Найти в Дзене

Семейные ценности в древней Руси

В средневековой Руси представления о семье были куда строже, чем можно себе представить... Там, где царил Домострой, жизнь семьи строилась как идеально отлаженный механизм, где каждый знал своё место — и шаг в сторону считался нарушением не только семейного порядка, но и Божьей воли. По Домострою муж был безусловным главой дома — добытчиком, учителем, наставником. Жена — «государыня дома», ответственная за всё: от запаса муки в амбаре до воспитания детей и поведения слуг. Дети — покорные подданные, которые с раннего возраста знали: труд — добродетель, а баловство — грех. Смех, шумные игры, лень — всё это считалось «от дьявола». Даже радость нужно было выражать сдержанно, чтобы не вызвать у Господа нареканий. Домострой при всей своей суровости относился к женщине с уважением — если она была «добрая, молчаливая и трудолюбивая». Такая жена была венцом мужу, «веселила его сердце» и даже имела власть внутри дома: ей подчинялись слуги и дети. Но стоило хозяйке «болтать лишнее» или небрежно о
Оглавление

Когда семья была священна, а смех — почти грех

В средневековой Руси представления о семье были куда строже, чем можно себе представить...

Там, где царил Домострой, жизнь семьи строилась как идеально отлаженный механизм, где каждый знал своё место — и шаг в сторону считался нарушением не только семейного порядка, но и Божьей воли.

Семья — маленькое царство

По Домострою муж был безусловным главой дома — добытчиком, учителем, наставником.

Жена — «государыня дома», ответственная за всё: от запаса муки в амбаре до воспитания детей и поведения слуг.

Дети — покорные подданные, которые с раннего возраста знали: труд — добродетель, а баловство — грех.

Смех, шумные игры, лень — всё это считалось «от дьявола». Даже радость нужно было выражать сдержанно, чтобы не вызвать у Господа нареканий.

-2

Женщина между святостью и тенью

Домострой при всей своей суровости относился к женщине с уважением — если она была «добрая, молчаливая и трудолюбивая».

Такая жена была венцом мужу, «веселила его сердце» и даже имела власть внутри дома: ей подчинялись слуги и дети.

Но стоило хозяйке «болтать лишнее» или небрежно относиться к дому — и считалось, что в семье поселилось зло. За «непокорность» жену можно было «учить» — сначала словом, а если не помогало, то и розгой. Правда, Домострой уточнял: «не при людях, а наедине, и после пожалеть».

Вот, что было написано в Домострое:

«Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая — венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую, только благо выносит из дома своего».
«Сама хозяйка ни в коем случае и никогда, разве что занедужит или по просьбе мужа, без дела бы не сидела, так чтобы и слугам, на нее глядя, повадно было трудиться».

Дети по правилам

Маленький ребёнок в средневековой Руси рос не среди игрушек, а среди дел.

Девочек с семи лет учили шитью, мальчиков — ремеслу отца. Читать и писать умели далеко не все: грамота была нужна лишь тем, кто пойдёт в службу или в церковь.

За шалости — наказание, за старание — похвала. И в этом строгом воспитании была своя логика: ребёнка растили не для счастья, а для долга. Чтобы он знал своё место в мире — и в доме, и перед Богом.

-3

Цитаты из Домостроя:

«Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним, в малом послабишь — в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою».
«Сын или дочь, не послушные отцу или матери, сами себя погубят и не доживут до конца своих дней, если прогневят отца или досадят матери».

Домострой как зеркало эпохи

Сегодня многие цитаты из Домостроя звучат жёстко, даже дико.

Но если отбросить суровую внешнюю оболочку, видно: за этими правилами стояло желание сохранить порядок, мир и взаимное уважение в большом доме, где под одной крышей жили родители, дети, слуги и старики.

Домострой не просто учил, как жить — он учил, как выжить в мире, где не было соцсетей, психологов и семейных консультантов.

Семейные ценности средневековой Руси — это не только о строгости и подчинении. Это ещё и про верность, взаимную заботу и уверенность, что дом — это крепость, где каждый знает: за тобой всегда кто-то стоит.