Найти в Дзене

Пионер в лихорадке: электромобили Stellantis – будущее Европы?

Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Citroën, Dodge, DS Automobiles, Fiat, Jeep®, Lancia. Maserati, Opel, Peugeot, Ram Trucks, Vauxhall, Free2move, Leasys – всеми этими брендами сегодня владеет корпорация Stellantis. Посещение одного из заводов Stellantis на исторической территории автоконцерна FIAT в Турине заняло особое место в итальянской экспедиции 2025 года. Когда наши популисты призывают Россию стремиться к первенству в новых технологиях, о рисках проиграть, снова стать догоняющими, мне хочется спросить, а куда конкретно все бегут? Если дорога ведёт к пропасти, то стоит ли обгонять? Наблюдение за бегунами пока не позволяет усомниться в том, что лучшей стратегией является не лидерство, а следование за лидером. Например, на рынке электромобилей. 1 марта 2022 года CEO Stellantis Карлос Таварес представил глобальный план Dare Forward 2030 («Смело Вперёд 2030»), согласно которому компания должна была стать лидером отрасли в борьбе с климатическими изменениями: к углеродной нейтральности план
Оглавление

Abarth, Alfa Romeo, Chrysler, Citroën, Dodge, DS Automobiles, Fiat, Jeep®, Lancia. Maserati, Opel, Peugeot, Ram Trucks, Vauxhall, Free2move, Leasys – всеми этими брендами сегодня владеет корпорация Stellantis. Посещение одного из заводов Stellantis на исторической территории автоконцерна FIAT в Турине заняло особое место в итальянской экспедиции 2025 года.

Когда наши популисты призывают Россию стремиться к первенству в новых технологиях, о рисках проиграть, снова стать догоняющими, мне хочется спросить, а куда конкретно все бегут? Если дорога ведёт к пропасти, то стоит ли обгонять? Наблюдение за бегунами пока не позволяет усомниться в том, что лучшей стратегией является не лидерство, а следование за лидером. Например, на рынке электромобилей.

Атлант Зелёной экономики

1 марта 2022 года CEO Stellantis Карлос Таварес представил глобальный план Dare Forward 2030 («Смело Вперёд 2030»), согласно которому компания должна была стать лидером отрасли в борьбе с климатическими изменениями: к углеродной нейтральности планировалось перейти к 2038 году, к 2030-му добиться снижения выбросов на 50%. Новый лидер в декарбонизации заявил о переходе к безотходному производству и экономике замкнутого цикла.

Начало боевых действий на востоке Украины только утвердило руководство Stellantis в правильности выбранного курса: зачем нужна русская нефть, если к концу текущего десятилетия 100% продаж в Европе и 50% продаж в США будет приходиться на автомобили с BEV-аккумуляторами (Battery Electric Vehicle). К 2030 году Таварес планировал вывести на рынок более 75 моделей электромобилей (плюс 26 новых коммерческих), его стратегия 20:30 предполагала ежегодный объём продаж в 5 миллионов электрокаров, захват трети объема мировых онлайн продаж и запуск глобальной цифровой торговой площадки, предлагающей клиентам прямой доступ ко всему спектру продукции и сервисов Stellantis.

Профессия менеджера по развитию формирует в тебе умение различать амбициозные идеи и завиральные, поэтому прошедшие 3,5 года стали для меня очередным сезоном многолетнего реалити о жизни европейского автопрома. Пресса едва ли не каждый день пророчит империи Джона Элканна скорый крах, игнорируя PR-сообщения той же Stellantis об успехах её отделов продаж. Концерн нарушает законы кибернетики и системного управления изменениями, так что не удивителен поворот сюжета, где, как в том анекдоте, «у нас изменилась стратегия».

Карлос Таварес был неожиданно отстранён от должности в декабре 2024 года (на год раньше контрактной даты), а новый СЕО Антонио Филоза стал по сути антикризисным управляющим: Maserati оживает после переезда в регион Эмилия, а электромобили теперь – лишь одно из решений, а не единственное.

Джон Элканн – внук главы Fiat Джанни Аньелли и один из самых влиятельных бизнесменов Европы. Состояние миллиардера оценивается в 2,8 млрд долларов, он владеет холдингом Exor, который контролирует Ferrari, Stellantis, медиагруппу Economist и владеет футбольным клубом «Ювентус».
Джон Элканн – внук главы Fiat Джанни Аньелли и один из самых влиятельных бизнесменов Европы. Состояние миллиардера оценивается в 2,8 млрд долларов, он владеет холдингом Exor, который контролирует Ferrari, Stellantis, медиагруппу Economist и владеет футбольным клубом «Ювентус».

Как это обычно бывает в мире большого бизнеса, гендиректор, покинувший пост «из-за разногласий с акционерами», тут же издал автобиографию. В книге Un pilote dans la tempête («Пилот во время бури») Таварес перечисляет свои ошибки, оценив их в 20% от общего числа управленческих решений. Некоторые из них весьма примечательны. Двигатель внутреннего сгорания V8 Hemi вернули на конвейер, а вот испорченные отношения с поставщиками и дилерами в США исправить непросто.

Жёсткий стиль управления, строгая экономия и дисциплина – они в автопроме так и не стали модными. Какая ирония! Фердинанд Пиех, бывший CEO Porsche, Audi, Volkswagen, Bugatti, Bentley, Lamborghini, MAN, Scania, и CEO Chrysler Ли Якокка за жёсткий стиль управления были признаны гуру менеджмента, а вдохновлённый ими Карлос Таварес удостоился только критики. Он прямо указывал на необходимость реформ, но вероятно не силён в управлении изменениями.

Как известно курсистам Высшей Школы Корпоративных Реформаторов, первым соратником лидера перемен является финдиректор. В данном случае CFO Остерманн, похоже, вёл свою игру. Его инициативу об установлении отношений концерна с китайской Leapmotor Таварес посчитал рискованной. Он открыто заявил о возможности поглощения китайским капиталом всего европейского сектора Stellantis. [Планы выдавать китайский хэтчбек Leapmotor B10 за Opel, просто меняя шильдики, остаются реальными.] Оптимизация расходов плохо сочеталась с призывами повысить продажи Maserati, улучшив маркетинг, а низкое качество на заводе Стерлинг-Хайтс, где собирают пикапы Ram, требовало реализации полноценного проекта изменений, а не только приказов.

Элканн согласовал кандидатуру нового лидера Stellantis только через полгода после увольнения Тавареса. В мае этого года он отозвал из США директора американского подразделения концерна, экс-главу Jeep Антонио Филозу.

Немецкий взлёт, мировое падение

А ещё Таварес поссорился с итальянским Правительством. Отчасти это обобщение и преувеличение, но по сути – так. Обмен мнениями между компанией и лидером партии «Братья Италии» пресса назвала ожесточённым. Итальянская промышленность может не пережить глубокую трансформацию: переход к 100% экологичной мобильности грозит серьёзной потерей рабочих мест и разрушением инфраструктуры. Пока Правительство готово не поддержать, а национализировать Stellantis. Распродавая «непрофильные активы» вроде изданий La Stampa и Repubblica, Элканн утверждает, что глубина кризиса в концерне преувеличена.

Ещё пару лет назад продажи электромобилей в Европе росли. Stellantis опережал всех конкурентов, занимая 23% рынка и гордился своими Opel Corsa, Opel Mokka Electric и Fiat 500 Electric. В Германии почти каждый четвёртый электромобиль покупали у Stellantis. Однако недавно было объявлено о том, что компания расторгла соглашение 2023 года о поставках никеля с австралийской Alliance Nickel, а также договоры с Novonix и Westwater Resources на поставку аккумуляторных материалов. Stellantis больше не будет закупать их продукцию, цитирую, «поскольку индустрия электромобилей терпит глобальный крах».

Антонио Филоса кардинально переписывает стратегию в отношении электромобилей, фактически снижая амбиции плана Dare Forward 2030, который предусматривал утопическую цифру в более чем 5 миллионов электромобилей в год к концу десятилетия. Фото motorisumotori.it
Антонио Филоса кардинально переписывает стратегию в отношении электромобилей, фактически снижая амбиции плана Dare Forward 2030, который предусматривал утопическую цифру в более чем 5 миллионов электромобилей в год к концу десятилетия. Фото motorisumotori.it

Выступая 4 ноября на Дне автомобильной промышленности, организованном Французской ассоциацией автопроизводителей (PFA) в Париже, Филоза раскритиковал политику ЕС в отношении электромобилей. Stellantis сможет увеличить инвестиции в Европу только в случае отмены запрета на продажу авто с бензиновым двигателем и предоставления производителям свободы для внедрения инноваций в области технологий, не связанных с электромобилями. «Запрет на продажу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в Европе с 2035 года недостижим. – заявил топ-менеджер. – Еврокомиссия должна пересмотреть это положение. Оно невыгодно ни для отрасли, ни для рынков, ни для потребителей: это убивает рабочие места и потом, если только аккумулятор стоит 10 000 евро, будет ли автомобиль доступен по цене?»

Филоза возвращает кривую роста электромобилей к более реалистичным уровням, защищая свою рентабельность от риска недозагрузки производственных мощностей. Его план установил менее амбициозные цели для электромобилей, что позволит снизить потребность в материалах. Но дело не только в снижении закупок, но и в замене материалов как таковых. На наш вопрос, что будет внутри новых батарей Stellantis если не литий, нам ответили – специализированная сода...

Центр аккумуляторных технологий Stellantis в комплексе Mirafiori в Турине

  • Современный Центр аккумуляторных технологий стоимостью 40 миллионов евро позволяет проводить разработку и внутренние испытания аккумуляторных батарей для электромобилей, которые будут использоваться в будущих моделях Stellantis.
  • Занимает площадь 8000 квадратных метров (86 111 квадратных футов) на трёх уровнях. Сердце центра – 32 климатические испытательные камеры: 24 камеры для испытания аккумуляторных блоков и 8 камер для испытания ячеек. Это крупнейший центр аккумуляторных технологий в Италии и один из крупнейших в Европе.
  • Вертикальная интеграция возможностей разработки, тестирования и производства, а также управления программным обеспечением является ключевым элементом стратегии Stellantis по производству лучших в своем классе электромобилей с ориентированными на клиента характеристиками.
Фото камеры с сайта компании Stellantis.com
Фото камеры с сайта компании Stellantis.com
  • Климат в 24 камерах с возможностью входа в помещение регулируется по влажности и температуре в диапазоне от -40 до +60 градусов Цельсия (от -40 до +140 градусов по Фаренгейту) с максимальным изменением температуры на 20 градусов в минуту. Центр может одновременно тестировать до 47 аккумуляторных батарей.
  • Рассчитанная на будущее расширение система электропитания технологического центра способна выдерживать до 1,2 киловольт (кВ) и 2,2 мегаватт (МВт) на одну испытательную ячейку.
  • Восемь камер позволяют одновременно тестировать 96 ячеек. Эта часть технологического центра посвящена, главным образом, скринингу инновационных химических составов аккумуляторов и изучению характеристик их поведения для будущих разработок.

То, что удалось посмотреть, в сюжете ниже. Вопросы, которые мы задавали на экскурсии, не стали неожиданностью для принимающей стороны.

- На чём основана уверенность, что беднеющее население будет предпочитать автомобиль, зарядка которого занимает больше времени и менее доступна, выяснить не удалось. Скорее всего слово «предпочитать» не подходит для такого анализа, поскольку главных застрельщиков в принципе не интересуют предпочтения потребителей.

- На BTC уверяют в безвредности батарейных кассет и всей платформы для здоровья человека (качество водоизоляции сомнений не вызовет), а уровень излучения называют нулевым. Раз так, то и медицинских исследований проводить не нужно (?).

- Как рассчитывается рынок спроса для частных авто? Минус сельские жители, минус города со сложным ландшафтом, минус зоны с пониженной электрификацией, минус нелюбители гибридных моделей – Европа планирует полностью прекратить выпуск автомобилей с ДВС, где же купит свой авто безработный европеец в 30-м году?

- Процесс ремонта батареи предъявляет повышенные требования к технике безопасности, какую может обеспечить только гараж уровня самой Stellantis. Насколько трудозатратен, долог и дорог такой ремонт – мнения разные.

Участники встречи сошлись в одном: технологии развиваются быстро, но эта ещё слишком молода, чтобы покорить автовладельцев без принуждения со стороны Брюссельских бюрократов.

Другие видео компании на сайте Stellantis

Завод электрокаров Stellantis в г. Atessa

Stellantis и Factorial Energy достигают ключевого этапа в разработке твердотельных батарей

Вы можете сделать это. Итальянская гордость ведет будущее FIAT, Alfa Romeo, Lancia и Maserati

Stellantis расширяет возможности персонализированной мобильности благодаря приобретению технологий искусственного интеллекта и интеллектуальной собственности CloudMade/

Сделано в Турине. Полигон на крыше завода

От редакции

Автор: Маркушина Елена Геннадьевна (СПб, elena-markushina.com) –профессиональный директор по развитию организаций, основатель профсообщества Kinsmark.com, эксперт по управлению изменениями, преподаватель менеджмента роста.

Дополнительные ссылки и выход на видео со страницы первоисточника

Эта статья написана живым человеком без применения нейросетей, приложений и т.п. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.

Подборка LEAN и УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Подборка УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ

Подборка ИТАЛИЯ РЯДОМ