Место, куда даже гиды туристов не водят
А знаете ли - в Индии по сей день существует такое глубоко позорное с нашей точки зрения явление как целый "город вдов" Вриндаван (он же - Бриндабан). Неприглядное место, где собираются после смерти мужей тысячи индийских женщин, которых их собственные дети жестко выбросили на улицу.
Сегодня на улицах Вриндавана по самым скромным оценкам доживает свой век свыше 6 тысяч пожилых вдов. Бродят тут по храмам, распевают религиозные песни, клянчят милостыню. Однако как бедняжки тут вообще оказались, и почему именно сюда устремляются?
А ответ очень прост друзья мои. И очень печален.
- В основном, здешние вдовы - женщины из западной Бенгалии, изгнанные из домов своими сыновьями, - говорит индийский социолог Говинд Чапекар. - Дело в том, что среди бенгальцев вдовы часто считаются приносящими несчастья ведьмами (дайн). Им строго запрещается участие в праздниках, любое веселье, питание острой и соленой пищей. Зато требуется всегда носить белые (цвет траура) сари.
Потому такие женщины зовутся "белыми вдовами". Дети в Бенгалии часто заставляют матерей-вдов жить во дворах, есть с пола. Или просто выгоняют овдовевших матерей на улицу. А ведь жены в Индии часто намного младше мужей, так как выходят замуж совсем юными девочками нередко за пожилых мужчин. И потому вдовеют рано.
- И тогда вдовы бегут сюда - в считающийся священной землей любви и жизни город Кришны Вриндаван, - пояснят Чапекар. - Находят тут новую семью из товарок по несчастью, вместе преодолевая трудности.
Однако местные жители Вриндавана, хиндустанцы, бенгальских вдов любят не особо. Так как в буквальном смысле говорят с ними на разных языках. 75-летняя Бинита, плача, рассказывает свою историю:
- У меня было четыре сына. Но после смерти мужа, ни один ни нашел для меня уголок в своем дома. Все сказали: ты проклята, уходи от нас, иначе худо будет. И я бежала сюда, во Вриндаван, взяв единственное, что мне оставили - это белое сари. Теперь я жду тут смерти в полной нищете.
"Проклятые вдовы" ютятся при ашрамах - индуистских храмах. Просыпаются рано утром, омываясь холодной водицей. А затем идут за горстку рису или пару рупий петь религиозные песни - бхаджаны. Либо же просить жалкое подаяние у многочисленных паломников.
- За день я могу заработать полцента-цент, - сквозь слезы рассказывает 69-летняя бывшая жительница Калькутты Ишани. - Это мне хватит на скудную еду. Ночь же снова проведу тут на циновке, постеленной на бетонный полу. Но я по-своему счастлива: обрела новых сестер, подвергшихся такому же несчастью. Мы заботимся друг о друге до самого конца, пускай он как можно ближе будет.
Сейчас в Индии появляются благотворительные организации, что помогают изгнанным из родных домов вдовам. Женщинам предлагают бесплатные медпощь и даже обучение ремеслам, пособие в 25 рупий (2 тысячи рупий).
- Однако индийское общественное мнение еще сурово настроено к таким вот несчастным женщинам. Ибо слишком сильны тысячелетние предрассудки. Даже в городе всеобщей любви Вриндаване. Например, лишь недавно вдовам разрешили участие в одном из самых главных индийских праздников - холи.
Водящие по Вриндавану экскурсии гиды по сей день обходят сторон те самые вдовьи ашрамы, где ютятся ашрамы. Гид с двадцатилетним стажем Ранджит говорит так:
- Для нас эти женщины - позор. Словно бы грязное белье Индии, выставленное на показ. Постыдная традиция, что я не могу объяснить иностранным туристам. Социальная проблема, что у нас негласно принято скрывать. Иначе придется отвечать на вопросы типа, а почему им не помогает правительство, почему в XXI-м веке у нас матерей дети на улицу выставляют безжалостно. Как-то однажды я отважился и привел туристов в такой ашрам, так меня потом вызвало на ковер начальство, пригрозило увольнением.