Обстоятельства, которые могли бы привести к лишению родительских прав (неисполнение обязанностей родителей, злостное уклонение от уплаты алиментов), могут стать основанием для отказа родителям погибшего военнослужащего в предоставлении мер социальной поддержки. Такое интересное Определение вынес Верховный суд. Делюсь.
Наталья, будучи матерью военнослужащего Алексея обратилась в суд с иском о лишении права ее бывшего супруга (отца Алексея) на выплату пособий и страховой суммы в связи с гибелью сына при выполнении боевых задач в ходе СВО.
В иске Наталья ссылалась на то, что согласно нормам права, в случае гибели военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, родители такого военнослужащего в равных долях имеют право на получение мер социальной поддержки в виде страховой суммы (2 млн), единовременного пособия (3 млн), единовременной выплаты (5 млн).
При этом отец с 2004 года не принимал участия в воспитании сына, не оказывал ему моральную, физическую, духовную поддержку, не содержал его материально, алименты не выплачивал, не предпринимал каких-либо мер для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития. Отец никогда не интересовался судьбой своего ребенка, впервые за много лет появился только на его похоронах.
При этом отец обратился за указанными выплатами и получил их, что является, по мнению Натальи неосновательным обогащением.
Суд первой инстанции, апелляция и следом кассация в иске Натальи отказали. Суд первой инстанции сослался на положения пункта 1 ст. 71:
Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 настоящего Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
И рассудил, что если отец не лишен родительских прав, то оснований для его лишения, как родителя, права на получение выплат не имеется. Кроме того, суд отклонил довод матери о неуплате алиментов, указав на то, что мать не представила доказательств злостного уклонения отца от уплаты алиментов В материалах дела отсутствуют сведения о периодах и размере задолженности по алиментам, исполнительное производство по взысканию с отца алиментов прекращено в связи с заявлением взыскателя об окончании исполнительного производства. С иском о лишении родительских прав мать не обращалась.
Такую позицию поддержали апелляция и кассация.
И со всеми ними не согласился Верховный
Указанный в законах круг лиц, имеющих право на получение мер поддержки в связи с гибелью военнослужащего не исключает необходимости учитывать различия в их фактическом положении и учитывать их действия по воспитанию и содержанию погибшего...
Это, пожалуй, один из главных тезисов. В очередной суд главный суд сказал - оценивать необходимо с учетом фактических обстоятельств, а не по формальным признакам. В определении об этом написано вот так:
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ, статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, подпункте "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Далее, Верховный отметил, что такие дела следует разрешать руководствуясь в совокупности как законодательством о мерах социальной поддержки, так и семейным законодательством.
А положения семейного законодательства устанавливают, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между родителями и детьми.
При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания.
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.
Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав.
В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
При этом нельзя не учитывать и цель правового регулирования мер социальной поддержки, на что эти меры направлены...:
направлены на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы
И дальше Верховный озвучивает понятным языком самое главное:
лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав, в том числе в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Обстоятельства, имеющие значение
Верховный суд указал на следующие обстоятельства, которые имели значение при разрешении дела, но которые не были исследованы нижестоящими судами:
- принимал ли отец какое-либо участие в воспитании сына;
- оказывал ли ему моральную, физическую, духовную поддержку;
- содержал ли сына материально;
- предпринимал ли отец какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития;
- имелись ли между отцом и его сыном Алексеем фактические семейные и родственные связи.
Ничего из перечисленного судами досконально исследовано не было, а ряд доказательств со стороны отца суд и вовсе принял лишь с его слов - на это также указано в определении.
Как итог: судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила решение первой инстанции и определения апелляционной и кассационной инстанций и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В этом деле были и иные интересные вопросы. Определение доступно здесь.
PS: Желаю, чтобы ни у кого и никогда не возникало личной актуальности для разрешения аналогичных споров. Пусть интерес к определению будет лишь с правовой точки зрения.