Найти в Дзене

10 ноября 1888 года родился Андрей Николаевич Туполев

10 ноября 1888 года родился Андрей Николаевич Туполев — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер, доктор технических наук. Академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда. Заслуженный деятель науки РСФСР. Лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий и Государственной премии СССР. Родился Андрей Туполев в селе Пустомазово в Кимрском районе Тверской области в семье провинциального нотариуса. По происхождению по матери из дворян. В 1908 году Туполев поступил в Императорское Московское техническое училище, здесь в Воздухоплавательном кружке он познакомился с Николаем Жуковским, основоположником аэродинамики. Знакомство со знаменитым учёным оказало большое влияние на молодого Туполева. Училище Туполев окончил с отличием в 1918 году, вместе с Жуковским выступил организатором Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), в ЦАГИ он возглавил авиационный отдел. Перед ЦАГИ стояла масштабная задача – создание отечественного авиапрома. В 1923 году Туполе
А. Н. Туполев
А. Н. Туполев

10 ноября 1888 года родился Андрей Николаевич Туполев — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер, доктор технических наук. Академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда. Заслуженный деятель науки РСФСР. Лауреат Ленинской премии, четырёх Сталинских премий и Государственной премии СССР.

Родился Андрей Туполев в селе Пустомазово в Кимрском районе Тверской области в семье провинциального нотариуса. По происхождению по матери из дворян.

В 1908 году Туполев поступил в Императорское Московское техническое училище, здесь в Воздухоплавательном кружке он познакомился с Николаем Жуковским, основоположником аэродинамики. Знакомство со знаменитым учёным оказало большое влияние на молодого Туполева.

Училище Туполев окончил с отличием в 1918 году, вместе с Жуковским выступил организатором Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), в ЦАГИ он возглавил авиационный отдел.

Перед ЦАГИ стояла масштабная задача – создание отечественного авиапрома. В 1923 году Туполев сконструировал свой первый лёгкий одноместный самолёт АНТ-1, а в 1924 году АНТ-2, это был первый советский цельнометаллический самолёт.

В последующие годы именно цельнометаллические самолёты, разработанные конструктором стали выпускаться серийно. В 1925 году Туполев создал цельнометаллический двухмоторный самолёт ТБ-1, который считался в мире одним из лучших бомбардировщиков того времени. В 1932 году был сконструирован усовершенствованный самолёт ТБ-3 (АНТ-6),

На самолете туполевского КБ АНТ-25 Валерий Чкалов Михаил Громов совершили перелёты в Америку.

В 1937 году Туполева арестовали, обвинили в шпионаже и приговорили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Продолжая работу в заключении, Андрей Николаевич создал фронтовой бомбардировщик «103» (Ту-2). От дальнейшего отбывания наказания Туполева освободила начавшаяся война.

Туполев был полностью реабилитирован 9 апреля 1955 года.

Он продолжил руководить своим КБ, а в 1956 году назначен генеральным конструктором. Здесь было реализовано более 300 различных проектов. В реальность было воплощено более 100 из них. Около 70 были в серийном производстве.

Среди них были всемирно известные гражданские и военные самолеты, такие как Ту–95, Ту-22, Ту-154 и Ту-144. На этих самолетах было установлено более 78 мировых рекордов.

Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин, А. С. Шенгардт.

Скончался Андрей Николаевич 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.