеют только зазубривать тексты, но совершенно не могут отвечать на вопросы экспромтом в моменте. Даже много читающие люди, к сожалению, не владеют навыком свободного живого говорения из-за отсутствия речевой практики. Устная и письменная речь - это два совершенно разных навыка, которые нужно с одинаковым усердием тренировать. В устной речи мы развиваем мышечную память речевого аппарата и если читать книги молча, то словарный запас пополняется лишь в письменном слове.

Так что выходите на сцену или просто вступайте в важный разговор. Говорите и говорите! Держите крепко руль своей подготовки и ответственности. Но будьте готовы в нужный миг разжать пальцы и отпустить его, чтобы ваше слово стало не управляемым механизмом, а живым, дышащим созданием, способным тронуть чье-то сердце. Ведь по-настоящему говорят не тогда, когда контролируют каждую запятую, а тогда, когда встречаются с другим человеком в последний, и оттого единственно важный, раз.