Найти в Дзене

Сценарий для общения у людей с РАС

Когда-то в давние времена, я работала в колл-центре, где общение с клиентом вначале строилось по заранее написанному скрипту, сценарию, только пишешь ты его не сам, тебе загружают готовый скрипт и по нему надо строить диалог с клиентом, и бывали даже довольно забавные случаи  Если на все вопросы клиентов будет тот вариант ответа, который прописан в скрипте, сценарии, диалог состоится успешно, все хорошо, клиент получил нужную консультацию, ты прекрасный специалист  А вот если клиент начнет задавать вопросы, вариантов которых в скрипте нет, но по правилам тебе нужно пользоваться только готовым скриптом здесь и начинаются сложности  Клиент спрашивает об одном, а ему приходится озвучивать ответ из скрипта, который к вопросу не подходит или подходит не так как надо  И тогда клиент начинает недоумевать, и спрашивать «Девушка Вы робот? Переключите меня на специалиста», а разговаривает с ним специалист и переключить никуда не может  От этого возникает непонимание, вероятность, конфликтно

Когда-то в давние времена, я работала в колл-центре, где общение с клиентом вначале строилось по заранее написанному скрипту, сценарию, только пишешь ты его не сам, тебе загружают готовый скрипт и по нему надо строить диалог с клиентом, и бывали даже довольно забавные случаи 

Если на все вопросы клиентов будет тот вариант ответа, который прописан в скрипте, сценарии, диалог состоится успешно, все хорошо, клиент получил нужную консультацию, ты прекрасный специалист 

А вот если клиент начнет задавать вопросы, вариантов которых в скрипте нет, но по правилам тебе нужно пользоваться только готовым скриптом здесь и начинаются сложности 

Клиент спрашивает об одном, а ему приходится озвучивать ответ из скрипта, который к вопросу не подходит или подходит не так как надо 

И тогда клиент начинает недоумевать, и спрашивать «Девушка Вы робот? Переключите меня на специалиста», а разговаривает с ним специалист и переключить никуда не может 

От этого возникает непонимание, вероятность, конфликтной ситуации и жалобы от клиентов на обслуживание 

Потом уже руководители поняли, что такой жесткий вариант сценариев не подходит и переписали правила, чтобы можно было отвечать на вопрос клиента в соответствии с ситуацией

Ну и у нас был определенный вариант представления себя, предложения помощи, прощания с клиентом одни и те же заученные фразы, и конечно весь диалог строился по теме обращения, на посторонние вопросы, не в рамках проблемы клиента, мы не отвечали

Убрали эти неудобные скрипты и во время разговора нужно было найти информацию для ответа клиенту в специально созданной базе, или проанализировать то что у него произошло и выдать решение, смотря на каком ты направлении работал в данный момент, в процессе звонка выбрать и заполнить тему обращения, и то что было предложено 

Само время звонка было ограниченно, на разговор отводилось не больше 2-3 минут и за это время нужно было найти вариант для решения вопроса, или если не получается, перевести на другого, ну там хоть можно было поставить клиента на паузу и поискать ответ

Разговоры и экран во время разговора записывался, потом в конце месяца отбиралось рандомно от 5-10 звонков, прослушивалось, анализировалось и оценивалось качество разговора и правила его ведения 

Так и человек с РАС частично похож на сотрудника колл-центра, который тоже разговаривает по заранее написанному сценарию, только придумывает его сам в своей голове

И в реальной жизни не поставишь другого на паузу в ожидании ответа, нужно действовать быстро, а это затруднительно, особенно когда все пошло не по заранее придуманному сценарию 

 

Когда обычный человек отправляется в какое-либо место: магазин, кафе, на работу, на мероприятие и тд, встречается с друзьями, родственниками, случайно увидит знакомого, или столкнется с незнакомцем, или неожиданной ситуацией, он будет действовать интуитивно, подстраиваясь под ту ситуацию которая произошла, т.е. действовать по ситуации в которой оказался, в рамках этой ситуации адаптируясь, приспосабливаясь и подстраиваясь под нее

У человека с Синдромом Аспергера совсем не так, у него нет встроенного механизма интуитивной адаптации, и это ощутимо осложняет взаимодействие с окружающим миром, в том числе и с людьми 

Тем, что он на уровне интуиции не понимает как действовать в разных ситуациях, а неожиданные моменты и вовсе вызывают ступор

 И чтобы понимать,. как действовать в той или иной ситуации, его мозг создает разные сценарии, скрипты возможного поведения, этакое: Дерево сценариев только без ствола, где есть корень и ветки, корень это например место событий, а ветки и ответвления это сами события и их варианты развития 

 

 Сейчас поясню на примере:

Заходит человек с РАС в магазин - магазин это КОРЕНЬ

И отсюда уже будут идти ветки и ответвления возможных событий: 

Смотрит есть продавец или нет: 

-Продавец на месте - Идти к продавцу -Продавец занят 

вариант А: ждать вариант Б искать товар самому 

Если выбран сценарий А ждать: 

Продавец освободился-подойти

-поздороваттся-спросить о товаре

Продавец ответил, что Товар есть-просить показать-спросить о характеристиках товара-подходят? о нужном цвете-есть нужный цвет-берем

Нет нужного цвета: 

- Первый вариант: берем то что есть 

- Второй вариант: спросить есть ли похожее нужного цвета 

- Третий вариант: не берем товар, ищем в другом месте 

Товара вообще не оказалось: - спросить есть ли похожее И тд 

И все бы хорошо, все так и поступают, в аналогичной ситуации в магазине, но все действуют уже по той ситуации которая возникает в процессе, ориентируясь на месте 

А человек с Аутистическим спектром продумывает возможные варианты событий и свое поведение на них заранее, это можно сравнить с написанием сценария или скрипта, но в голове 

Поэтому многие люди и воспринимают людей с РАС как роботов с заученными фразами

Он заранее продумывает разные варианты событий и подходящие варианты ответов 

Синдром Аспергера скрипты и сценарии
Синдром Аспергера скрипты и сценарии

И вот если произошла ситуация, на которую заранее сценарий в голове не прописан, здесь и начинаются сложности

И реакция человека с РАС может быть непредсказуемой как для него самого, так и для окружающих 

ПРОДОЛЖИМ ПРО МАГАЗИН:

Человек с РАС говорит продавцу: 

-Здравствуйте! Он в голове построил сценарий, что продавец здоровается в ответ

А продавец ему говорит:

- Ты кто такой? Ты че сюда пришел 

вообще? Те че надо?

Ситуация неожиданная, готового сценария ответа на это не предусмотрено, человек с РАС начнет подвисать, так подвисать, подвисать, пытаясь быстро сориентироваться в ситуации и сообразить что делать:

* Что-то ответить? Если ответить то что?

* А что дальше?

 * Или Развернуться и уйти молча?

И если ситуация требует немедленного решения, или ответа, а его не предусмотрел заранее, для человека с РАС это окажется психотравмирующим событием, и от того что надо быстро подстроиться под новую ситуацию, а он не смог этого сделать, может случиться перегруз и человек впадает в ступор и зависнет как компьютер,или начнет творить какую-то дичь, например он у него может случиться истерика т.е. Мелтдаун

Или если все пошло не по его сценарию, накричать, нагрубить, нахамить, раскидать и не потому что человек истерик, или невоспитанный, а потому что его мозг не справился с перегружающими его событиями

Человек то может быть и спокойным в

обычном своем режиме, а вот когда произошла непредвиденная ситуация и поведение будет непредвиденное 

А окружающие что? Будут крутить пальцем у виска и говорить неадекват, истеричка, не понимая всю цепочку событий 

После, ему будет очень стыдно за свое неадекватное поведение, опять он будет думать что не такой как все и как он отличается от остальных, и его это будет удручать, но тут уж как есть 

Потом уже конечно человек с РАС разберет этот случай и заготовит разные сценарии своего поведения и если еще раз попадет в подобную ситуацию у него уже будут варианты действий 

Но дело в том, что сама жизнь не предсказуема на события и скрипт в голове на все сразу не про пишешь, поэтому людям с аутистическим спектром приходится тратить много своего внутреннего ресурса: мало того на создание в голове скриптов, сценариев, так и на те ситуации, которые ими не предусмотрены и разгребать последствия своего неожиданного поведения, это може наносить травмы и накладывать свой отпечаток 

Поэтому общение в он-лайн режиме для них проще, если что-то пойдет не по заданному сценарию можно взять паузу и обдумать свой вариант ответа, свои дальнейшие действия не торопясь и не перегружая и не травмируя свою психику 

Подборка о Синдроме Аспергера (пополняется)

Синдром Аспергера | Жизнь и работа педагога-психолога | Дзен