Найти в Дзене
DigEd

ИИ и будущее педагогики

Оглавление

Автор: Том Чатфилд

В данной белой книге рассматривается, как образование может реагировать на развитие ИИ. В ней утверждается, что технологии должны усиливать, а не подрывать основные навыки, такие как критическое мышление, и предлагаются практические рекомендации по интеграции ИИ в преподавание при одновременном содействии значимому, ориентированному на человека обучению.

В данном документе рассматривается, как образование может разумно и творчески реагировать на развитие искусственного интеллекта в целом и генеративного искусственного интеллекта в частности. Его рекомендации основаны на двух принципах.

1. Инновации должны опираться на наши знания о том, как люди учатся.

2. Нельзя допустить, чтобы возможности искусственного интеллекта привели к утрате тех навыков, которые необходимы для успешной работы в эпоху искусственного интеллекта.

Напряженность, лежащая в основе второго принципа, требует подробного разъяснения. За несколько лет стало возможным имитировать знание и понимание практически любой темы, не обладая ни тем, ни другим. Свободно доступные инструменты можно использовать для легкого выполнения традиционных заданий и оценок, что в процессе может помешать студентам приобрести навыки, необходимые для умелого использования ИИ: критическое мышление, экспертные знания в определенной области, исследовательские и проверочные навыки, аналитическое мышление.

Уже сейчас использование ИИ студентами является почти повсеместным явлением. В опросе, проведенном в декабре 2024 года, 92% британских студентов сообщили, что используют инструменты ИИ. Как отметил в августе 2025 года автор и профессор Вашингтонского университета Иан Богост, «эта технология больше не является просто любопытством или способом обмана; это привычка, столь же повсеместная на кампусе, как употребление полуфабрикатов или просмотр социальных сетей».  От создания учебных пособий до объяснения ключевых концепций, от составления тестов до корректуры эссе (не говоря уже о выставлении оценок и составлении отзывов для студентов) — ИИ используется во всех сферах образовательной деятельности. Однако большая часть этого использования находится в теневой зоне недоверия и неопределенности. И студенты, и преподаватели имеют в своем распоряжении соблазнительно мощный инструмент, который переворачивает практику и принципы образования XXI века.

Наибольшие риски здесь связаны с уникальной природой обучения. По определению, обучение не может быть автоматизировано или передано на аутсорсинг. Учиться — значит приобретать знания и понимание посредством осмысленного применения ряда навыков. Как выразился автор Николас Карр в мае 2025 года, «автоматизировать обучение — значит подрывать обучение».  Когда дети в начальной школе пишут рассказы и рисуют картинки, цель не в том, чтобы снабдить мир потоком привлекательного контента. Цель в том, чтобы помочь им стать грамотными, вдумчивыми участниками общества. Студенты не пишут эссе и не проводят эксперименты потому, что мир нуждается в большем количестве таких вещей. Цель — это сам процесс.

Это не значит, что нужно осуждать технологии. При правильном использовании такие технологии, как генеративный ИИ, могут способствовать богатым и потенциально преобразующим формам обучения, а критическое и вдумчивое использование информационных систем является фундаментальной современной грамотностью. Но это утверждение только поднимает вопрос. Что значит разумно внедрять новые формы автоматизации в образование? Как можно смягчить деморализующее или разрушительное воздействие неправомерного использования и злоупотребления? В этой статье эти вопросы рассматриваются в четырех разделах.

1 Что работает в образовании?

Ключевые принципы:

1. Помогайте учащимся управлять когнитивной нагрузкой: создавайте условия, которые помогают учащимся разумно распределять умственные усилия и противостоять отвлекающим факторам и шуму. В условиях технологий, требующих постоянного внимания, и потенциально перегружающей информации, умение сосредоточиться и находить нужные сигналы среди шума является важным предшественником обучения и самоопределения. Такие технологии, как искусственный интеллект, также особенно хорошо подходят для объяснения основ.

2. Явно преподавайте метапознание: подобно тому, как учащиеся должны контролировать свое время и внимание, им необходимо научиться контролировать и адаптировать свое мышление в условиях быстро меняющегося мира. Метапознавательные практики имеют центральное значение для образования и разумного использования технологий, как для выявления возможностей, так и для противодействия опасностям; а обучение их эффективному применению основано в равной степени на эмоциональном и интеллектуальном самоконтроле.

3. Поощряйте социальное осмысление и интеллектуальное рискование: чем более способными становятся автоматизированные системы, тем более важными факторами, определяющими человеческий потенциал и отличающими людей друг от друга, становятся навыки межличностного общения. Используйте такие методы, как обучение, групповое решение проблем и совместное размышление, чтобы использовать эмоциональные и интеллектуальные преимущества совместного обучения. Поощряйте любознательность, честное выражение неуверенности и эмпатическое размышление. Признавайте повседневные потребности и опыт учащихся, чтобы создать условия для ориентации, доступа и доверия к технологиям.

2 Использование технологий для достижения совершенства

Ключевые принципы:

1. Обеспечьте ясность в отношении образовательных целей ИИ: интегрируйте инструменты ИИ там, где они либо поддерживают четкую педагогическую цель, например, поддержку концептуального исследования, стимулирование саморефлексии или моделирование диалога, либо обещают освободить время и ресурсы за счет автоматизации обременительных процессов. Технологии должны быть направлены либо на повышение уровня суждения и креативности, либо на снижение перегрузки. Никогда не используйте их ради необоснованной новизны.

2. Используйте ИИ в качестве дополнения к групповой работе, а не в качестве ее замены: Использование ИИ в одиночку — это только половина дела. Рассматривайте взаимодействие с ИИ как возможность как для закрепления основных навыков, необходимых для участия в групповой работе, так и для поддержки или облегчения обсуждений между коллегами. В идеале технологии не должны вытеснять, а углублять проверенные формы дебатов, дискуссий и проектной работы.

3. Вовлекайте преподавателей в процессы проектирования: нет единого подхода к использованию ИИ, который гарантировал бы успех во всех дисциплинах. Убедитесь, что преподаватели могут определять, когда и как использовать инструменты, опираясь на свой опыт, чтобы согласовать это с основными целями обучения. Это требует времени, поддержки и разрешения на эксперименты, и ни одно из этих условий не будет легко реализовать. Однако без создания соответствующих возможностей будет невозможно переосмыслить учебные программы и подходы с необходимой строгостью, чтобы отвечать современным вызовам.

3 За пределами гонки вооружений

Ключевые принципы:

1. Поощряйте осмысленное использование ИИ в заданиях: создавайте задания, которые включают ИИ в процесс обучения, требуя от студентов объяснить, как они его использовали, чему научились и какие решения приняли. Преподаватели могут сделать интеграцию ИИ самой целью обучения и оценки, используя черновики, журналы и записи подсказок. Они также могут вести дискуссии о том, где интеграция желательна, а где нет, и почему.

2. Совместная разработка критериев оценки: большинство студентов хотят, чтобы им помогали использовать ИИ вдумчиво, эффективно и законно. Поддержите это, позволяя учащимся принимать участие в разработке критериев оценки и протоколов, включая описания того, как и когда использование ИИ является уместным. Определите, когда и как ИИ может предлагать формы индивидуализированной обратной связи и анализа, и как преподаватели могут использовать эти основы для предоставления более глубоких рекомендаций там, где это наиболее необходимо.

3. Пилотные экспериментальные пространства и зачетные кредиты на основе мастерства: Разумное и эффективное использование ИИ по своей сути является исследовательским процессом, многие детали которого будут зависеть от конкретной дисциплины и будут продолжать развиваться со временем параллельно с самой технологией. Проводите значимые эксперименты, создавая пространства, где студенты и преподаватели могут тестировать новые формы оценки с использованием ИИ без штрафных баллов, получая кредиты за демонстрацию мастерства и совместное изучение новых форм обучения.

4 Повышение когнитивной планки

Ключевые принципы:

1. Использование ИИ для повышения когнитивной планки: используйте ИИ в качестве спарринг-партнера для аргументов, предположений и творческих задач, побуждая учащихся совершенствовать и расширять как его возможности, так и свои собственные аналитические навыки. Сосредоточьтесь на человеческих навыках и потребностях, которые по своей сути дополняют скорость и эффективность машин: критическое мышление, этическая выразительность, эмпатическое сотрудничество.

2. Расширение возможностей преподавателей как дизайнеров: инвестируйте в персонал как в соавторов учебных сред и новых подходов к учебным программам, предоставляя время и институциональную поддержку для инновационных практик. Проблемы, связанные с обучением, временем, ресурсами и результатами, могут казаться серьезными, даже непреодолимыми. Но цена бездействия, вероятно, будет еще выше.

3. Ориентируйтесь на использование технологий в гражданских и этических целях: регулярно задавайте себе вопрос: какие ценности мы моделируем с помощью ИИ? Какие более серьезные опасности, возможности и этические проблемы существуют в отношении конкретных систем, поставщиков и наборов данных? Убедитесь, что технологии служат более широким целям равенства, понимания и развития человека, и что они внедряются и контролируются в соответствии с четким и регулярно пересматриваемым управлением.

В данной статье высказано предположение, что эффективное использование ИИ в образовании основывается на четырех принципах: интересе к основам человеческого обучения; исторически обоснованном анализе успехов и неудач образовательных технологий; переосмыслении оценки как партнерства, а не конфликта; и ориентированной на будущее педагогике, основанной на этике и человеческих способностях. В этом будущем ключевую роль играют две различные формы грамотности в области ИИ. Демистификация самой технологии является важным средством борьбы с ажиотажем и магическим мышлением. Но также важно понимать, как различные формы ИИ ведут себя в разных человеческих контекстах, и какие навыки, доказательства и исследования необходимы для осмысленного анализа этих контекстов. Прежде всего, будущее педагогики в эпоху ИИ будет определяться ценностями, которые выбирают те, кто ее создает, выбирает и внедряет. Все педагоги могут стать экспертами в области использования ИИ для поддержки обучения в своей сфере. Но для этого педагоги будущего должны получить поддержку, чтобы стать дизайнерами, фасилитаторами и критическими интерпретаторами последствий, возможностей и потенциала технологий. Это возможно только в партнерстве с теми, кого они обучают: студентами, вся взрослая жизнь которых прошла рядом с ИИ. Будущим выпускникам потребуется не только свободное владение такими инструментами. Им также понадобятся метакогнитивные способности, чтобы рефлексировать, пересматривать и переосмысливать себя; плодотворно и с эмпатией сотрудничать с другими; отстраниться от машин и исследовать свои собственные ценности и опыт, чтобы лучше проверить пределы и потенциал окружающих их систем. В конечном итоге, задача носит трансляционный характер. Как воплотить как человеческие знания, так и наше понимание того, как люди учатся, в системах, которые повышают, а не снижают когнитивные способности? Эта двойная задача является определяющей задачей образования XXI века: учить как для людей, так и с помощью машин в эпоху, когда ни то, ни другое не может быть полностью понято в изоляции.

Полная версия на английском здесь