После начала СВО матери погибших военнослужащих стали часто обращаться с исками к бывшим мужьям о лишении их права на получение единовременной выплаты, пособия и страховой суммы, которые могут получить родители в связи с гибелью военнослужащего. О некоторых таких кейсах я писала:
Не так давно Верховный суд вновь рассмотрел похожее дело.
В воспитании не участвовал, сыном не занимался
Мать погибшего участника СВО обратилась в суд с требованием лишить отца военнослужащего права на получение всех положенных родителям выплат: страховой, единовременной, компенсаций и региональных мер поддержки. По доводам иска ее бывший муж не участвовал в воспитании сына, финансового участия в его жизни не принимал, не содержал его, злоупотреблял алкоголем и фактически исчез из жизни семьи с 2012 года.
Районный суд удовлетворил иск, признав, что отец фактически утратил с сыном родственные связи и не может быть отнесён к числу лиц, которые вырастили защитника Отечества. При этом отец погибшего проявил максимально равнодушное поведение относительно судьбы своего чада после ухода из семьи, отметил суд первой инстанции.
В 2012 году отец ушел из семьи и прекратил общение с сыном, не принимал участия в его воспитании, моральной, физической и духовной поддержки не оказывал. Ввиду тяжелого материального положения истицы, несмотря на установление инвалидности, работала и самостоятельно обеспечивала сына всем необходимым, в том числе благодаря помощи администрации школы, соседей, родственников и неравнодушных людей. Каких-либо мер для надлежащего выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию сына ответчик не предпринимал
Однако, суды апелляционной и кассационной инстанции отменили решение суда первой инстанции, указав, что невовлеченность отца в воспитание не была доказана судом первой инстанции. Дело дошло до Верховного.
Позиция главного суда
Верховный суд РФ, изучив материалы, отменил решения апелляции и кассации.
ВС отметил, что получение выплат это не только форма привычной компенсации, а они также затрагивают и моральный вопрос, связанный с воспитанием военнослужащего.
Цель названных выплат — компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах
Верховный суд сослался на постановление Конституционного суда РФ № 16-П и № 22-П, в которых подчеркивалось, что выплаты служат целью «выразить от государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества — защитников Отечества».
И что важно, ВС отметил, что цель выплат это еще и моральная оценка родителям:
не только возместить материальные потери, но и дать моральную оценку родительскому подвигу
«В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Россия как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произведен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности», — отмечает Верховный суд.
Как меняется судебная практика
Именно Верховный Суд с началом СВО и неизбежно образовавшимися делами данной категории стал формировать следующие позиции:
отцы погибших военнослужащих, которые злостно уклонялись от уплаты алиментов и имели задолженность, должны быть лишены права на государственные социальные выплаты в связи с гибелью военнослужащего ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда от 01.07.2024 № 56-КГ24-6-К9 (УИД 25RS0003-01-2022-003886-72).
отцы должны быть лишены права на государственные социальные выплаты, если после развода они не занимались до совершеннолетия воспитанием ребенка, не имели тесные семейные связи, а алименты платили по исполнительному листу ниже прожиточного минимума ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2024 № 58-КГ24-11-К9 https://www.vsrf.ru/lk/practice/cases/12-35582354).
Верховный Суд отметил, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых - лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В разных решениях суды стали следовать такому ориентиру, что можно найти в разных решениях, как например:
с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае злостного уклонения родителя от выполнения своих обязанностей по воспитанию и содержанию ребенка.
Ответчиком не представлено доказательств реального участия в жизни погибшего, обеспечения его материально (покупка подарков, продуктов питания, одежды, помощь в организации похорон и иное) помимо выплат алиментов с момента ухода с семьи до совершеннолетия погибшего, так и его гибели
Такая позиция Верховного Суда не просто защищает добросовестных родителей, но и укрепляет институт семьи, поскольку после развода родителей отдельно проживающий родитель обязан не только добровольно выплачивать адекватные алименты на ребенка (детей), но и заниматься его воспитанием и участвовать в жизни ребенка до 18 лет.
Запись на консультацию через телеграмм @AlexandraMarova
Еще больше интересного и полезного в моем ТГ канале и на ютьюбе