Найти в Дзене
Наука и фантастика

Маленькая точка в космосе

Возвращаясь к теме черных квадратов и путей развития русского авангарда и русского космизма, вольного и невольного... Недавно я читала лекцию в московском Зотов-центре - музейно-выставочном комплексе на Красной Пресне, преобразованном из помещений бывшего хлебозавода. Интересное место. Вокруг - совершенно футуристическая архитектура, да и интерьеры тоже в таком стиле. Внутри - много чего разного и интересного. В том числе выставка о судьбах русского авангарда: Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я». Среди экспонируемых картин две привлекли мое особое внимание. Работа Эрика Владимировича Булатова (р. 1932) "Точка". 2004 год. Цветные карандаши, бумага. ГМИИ им. А. С. Пушкина. Про нее довольно подробно написано в аннотации. Как, собственно, выглядит произведение. Но, помимо сугубо художественного контекста (Малевич, Некрасов, Кабаков), всякий насмотренный глаз обнаружит здесь отсылку (не знаю, насколько преднамеренную) к совсем другому артефакту, принадлежащему скорее к ра

Возвращаясь к теме черных квадратов и путей развития русского авангарда и русского космизма, вольного и невольного...

Недавно я читала лекцию в московском Зотов-центре - музейно-выставочном комплексе на Красной Пресне, преобразованном из помещений бывшего хлебозавода.

Интересное место. Вокруг - совершенно футуристическая архитектура, да и интерьеры тоже в таком стиле.

Фото моё.
Фото моё.

Внутри - много чего разного и интересного. В том числе выставка о судьбах русского авангарда: Путь к авангарду: диалоги художников в журнале «А-Я».

Среди экспонируемых картин две привлекли мое особое внимание.

Белая точка и черный квадрат

Работа Эрика Владимировича Булатова (р. 1932) "Точка". 2004 год. Цветные карандаши, бумага. ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Про нее довольно подробно написано в аннотации.

Фото моё
Фото моё

Как, собственно, выглядит произведение.

Эрик Булатов. Точка. Фото моё.
Эрик Булатов. Точка. Фото моё.

Но, помимо сугубо художественного контекста (Малевич, Некрасов, Кабаков), всякий насмотренный глаз обнаружит здесь отсылку (не знаю, насколько преднамеренную) к совсем другому артефакту, принадлежащему скорее к разряду сайнс-арта.

Это знаменитый снимок "Бледно-голубая точка" (Pale blue dot), сделанный в 1990 году по команде НАСА зондом "Вояджер-1" с расстояния примерно в 5,9 миллиардов километров.

В силу несовершенства техники, имевшейся на зонде, фото вышло зернистым, а точка - наша Земля - едва различимой (найдете?).

Фото НАСА.
Фото НАСА.

В 2020 году, в связи с юбилеем легендарного снимка, НАСА выпустило в свет его отредактированную современными средствами версию.

Отредактированная версия 2020 года. НАСА.
Отредактированная версия 2020 года. НАСА.

Теперь - похоже?...

Я не знаю, обращал ли внимание художник на снимок 1990 года, но он вполне мог его где-то видеть или слышать о нем. В 1994 году знаменитый астрофизик и фантаст-беллетрист Карл Саган опубликовал книгу статей "Голубая точка. Космическое будущее человечества" (Pale Blue Dot: A Vision of the Human Future in Space). Перевод на русский был сделан в 2016 году, однако идеи могли циркулировать в общем пространстве культуры.

Точка в работе Эрика Булатова допускает двойное истолкование:

1. Это нечто вроде "белой дыры" - места, через которое в темную Вселенную проникает свет из иного мира. И в таком случае концепция Булатова оспаривает концепцию Кандинского, увидевшего в проеме распахнутого окна беспросветный мрак.

2. "Белая точка" - это мы, Земля со всеми землянами, увиденная из космических глубин. И тогда концепция - другая: чудо существования жизни в безжизненном космосе, вопреки всему.

Земля и Луна с орбиты Сатурна. Снимок зонда Кассини.
Земля и Луна с орбиты Сатурна. Снимок зонда Кассини.

И еще одно произведение Булатова в том же космическом духе.

"Разрез", 1966.

Э. В. Булатов. Разрез. 1966. Фото с выставки моё
Э. В. Булатов. Разрез. 1966. Фото с выставки моё

По собственному признанию художника, это тоже результат диалога с Черным квадратом Малевича, в котором Булатов обнаружил идею некоей скошенности пространства.

Но мы нередко склонны видеть даже в абстрактной живописи то, что вовсе не является абстракцией, хотя и не имеет отношения к житейской прозе и окружающему нас предметному миру.

Галактика NGC Лезвие ножа. Фото из сети.
Галактика NGC Лезвие ножа. Фото из сети.

Опять же, пожелай художник изобразить галактику (или, допустим, покрытие Луной Сатурна), он вряд ли мог бы тягаться с современной оптикой космического телескопа. Живописное произведение более обобщенно, многомерно и символично.

--