Найти в Дзене

Гайд: всё, что нужно знать владельцам, экспертам и маркетологам о приёмах захвата и удержания внимания в онлайн-школах

Без него не работает ни один модуль, не выполняется ни одно знание, не появляется результат у ученика. Онлайн-образование базируется не на платформе и не на маркетинге, а на правильной работе с вниманием аудитории. Без него не работает ни один модуль, не выполняется ни одно знание, не появляется результат у ученика. Проблема в том, что внимание стало самой дорогой валютой онлайн-мира. Исследование Microsoft показало: средняя продолжительность фокуса у взрослого человека сократилась с 12 секунд в 2000 году до 8 секунд в 2025. Для владельцев школ это не абстрактная цифра, а деньги, которые теряются. 8 секунд — это время «пути» потенциального ученика от вашего лендинга до заявки, от открытия чек-листа и до его чтения. Когда внимание не удерживается правильно, падает доходимость, не выполняются задания, а значит, падает LTV и другие ключевые показатели. Хорошая новость в том, что внимание можно выстраивать системно, точно так же, как вы выстраиваете воронку продаж. Для этого нужны чёткие п
Оглавление
Без него не работает ни один модуль, не выполняется ни одно знание, не появляется результат у ученика.
Без него не работает ни один модуль, не выполняется ни одно знание, не появляется результат у ученика.

Онлайн-образование базируется не на платформе и не на маркетинге, а на правильной работе с вниманием аудитории. Без него не работает ни один модуль, не выполняется ни одно знание, не появляется результат у ученика.

Проблема в том, что внимание стало самой дорогой валютой онлайн-мира. Исследование Microsoft показало: средняя продолжительность фокуса у взрослого человека сократилась с 12 секунд в 2000 году до 8 секунд в 2025.

Для владельцев школ это не абстрактная цифра, а деньги, которые теряются. 8 секунд — это время «пути» потенциального ученика от вашего лендинга до заявки, от открытия чек-листа и до его чтения. Когда внимание не удерживается правильно, падает доходимость, не выполняются задания, а значит, падает LTV и другие ключевые показатели.

Хорошая новость в том, что внимание можно выстраивать системно, точно так же, как вы выстраиваете воронку продаж. Для этого нужны чёткие приёмы: захват → удержание → закрепление. В этой статье мы разберём, как сделать ваш онлайн-курс и/или урок таким, чтобы его слушали, запоминали и рекомендовали.

Как работает внимание

Чтобы управлять вниманием, нужно понимать, из чего оно состоит. Психологи выделяют три типа внимания:

  • Непроизвольное — реакция на новое, яркое, неожиданное. Именно поэтому реальная история, острый и актуальный вопрос и/или интересный факт в начале онлайн-урока работают лучше стандартного приветствия аудитории и рассказа «Кто я и зачем вы сюда пришли». Способы захвата внимания в первые минуты урока мы разберём ниже.
  • Произвольное — осознанное усилие слушателя. Возникает, когда у человека есть цель и мотивация. Пример: ученик хочет улучшить навык продаж, и вы с первых минут показываете, как ваш урок поможет именно в этом.
  • Эмоциональное — состояние, когда человек заинтригован, потому что ему действительно интересно. Это состояние так называемого «потока», где внимание удерживается само по себе.

Важно: мозг удерживает интерес к информации, если она вызывает эмоцию, новизну и личную значимость. То есть, чтобы удерживать внимание, в первую очередь нужно давать ученику смысл, вызывать определённое чувство.

Для продюсеров, экспертов и методологов онлайн-курсов это значит, что:

  • нельзя строить лекции только на логике и плане урока;
  • нужно встраивать механики работы с эмоциями — историю, пример, вопрос; что-то такое, что пробудет интерес даже у тех, кто пришёл просто послушать;
  • важно связывать материал с контекстом ученика, то есть, отвечать на вопрос «Как эти знания и навыки помогут ученику в его жизни и бизнесе?».

Например, если вы обучаете SMM-специалистов, не стремитесь погружать учеников в теорию сразу после начала урока. Вместо этого попробуйте начать с вопроса:«Почему, несмотря на регулярный постинг, у вас всё ещё 200 просмотров?» или «Почему вы можете повторить тренд точь-в-точь, но просмотров у вас будет мало?» Так вы сразу активируете произвольное внимание — человек ищет ответ на свой реальный запрос.

Сценарий продающей и полезной лекции

Ключ к сильной лекции — не постоянная импровизация и даже не активная работа с аудиторией, а сценарий. Для этого есть пошаговая схема, которая поможет вам сделать подачу продающей, живой и запоминающейся:

  • Определите цель лекции. В первую очередь вы должны понимать, что ваша цель — это не рассказать слушателям о особой механике, а помочь слушателю решить свою проблему с помощью механики, которую вы даёте. Цель должна быть измеримой и практической, чтобы ученик понимал, зачем и на что он тратит время.
  • Сформулируйте ключевую идею. Это может быть одна короткая фраза, которая останется в голове слушателя. Главное, чтобы фраза была запоминающейся, понятной и метафоричной — тогда вы собираете «комбо» из смысла, эмоции и логики. Это и будет ваше послание, которое вы донесёте до аудитории. И это станет одной из причин вернуться к вам снова.
  • Сформируйте собственную фабулу, хронологию. Любая лекция работает по своей фабуле:
  • Вступление (захват внимания в первые минуты): вопрос, факт, боль, актуальный пример;
  • Конфликт: где находится ошибка, почему это сейчас не работает, что «болит» у аудитории;
  • Решение: структура, презентация метода, конкретные шаги для решения вопроса;
  • Практика: авторское задание, кейс и демонстрация результатов таких же слушателей;
  • Финал: вывод, повторение и закрепление материала, «крючок» на продолжение обучения.
  • Встраивайте визуальные и смысловые акценты. Каждые 7-10 минут внимание слушателя падает. Чтобы этого не происходило, поможет смена слайдов и визуала в целом (например, можно добавлять контрастные слайды), короткий вопрос в чат, мини-история. Даже простая, но уместная шутка или самоирония поможет удерживать внимание. Например: «Я долгое время и сама путала эти понятия, пока мне не пришлось объяснить это ребёнку простым языком».
  • За день до старта лекции проверьте себя. Перед запуском задайте себе вопросы: «Есть ли у меня чёткая цель? Есть ли в начале «крючок» внимания? Есть ли конфликт и развязка? Есть ли динамика и смена активности? Есть ли связь с реальной жизнью ученика?» — и если хотя бы на один пункт вы ответили «нет», поработайте над уроком ещё.

Важно всегда помнить, что, когда лекция строится по принципу «цель → история → решение → действие», внимание удерживается естественно, без необходимости буквально плясать перед аудиторией и выпрашивать это самое внимание.

Захват внимания в первые минуты

Первые минуты урока влияют на то, останется с вами слушатель или уйдёт. Если за это время ученик не понял, зачем он слушает вас, мозг автоматически переключится на другое.

И для того, чтобы правильно захватывать внимание в первые минуты, есть 5 простых рекомендаций:

  • Начните с вопроса, а не с приветствия. Давайте начистоту: формат начала «Здравствуйте, сегодня мы поговорим о…» работает только на офлайн-мероприятиях. Онлайн-аудитория нуждается в зацепке. Хорошим способом начала урока может быть актуальный для слушателей вопрос с акцентом на боль и запрос аудитории.
  • Мягко внедрите интересный факт или статистику. Наш мозг реагирует на новизну и противоречие. С помощью неожиданных, возможно даже провокационных фактов и данных статистики получится активировать непроизвольное внимание потому, что люди захотят узнать причину, захотят глубже погрузиться в тему урока.
  • Расскажите короткую историю. История — лучший способ мгновенно включить эмоции и эмпатию. Она может быть личной или из практики студента. Например, «Однажды мой ученик потратил месяц на лендинг, но потерял большую часть потенциальных клиентов из-за одной ошибки. Сегодня покажу, как её избежать». Сразу понятно, зачем слушать дальше.
  • Внедрите конфликт или парадокс. Внимание включается, когда есть напряжение. Парадокс разрушает шаблон и стимулирует мозг искать объяснение. Важно, чтобы конфликт не был искусственно созданным — оперируйте реальными ситуациями и проблемами, с которыми сталкиваются слушатели.
  • Пообещайте конкретный достижимый результат. «Через 60 минут вы научитесь создавать по-настоящему продающее портфолио», — когда человек понимает, что в конце он добьётся реального результата, он остаётся вовлечённым до конца.

Но не пытайтесь использовать все приёмы сразу. Главное — это естественность и акцент на запросы аудитории.

Удержание внимания в процессе лекции

Если захватить внимание кажется лёгкой задачей, то с удержанием внимания всё обстоит сложнее. В среднем концентрация слушателей начинает падать через 10-15 минут после старта. Дальше внимание уходит, если нет смены ритма, взаимодействия или эмоциональных моментов.

Чтобы этого избежать, лекция должна быть построена как динамическая волна: «пик интереса → пауза → активность → инсайт → снова пик интереса» — и так несколько раз. Для того, чтобы этого добиться, есть несколько способов. Это и эмоциональные, и когнитивные приёмы, и разные форматы интерактивов.

Эмоциональные приёмы

Делитесь не теоретическими знаниями, а реальными случаями из практики. Другими словами, раскрывайте теорию только через практику. Истории удерживают внимание потому, что они вызывают эмоции и визуальные образы. Активизируются зеркальные нейроны, включается эффект «Я тоже так хочу». А это очень важно в поддержании внимания и высокого уровня вовлечённости.

Юмор и самоирония не только разряжают обстановку, но и создают эмоциональную связь с аудиторией. Юмор не обязателен, но снижает напряжение и помогает мозгу отдохнуть, переключиться. Даже простая фраза в духе «Давайте честно: кто тоже время от времени забивает на домашку во время обучения, потому что всё очень скучное и однообразное?» — возвращает внимание к теме и подчёркивает ваш подход к решению проблемы.

Меняйте тон, громкость, скорость речи. Если говорите быстро, сделайте паузу перед важной мыслью. Если читаете текст со слайдов, переключитесь на работу с аудиторией, на ответы на вопросы по теме.

Когнитивные приёмы

Иногда стоит оставить мысль незавершённой, чтобы мозг держал внимание, например: «Чуть позже мы разберём, почему это происходит. Попрошу вас запомнить эту мысль, пока переключимся с вами на другую тему».

Обязательно проводите аналогии и ассоциации. Переводите сложные концепции в знакомые образы. «Маркетинг — это не рыбалка, где главное — это хорошая наживка, а сад, за которым нужно ухаживать регулярно».

Используйте загадки, геймификацию процесса, внедряйте результаты формата «до/после». «Попробуйте догадаться, какая из двух лендингов дала конверсию в 2 раза выше — и почему?» Это буквально оживляет интерес и внимание и вызывает эффект «предсказания».

Интерактив и вовлечение

Интерактив — это один из механизмов фокусировки. Когда ученик вовлечён в процесс, он не может просто взять и отвлечься, просто взять и уйти. Задавайте вопросы в чате для «внимательных»: «Что бы вы сделали на месте клиента?», давайте мини-задания: «Напишите короткий заголовок для этого кейса», проводите быстрые опросы: «Поставьте плюс в чате, если узнаёте себя». А ещё очень хорошо помогает коллективный разбор кейса — когда не вы как лектор разбираете весь кейс, а делаете это вместе с аудиторией, которая как бы становится с вами на один пьедестал. Лекция становится живой, когда преподаватель постоянно переключает фокус с помощью смысла, эмоций и действий.

Как сделать материал запоминающимся

Запоминание — это не одноразовое действие, а процесс, где понимание и усвоение материала закрепляется через повторение, осмысление и применение знаний.

Классическая ошибка — просто пересказывать материал в конце. На самом же деле работает только интервальное повторение: когда ключевые идеи всплывают в разных форматах — в начале, середине и конце лекции. К примеру, в начале вы задаёте вопрос, в середине даёте ответ через кейс, а в конце предлагаете применить принцип на практике. Это создаёт «петлю» памяти — информация усваивается за счёт связи с действием.

Люди лучше всего помнят незавершённые задачи. Поэтому полезно создавать и информационные «петли»: «На следующем уроке мы разберём, как этот приём работает в конкретном случае». Это даёт мотивацию вернуться и удерживает интерес к продолжению обучения.

Также работает и метод «3R»: Relevance, Repetition, Reflection. Relevance (актуальность): объясняйте, зачем это нужно знать/делать прямо сейчас. Repetition (повторение): возвращайтест к ключевым идеям. Reflection (осмысление): предлагайте ученику самому сформулировать вывод. Такая рефлексия превращает знание в личный опыт.

Завершение лекции: сильный финал

Подведите итоги через смысл: «Сегодня мы разобрали, что внимание — это не случайность, а управляемая структура. Что захват создаётся вопросом, удержание — динамикой, а запоминание — действием». Повторяйте не факты, а принципы, чтобы ученики видели логику.

Каждый урок должен заканчиваться конкретным шагом. «Выберите одну идею и внедрите её в свою жизни к следующему уроку. Не забудьте в чате поделиться вашими результатами». А чтобы удержать интерес к следующему занятию, дайте зацепку, раскройте тему следующего урока.

Чеклист: как понять, что лекция действительно сработает

  • Есть ли в первые 5 минут зацепка — вопрос, факт или история?
  • Прозвучала ли цель лекции и выгода для ученика?
  • Меняется ли формат подачи каждые 10-15 минут?
  • Есть ли эмоциональные и смысловые акценты (истории, кейсы, юмор)?
  • Есть ли интерактив: вопрос, мини-задания, опрос?
  • Повторяются ли ключевые идеи в разных частях лекции?
  • Завершена ли лекция чётким итогом и действием?

Если хотя бы на 3 пункта из 7 вы ответили «Нет», внимание аудитории будет теряться. Используйте этот список перед запуском каждого нового модуля или вебинара.

Статью для вас подготовила команда платформы Антитренинги на основе опыта онлайн-школ, размещенных на платформе!