Найти в Дзене
Наука и фантастика

Небесные буквы и черная дверь: Эрих Булатов ушел в историю

Не так давно я писала о некоторых работах Эрика Владимировича Булатова (1933-2025), увиденных мною на выставке в Зотов-центре в Москве. В то время, в начале октября, патриарх концептуализма был еще жив. Он скончался 9 ноября 2025 года в Париже, куда переехал уже довольно давно. Пишут, что в последние годы и месяцы он был сильно болен - это не удивительно, учитывая преклонный возраст мэтра. Теперь о нем пишут художники, искусствоведы, разные люди, не равнодушные к искусству 20 века. Я могла бы ограничиться ссылкой на ту мою статью месячной давности. Но хочу добавить еще кое-что. До сих пор авангард столетней давности вызывает у многих приступы неконтролируемой ярости, прямо-таки первобытной по степени неистовства, и любые попытки объяснить, что искусство - это не всегда про "красииивое", кончаются битьем виртуальных тарелок и личными оскорблениями ("вы - рабы своей профессии!", "вы защищаете интересы цеха!"). Очень распространенная инвектива в адрес современных (в широком смысле) ху
Оглавление

Не так давно я писала о некоторых работах Эрика Владимировича Булатова (1933-2025), увиденных мною на выставке в Зотов-центре в Москве.

В то время, в начале октября, патриарх концептуализма был еще жив.

Он скончался 9 ноября 2025 года в Париже, куда переехал уже довольно давно. Пишут, что в последние годы и месяцы он был сильно болен - это не удивительно, учитывая преклонный возраст мэтра.

Теперь о нем пишут художники, искусствоведы, разные люди, не равнодушные к искусству 20 века.

Я могла бы ограничиться ссылкой на ту мою статью месячной давности. Но хочу добавить еще кое-что.

"Да умеют ли они вообще рисовать?"

До сих пор авангард столетней давности вызывает у многих приступы неконтролируемой ярости, прямо-таки первобытной по степени неистовства, и любые попытки объяснить, что искусство - это не всегда про "красииивое", кончаются битьем виртуальных тарелок и личными оскорблениями ("вы - рабы своей профессии!", "вы защищаете интересы цеха!").

Очень распространенная инвектива в адрес современных (в широком смысле) художников - да они просто не владеют основами ремесла, рисунком и композицией. Вот и изобретают какие-то черные квадраты или бесформенную мазню.

Заверяю вас: художники всё умеют.

Эрик Булатов закончил Художественный институт имени Сурикова. Еще в далеком 1958 году. И долгие годы зарабатывал на жизнь иллюстированием детских книг. Иллюстрации получались восхитительными. Попробуйте заикнуться, что их автор "не умел рисовать".

Э. Булатов. Из иллюстраций к сказке Ш. Перро "Золушка".
Э. Булатов. Из иллюстраций к сказке Ш. Перро "Золушка".

Наверное, детям лучше предлагать именно такие картинки - изящные, понятные, но выполненные на высочайшем уровне.

Даже заказы, выполняемые ради денег, мастер делает без поблажек себе самому.

Но его собственное "я" взыскует другого. Потому что искусство (высокое) - это всегда нечто "другое". Не то, чего ждет потребитель. И не то, что уже где-то было.

Соцарт и концептуализм

Те, что достиг сознательных лет в советское время, помнит ту смесь трескучего плакатного официоза, фантасмагории и невольно возникающего абсурдистского театра, которую представляла собой окружавшая нас реальность. Иконостасы с портретами одинаковых старцев из Политбюро, похожие иконостасы, но уже с разнополыми и не всегда одинаковыми передовиками социалистического труда, огромные буквы лозунгов на крышах домов (СЛАВА КПСС, МИРУ МИР, НАШЕ БУДУЩЕЕ КОММУНИЗМ). А рядом - всё, что в эту идеальную утопию совершенно не вписывалось. Жизнь как она есть. Без прикрас и иллюзий.

К 1970-м годам этот очевидный для многих когнитивный диссонанс породил такое явление, как соцарт - поставангардное искусство, использующее клише "развитого социализма". Иногда - на чистом голубом глазу, а иногда и с иронией.

Вельск. Роспись  трансформаторной будки на ул. Гагарина. Фото моего сына, 2023. Тут ирония явно не подразумевалась.
Вельск. Роспись трансформаторной будки на ул. Гагарина. Фото моего сына, 2023. Тут ирония явно не подразумевалась.

Булатов стал одним из основателей соцарта, где "всё так, да не так".

Э. Булатов. Улица Красикова. 1977
Э. Булатов. Улица Красикова. 1977

Картина "Улица Красикова", написанная в 1977 году, кажется фотографически точным изображением той реальности. И, словно на фотографии, почти срезано то, что не попало в "кадр" снизу и справа. Но моды, прически, обувь - те самые. Бетонный забор, полулысый газон, типовые здания, марки машин - смотришь и ощущаешь себя попаданцем. Но, если вглядеться, тут всё не по правилам. Трудящиеся идут вперед (а там - АПТЕКА, хотя такими огромными буквами это слово на крышах не размещали, должно быть что-то вроде К ПОБЕДЕ ТРУДА). А Ленин на плакате шагает в обратную сторону, причем по непричесанному газону, то есть по бездорожью. Вся рота - в ногу, один - не в ногу. У всех - разгар лета, у вождя - октябрь. Жизнь - сама по себе, и она не обязательно ходит строем. Когда нужно, она протопчет и тропинку поперек газона.

Но соцарт сам по себе Булатову скоро приелся, и он соединил его с концептуализмом, где живопись - не самоценна, а важна лишь во взаимодействии с концептом, единым высказыванием, одновременно и очевидным, и неодномерным.

Термин "концептуализм" придумали не в России, а в США в 1960-х годах, но на советской почве он стал одним из символов нонконформизма. Искусство - это жест и высказывание, а не просто картинка с понятным сюжетом. Сюжет может быть и понятным, и непонятным, он может выходить на поверхность или быть скрытым, но искусство должно будоражить и провоцировать зрителя (в том числе и вызывать возмущенные крики "это вообще не искусство!").

Э. Булатов. Поезд.
Э. Булатов. Поезд.

Концептуализм Булатова зачастую вообще не абстрактен, а сочетает как минимум две реальности, фотографически достоверную, и наложенную на нее вербально-графическую с игрой слов, шрифтов и смыслов. И опять всё вроде бы так, да не так, как вначале мерещится. Вот работа "Поезд": фон - типичный русский сельский пейзаж с лугами, лесами, избушками и тропинкой. Рельсы, шпалы, два пути - тоже верно. Но почему-то одна надпись - черная, а другая - белая. При этом черная - наезжает на нас, а белая - мчится прочь. Жизнь и смерть?... Зритель между тем стоит в середине, между путями (не делайте так, когда едут два поезда! Да и когда один, тоже не делайте). И смотрящий будто бы окружен двумя стеклянными стенами, на которых читаются эти надписи. Есть о чем подумать и какие ребусы поразгадывать.

Я остановилась на этой картине, потому что люблю поезда и жд. В свое время, давно, в 2007 году, у меня написалось стихотворение примерно об этом же, только я смотрела на свой предмет не встав между путями, а издали.

ПОЕЗДА

Я люблю провожать поезда
– караваны кочевий бездомных,
и читать на табличках, куда
едут люди под стуки и стоны.

Кто – лишь в пригород, кто – далеко
на восток и на юг, в спальных кельях,
кто – в соседние области, кто –
сам не зная куда, от безделья…

О счастливцы! Пока ты в пути –
в твоей власти расклады пасьянса;
сам решаешь, где нужно сойти,
а быть может, со свистом промчаться –

впрочем, нет, то решил машинист,
или главный начальник дороги,
а уж кто там вручил ему лист
с расписаньем – то ведают боги

пыльных шпал и железных путей,
теша смертных мечтой об исходе,
видя, как я тоскую по ней –
по цыганской да скифской свободе.

Свобода

В поздних работах Эрика Булатова становилось все меньше картинной пейзажности, и все больше сочетаний бескрайнего неба и крупных букв.

Э. Булатов. 1999
Э. Булатов. 1999

"Живу - вижу" - почти палиндром, а на самом деле - анаграмма, смысловая вариация художника на философское cogito ergo sum ("мыслю - значит существую"). Что - вижу? Небесную высь с облаками. За которой - неведомо что. Космос? Бог? Иная реальность?

Э. Булатов. Иду.
Э. Булатов. Иду.

"Иду" - клич, направленный то ли с земли в небо, в разрыв между облаками, и тогда он исходит от смертного. А может быть, наоборот - оттуда к нам? Скорее всё-таки первое, судя по расположению букв.

Автопортрет. 2011.
Автопортрет. 2011.

Тут художник - сам себе бог и святой. И сам себе теневой персонаж. Реализм за пределами реализма, с аллюзиями на Ренессанс и фронтальность иконостаса.

А куда, собственно, "ИДУ"?

Вестимо, "ВПЕРЕД".

Э. Булатов. Вперед.
Э. Булатов. Вперед.

Да только манящее на горизонте алое солнце оборачивается обманкой. Там тупик. Или просто ничто. Звуки призыва отражаются от незримой стены и летят назад. Призывать можно сколько угодно, с мертвой точки не сдвинешься.

И все же Свобода остается для художника наивысшей ценностью.

"...я хотел всегда доказать, что социальное пространство ограничено, оно имеет границу, и свобода — всегда за этой границей" (Эрик Булатов, 2018).

Э. Булатов. Свобода.
Э. Булатов. Свобода.

Работа "Свобода" создана по заказу Ельцин-центра в Екатеринбурге и экспонируется там, занимая целую стену. Я не была в том музее, но был мой сын. Однако картину на телефон не снял, фото взято из сети.

Есть и варианты той же идеи (концепта) с несколько другими смыслами.

Э. Булатов. Свобода есть.
Э. Булатов. Свобода есть.

Здесь само сочетание цветов и рваный характер композиции словно бы отрицает текстовое утверждение. И в то же время белая свобода, устремленная в небо, остается неприкосновенной.

Э. Булатов. Небосвод. Картина продавалась на аукционе 2021 Сотби. Взято из сети.
Э. Булатов. Небосвод. Картина продавалась на аукционе 2021 Сотби. Взято из сети.

Небосвод хорошо римфуется со свободой. Но слово, замкнутое само на себя, образует круг бесконечности, а свобода - открыта и неуловима.

За черной дверью

В совсем поздних работах сияющая синева нередко уступает место почти безысходной мрачности или тревожным контрастам белого, черного и багрового.

Э. Булатов. Черный вечер, белый снег. 2000. Коллекция семьи Седых. Фото мое, с выставки в ГЭС 2 осенью 2024 года.
Э. Булатов. Черный вечер, белый снег. 2000. Коллекция семьи Седых. Фото мое, с выставки в ГЭС 2 осенью 2024 года.

Всякий человек, воспитанный в лоне русской культуры, легко продолжит цитату:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!

-- это, вестимо, начало трагической поэмы Блока "Двенадцать".

И совсем уже пугающая "Дверь".

Э. Булатов. Дверь. 2009-2011. С той же выставки. Фото моё.
Э. Булатов. Дверь. 2009-2011. С той же выставки. Фото моё.

Концептуальная вариация на тему "Черного квадрата". Только у Малевича никакой двери не было - просто хаос и космос. Бездна, глядящая в тебя. А у Булатова за дверью, очевидно, есть Свет. Но это - ТОТ СВЕТ. И поэтому страшно: вдруг дверь откроется, и тебя позовут - неведомо куда. Без возврата.

Оказаться у этой последней двери - слово приблизиться к горизонту событий черной дыры. Что дальше - никто не знает. Однако неведомое само по себе манит. Ибо познание - тоже форма свободы.

--

К чему я разразилась тут этим текстом, коль скоро творчество Эрика Булатова не имеет прямого отношения к теме моего блога, посвященного взаимосвязям науки, искусства, космоса и фантастики?

На самом деле, и космос, и наука, и фантастика, и искусство, и всякое творчество - это сфера свободы.

Без нее ничего не получится.

--