Найти в Дзене

Совершенствование управления маркетингом в организации (на примере ОАО «Хлебзавод №5»). Курсовая работа.

Данная курсовая работа посвящена комплексному исследованию теоретических основ и практических аспектов управления маркетингом организации. В качестве объекта исследования выступает маркетинговая деятельность ОАО «Хлебзавод №5». Работа раскрывает ключевые цели, задачи и систему принципов управления маркетингом, формируя теоретическую базу для дальнейшего анализа. В практической части проводится детальный анализ маркетинговой деятельности предприятия, включая его организационно-экономическую характеристику, оценку рыночной среды, конкурентных позиций с помощью SWOT-анализа, а также стратегических направлений развития. На основе полученных данных разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии ОАО «Хлебзавод №5» с целью реализации принципа стратегической ориентации, повышения конкурентоспособности и увеличения доли рынка. Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Получить консультацию:
Оглавление
  • Предмет: Маркетинг
  • Вид работы: Курсовая работа с практической частью
  • Тема: Совершенствование управления маркетингом в ОАО «Хлебзавод №5».
  • Общий объем курсовой работы: 50 страниц
  • Количество таблиц: 11.
  • Количество рисунков: 7.

Данная курсовая работа посвящена комплексному исследованию теоретических основ и практических аспектов управления маркетингом организации. В качестве объекта исследования выступает маркетинговая деятельность ОАО «Хлебзавод №5». Работа раскрывает ключевые цели, задачи и систему принципов управления маркетингом, формируя теоретическую базу для дальнейшего анализа. В практической части проводится детальный анализ маркетинговой деятельности предприятия, включая его организационно-экономическую характеристику, оценку рыночной среды, конкурентных позиций с помощью SWOT-анализа, а также стратегических направлений развития. На основе полученных данных разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии ОАО «Хлебзавод №5» с целью реализации принципа стратегической ориентации, повышения конкурентоспособности и увеличения доли рынка.

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Получить консультацию: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления маркетингом организации

1.1 Цели и задачи маркетинга организации

1. 2 Система принципов управления маркетингом организации

Глава 2. Анализ реализации принципов управления маркетингом в ОАО «Хлебзавод №5»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2. Анализ маркетинговой деятельности и стратегических направлений развития ОАО «Хлебозавод №5»

2.3 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии предприятия в целях реализации принципа стратегической ориентации

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы исследования. В условиях совершенствования экономической системы особую значимость приобретают вопросы, связанные с развитием предприятий в соответствии с законами и требованиями, определяемыми сущностью и принципами рыночного хозяйствования.

Маркетинг - один из основополагающих видов деятельности участников рынка. Делового успеха не добиться, если не знать до тонкостей состояние и перспективы рынка, его важнейших сегментов, нужды и запросы потребителей в рамках целевого рынка. Необходимо создать товар или услугу с нужными потребительскими свойствами; посредством оптимальной цены донести до потребителя идею ценности товара; найти умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным публике, рекламировать товар таким образом, чтобы потребители о них знали максимум и захотели его приобрести.

В настоящее время в России продолжается активный процесс внедрения маркетинга в предпринимательскую деятельность, что способствует повышению эффективности функционирования предприятий. Однако, несмотря на то, что маркетинг уже вошел в практику большинства российских компаний, из-за бессистемности этой работы эффект от нее становится все скромнее по мере развития рынка и усиления конкуренции.

Проблема формирования и развития маркетинговой деятельности предприятий находится в ряду наиболее важных теоретических и практических аспектов экономического развития. Однако исследования показывают, что главным фактором, препятствующим эффективной маркетинговой деятельности предприятий, является ее недостаточная разработка или отсутствие. Это связано не только с масштабностью и сложностью решаемых экономических и технологических задач, но и продолжающимися попытками значительной части руководителей решать принципиально новые задачи старыми методами.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что существует необходимость совершенствования маркетинговой деятельности российских предприятий, основанной на передовом опыте развитых стран, с учетом специфики российской экономической практики.

Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ управления маркетинговой деятельностью конкретного предприятия, направленный на разработку мероприятий по его совершенствованию.

В соответствии с обозначенной целью в работе ставился ряд следующих задач:

- рассмотреть цели и задачи маркетинга организации;

- изучить систему принципов управления маркетингом организации;

- проанализировать организационно-экономическую характеристику предприятия;

- провести анализ маркетинговой деятельности и стратегических направлений развития ОАО «Хлебозавод №5»;

- предложить рекомендации по совершенствованию маркетинговой стратегии предприятия в целях реализации принципа стратегической ориентации.

Объект исследования - маркетинговая деятельность ОАО «Хлебозавод №5».

Предмет исследования - совокупность организационных, экономических и управленческих отношений, складывающихся в процессе управления маркетинговой деятельностью исследуемого предприятия.

Теоретико-методологической основой курсовой работы послужили методология и методы, представленные в трудах ведущих зарубежных и отечественных экономистов по проблемам: маркетинга, сбыта, планирования и организации управленческой деятельности на предприятии.

При подготовке работы были использованы монографический, абстрактно-логический, графический, аналитический, экономико-математический методы исследования.

Глава 1. Теоретические основы управления маркетингом организации

1.1 Цели и задачи маркетинга организации

Маркетинг - активная форма предпринимательской деятельности. Благодаря маркетингу предприниматель должен пожертвовать частью своего рынка, но зато снижается уровень риска, и, в конечном счете, даются определенные гарантии успеха. Рассмотрим мнения других авторов о сущности маркетинга.

«Маркетинг, - пишет американский экономист Т. Левитт, - представляет собой нечто большее, чем просто проталкивание на рынок товаров и услуг. Это прямая задача сбыта. Маркетинговая деятельность более многообразна. Таким образом, сбыт в широком смысле есть односторонний процесс - его цель предложить товар, который, по мнению фирмы, покупатель должен приобрести. Маркетинг - двусторонний процесс, направляющий в распоряжение фирмы информацию о желаниях покупателя с тем, чтобы фирма могла разработать и предложить ему необходимые товары или услуги. При этом фирма должна, конечно, выполнять и остальные свои функции - по установлению цен, упаковке, обслуживанию, рекламе и доставке товаров»[1].

В этом определении, в отличие от предыдущего, акцент сделан на то принципиально новое, что вносит маркетинг в коммерческую деятельность по доведению произведенного товара до конечного потребителя и его реализации, а именно: усиление обратных связей, влияние конечного потребителя на формирование структуры производства.

Таблица 1 - Основные принципы маркетинга

Таблица 1 - Основные принципы маркетинга
Таблица 1 - Основные принципы маркетинга

1.2 Система принципов управления маркетингом организации

Для различных торговых марок используют различные элементы структуры маркетинга, конечный результат зависит от того, насколько компетентно они используются в пределах средств, выделенных на маркетинг.

Имеются два основных положения маркетинга:

- товар, который продается по конкурентно низким ценам, распространяет сам себя на рынке;

- рыночный успех высококачественного (дорогого) товара с конкурентоспособной ценой зависит от эффективного маркетинга.

Если до недавнего времени отечественная коммерция была ориентирована на производство и распределение товара, а отдел сбыта распределял то, что произведено производством, то сегодня положение изменилось. Предприятие обнаружило, что просто продавать то, что оно производит, недостаточно эффективно. Следует производить то, что является дефицитом рынка, неудовлетворенным спросом, и приоритет в этом случае за пожеланиями и потребностями потребителей. Для анализа и удовлетворения спроса начали создавать специализированные предприятия сбыта - маркетинговые службы. Маркетинг стал средством взаимной увязки потребностей покупателя, созданных товаров, удовлетворяющих этой потребности, и соответствующей прибыли изготовителей и продавцов.

Базовые принципы маркетинга, использование которых позволяет преодолеть большинство препятствий по доставке и сбыту продукции покупателям, включают:

- структуру маркетинга (основной принцип);

- торговый маркетинг;

- розничную (оптовую) торговлю;

- рынок и его сегментацию;

- торговый потенциал (сбыт);

- продажу как функцию торговли[1].

Эти принципы образуют цепь, составляющую маркетинг. Одно слабое звено и цепь рвется, программы, проекты, компании проваливаются, а может лопнуть и фирма.

Глава 2. Анализ реализации принципов управления маркетингом в ОАО «Хлебзавод №5»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

ОАО «Хлебозавод №5» - крупнейший в Южном федеральном округе хлебозавод имеет славную историю, неразрывно связанную с жизнью страны. Традиции, опыт и неизменное следование стандартам качества - тот производственный фундамент, который позволил коллективу выстоять и сохранить завод в тяжелые перестроечные времена. Новые перспективы развития открылись перед заводом в 2012 году с вхождением в состав АПК «Стойленская Нива», объединяющего хлебопекарные предприятия в разных регионах России. Сегодня ОАО «Хлебозавод №5» уверенно занимает лидирующие позиции по выпуску вкусных и полезных хлебобулочных изделий в Волгоградской области. С конвейеров завода каждые сутки сходит более 80 тонн любимой горожанами продукции. Завод работает в несколько смен и выпускает более 100 товарных наименований. Особое внимание уделяется модернизации производства. Став частью хлебопекарного дивизиона АПК «Стойленская Нива», Хлебозавод №5 усилил свои позиции в отрасли и на рынке хлебобулочных изделий.

Рис. 1. Организационная структура управления ОАО «Хлебозавод №5»
Рис. 1. Организационная структура управления ОАО «Хлебозавод №5»

Отдел маркетинга ОАО «Хлебозавод №5» был создан в 1999 г. Маркетинг формирует вектор развития компании. Это целая философия ведения бизнеса компании, которая помогает ставить перед ней правильные цели и находить оптимальные пути их достижений.

Таблица 3 - Функции и задачи отдела маркетинга ОАО «Хлебозавод №5»

Таблица 3 - Функции и задачи отдела маркетинга ОАО «Хлебозавод №5»
Таблица 3 - Функции и задачи отдела маркетинга ОАО «Хлебозавод №5»

Организационная структура службы маркетинга показана на рис. 4.

Рис. 4. Организационная структура службы маркетинга ОАО «Хлебозавод №5»
Рис. 4. Организационная структура службы маркетинга ОАО «Хлебозавод №5»

2.2. Анализ маркетинговой деятельности и стратегических направлений развития ОАО «Хлебозавод №5»

Основная общая цель организации (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство.

Миссию ОАО «Хлебозавод №5» можно сформулировать следующим образом: «Максимальное удовлетворение потребности населения г. Волгограда в качественной и доступной продукции хлебопечения».

Стратегия формулирует основные цели ОАО «Хлебозавод №5», пути их достижения таким образом, чтобы обеспечить единую направленность действий всего коллектива рассматриваемой организации.

Маркетинговая стратегия ОАО «Хлебозавод №5» заключается в долгосрочном согласовании возможностей предприятия с ситуацией на рынке, то есть в согласовании внутренней и внешней сред деятельности предприятия.

В основе стратегии маркетинга лежат пять стратегических концепций:

- выбор целевых рынков;

- сегментация рынка, то есть выделение конкурентных целевых рынков в рамках совокупного;

- выбор методов выхода на них;

- выбор методов и средств маркетинга;

- определение времени выхода на рынок.

Рассмотрим ключевые факторы – основные элементы макросреды ОАО «Хлебозавод №5».

Численность населения Волгоградской области по данным Росстата составляет 2 545227 чел.

При дальнейшем исследовании, в результате наблюдения и опроса покупателей, была проведена демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий по возрастному признаку отдельно для каждой цены (см. табл. 6).

Таблица 6 - Демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий

Таблица 6 - Демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий
Таблица 6 - Демографическая сегментация рынка хлебобулочных изделий

На основе компонентного анализа сильных и слабых сторон построена матрица «существенность – эффективность» (см. табл. 7).

Таблица 7 - Матрица «существенность – эффективность»

Таблица 7 - Матрица «существенность – эффективность»
Таблица 7 - Матрица «существенность – эффективность»
Рис. 5 Стратегия ОАО «Хлебозавод №5» по выходу на новые рынки
Рис. 5 Стратегия ОАО «Хлебозавод №5» по выходу на новые рынки